Жумажанова Нургул
Тапитановна,
учитель русского языка и
литературы
СОШ имени Бегалина с.Кайнар
г.Семей
Восточно-Казахстанской
области.
11 «А»класс Русская
литература
Тема : Роман «Тихий
Дон»
Цели: Рассмотреть, как
разрешает проблему выбора главный герой романа М.Шолохова «Тихий
Дон» Григорий Мелехов.
Формирование жизненной
позиции учащихся.
Развитие мышления учащихся, развитие устной
речи, развитие навыка рефлексировать.
Оборудование:
Презентация к
уроку.
Выписки из
романа.
Портрет М.
Шолохова.
Работа учащихся ведётся в
группах.
План
занятия:
Налаживание
взаимоотношений с учащимися.
Постановка проблемы
урока.
Индукция: построение
ассоциативных рядов, работа с текстом.
Конфликт (Цитаты из
текста.)
Просмотр фрагмента
кинофильма.
Социоконструкция.
Написание сиквейна, ответы на проблемный вопрос.
Социализация.
Рефлексия.
Ход урока
Вопрос:
Скажите, ребята, случалось
ли вам попадать в ситуации, когда приходилось делать выбор? Как
часто?
В жизни нам приходится
принимать сложные решения, делать единственно правильный
выбор.
Скажите, чем
руководствуетесь вы, делая выбор?
/обстоятельства, среда,
цель, «я сам»/
Существует две точки
зрения:
Выбор человека зависит от
обстоятельств. « Сильнее всего неизбежность, ибо она властвует над
всеми». Фалес. Древнегреческий философ.
Человек сам творит свою судьбу. « Люди хозяева
своей жизни» у. Шекспир.
Возникает вопрос:
Человек зависит от
обстоятельств или сам творит свою судьбу? Как поступить? Как
сделать правильный выбор?
И тема сегодняшнего занятия
«Сам ищу выход»
2. Герой и обстоятельства – вечная тема в
искусстве и литературе.
Своего главного героя
Григория Мелехова Михаил Шолохов ставит перед необходимостью
выбора. «Сам ищу выход», «Блуждаю я , как метель в степи…»,-
говорит о себе Григорий.
Вопрос:
Перед каким выбором
оказывается Григорий Мелехов?
/К кому прислониться?
Наталья или Аксинья?/
3. Григорий Мелехов ищет
свой выход.
Задание: Запишите ассоциации, которые вызывает у
вас этот герой.
Это могут быть какие-либо
образы, природные явления.
Объяснить, почему именно эти
ассоциации у вас возникли?
Чтение определения слова
ассоциации.
Пример ассоциации к
образу Натальи.
Время выполнения задания 2
минуты. Можно обсудить в группе.
Прочитать, что
записали.
4. ,, Срубил человека зря и
хвораю через него... Душа стенить.
...огрубело сердце, зачерствело... и как солончак
не впитывает воду, так и сердце Григория не впитывало
жалости,,
Прочитать и ответить на
вопрос: Что
происходит в душе героя, когда он оказывается в ситуации
выбора?
Прочитать. Что происходит в
душе героя, когда он оказывается в ситуации выбора?
5. Работа с
текстом.
Задание: прочитать, подчеркнуть в тексте по пять
слов, словосочетаний, фраз, которые на ваш взгляд передают
внутреннее состояние Григория Мелехова. Объяснить, почему именно
эти слова подчеркнули?
«Ломала и его усталость,
нажитая на войне. Хотелось отвернуться от всего бурлившего
ненавистью, враждебного и непонятного мира. Там, позади, всё было
путано, противоречиво. Трудно нащупывалась верная тропа; как в
топкой гати, зыбилась под ногами почва, тропа дробилась, и не было
уверенности – по той ли, по которой надо идёт. Тянуло к большевикам
– шёл, других вёл за собой, а потом брало раздумье, холодел
сердцем…
Мира и тишины хотелось,-
поэтому-то застенчивую радость и берёг в суровых глазах
Григорий».
«Григорий шёл, испытывая
такое чувство, будто перешагнул порог, и то, что казалось неясным,
неожиданно встало с определённой ясностью. И оттого, что стал он на
грани в борьбе двух начал, отрицал оба их, - родилось глухое,
неумолчное раздражение».
«Всё было решено и взвешено
в томительные дни.… Будто и не было за его плечами дней поисков
правды, тяжёлой и внутренней борьбы. Душа металась как зафлаженный
на облаве волк в поисках выхода, в разрешении противоречий. Ему
казалось, что в жизни не было такой правды, под крылом которой мог
бы посогреться всякий, и, до края озлобленный, он думал: у каждого
своя правда, своя борозда».»
«Одной правды нету в жизни.
Видно, кто кого одолеет, тот того и сожрёт. А я дурную правду
искал. Душой болел, туда – сюда качался».
«Григорий страдал не только
потому, что по-своему любил Наталью и свыкся с ней за шесть лет,
прожитых вместе, но и потому, что чувствовал себя виноватым в её
смерти… Наталья простила ему всё… и это увеличивало его страдания,
отягчало совесть немолкнущим укором, заставляло по – новому
осмысливать прошлое и своё поведение в нём».
«Ему было безразлично, где
бы ни жить, лишь бы жить спокойно. Но вот этого-то спокойствия он и
не находил… Тягостная неопределённость мучила, мешала
жить».
«От земли я никуда не
тронусь. Моим рукам работать надо, а не воевать. Вся душа
изболелась за эти месяцы».
Прочитать, что подчеркнули. Объяснить,
почему.
Каким был выбор героя? За
каждым эпизодом – трагедия и драма. Но к чему же пришёл
Григорий?
Он ни к кому не примкнул и
потерял всё и всех: брата Петра, отца, Наталью, Аксинью.
«Мертвея от ужаса, понял,
что всё кончено, что самое страшное, что только могло случиться в
жизни, случилось».
И вновь вопрос: Что же
делать?
6. Слайд 5 отрывок из кинофильма. Финал.
Просмотр.
К чему же пришёл
Григорий?
/ куда бы ни кидала его
судьба, он возвращается домой, неся на руках сына, то единственное,
что связывало его с жизнью./
В своих записях:
Записать,
озвучить.
7.Написание
сиквейна. Слайд
6
О каких понятиях шла речь
сегодня?
Выбор, судьба, душа,
верность, трагедия, дом.
Каждая группа произвольно
выбирает одно понятие и пишет сиквейн, отвечает устно на один из
вопросов по выбору.
6. Да, сложен был выбор героя.
Вопрос: к чему же пришёл Григорий в результате
своих метаний?
/Ни к кому не примкнул,
потерял своих родных и близких./
Одна из самых трагических
потерь – Аксинья.
Прочитать слова со
слайда.
И вновь вопрос, что делать?
Григорий делает свой последний выбор.
7. Сейчас мы просмотрим
финал художественного фильма «Тихий Дон», а к вам ещё
одно задание: составить
вопросы к этому эпизоду.
Прочтение вопросов. Дать
ответы на поставленные вопросы.
8. Написание
сиквейна.
Вопрос: О каких понятиях шла речь на
занятии.
Учащиеся называют, учитель
записывает их на доске.
Задание: выбрать одно понятие и написать
сиквейн.
Можно обсудить результат в
группе.
Прочтение
сиквейнов.
9. Выбор Григория был сложен.
Вопрос: Как же действовал Григорий: был под
властью обстоятельств или сам делал свою судьбу?
Вопрос обсуждается в
группах. Даётся один ответ от группы.
(Если позволяет время,
дается письменное задание, затем ответы учащихся
читаются)
10.Рефлексия. Учащимся
предлагается дать ответы на вопросы.
Какие задания вызвали
затруднения, какие показались интересными?
11. В заключении я бы хотела
привести высказывание Мигеля Сервантеса:
« В жизни судьба всегда
оставляет дверку для выхода». Впереди у вас очень долгая и трудная
жизнь и вам не раз придётся делать выбор. И мне хочется пожелать
вам, чтобы ваши решения были бы правильными.
Д\з подг.сообщение «Выбор в моей
жизни»