Материалдар / Открытый урок. 11 класс Тихий Дон
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

Открытый урок. 11 класс Тихий Дон

Материал туралы қысқаша түсінік
Материал оқушыға және мұғалімге дидактикалық көмек ретінде өте пайдалы.
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
11 Маусым 2018
456
0 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Жумажанова Нургул Тапитановна,

учитель русского языка и литературы

СОШ имени Бегалина с.Кайнар г.Семей

Восточно-Казахстанской области.

11 «А»класс Русская литература

Тема : Роман «Тихий Дон»

Цели: Рассмотреть, как разрешает проблему выбора главный герой романа М.Шолохова «Тихий Дон» Григорий Мелехов.

Формирование жизненной позиции учащихся.

Развитие мышления учащихся, развитие устной речи, развитие навыка рефлексировать.

Оборудование:

Презентация к уроку.

Выписки из романа.

Портрет М. Шолохова.

Работа учащихся ведётся в группах.

План занятия:

Налаживание взаимоотношений с учащимися.

Постановка проблемы урока.

Индукция: построение ассоциативных рядов, работа с текстом.

Конфликт (Цитаты из текста.)

Просмотр фрагмента кинофильма.

Социоконструкция. Написание сиквейна, ответы на проблемный вопрос.

Социализация.

Рефлексия.

                                                     Ход урока

Вопрос: Скажите, ребята, случалось ли вам попадать в ситуации, когда приходилось делать выбор? Как часто?

В жизни нам приходится принимать сложные решения, делать единственно правильный выбор.

Скажите, чем руководствуетесь вы, делая выбор?

/обстоятельства, среда, цель, «я сам»/

Существует две точки зрения:

Выбор человека зависит от обстоятельств. « Сильнее всего неизбежность, ибо она властвует над всеми». Фалес. Древнегреческий философ.

Человек сам творит свою судьбу. « Люди хозяева своей жизни» у. Шекспир.

Возникает вопрос: Человек зависит от обстоятельств или сам творит свою судьбу? Как поступить? Как сделать правильный выбор?

И тема сегодняшнего занятия «Сам ищу выход»

2. Герой и обстоятельства – вечная тема в искусстве и литературе.

Своего главного героя Григория Мелехова Михаил Шолохов ставит перед необходимостью выбора. «Сам ищу выход», «Блуждаю я , как метель в степи…»,- говорит о себе Григорий.

Вопрос: Перед каким выбором оказывается Григорий Мелехов?

/К кому прислониться? Наталья или Аксинья?/

3. Григорий Мелехов ищет свой выход.

Задание: Запишите ассоциации, которые вызывает у вас этот герой.

Это могут быть какие-либо образы, природные явления.

Объяснить, почему именно эти ассоциации у вас возникли?

Чтение определения слова ассоциации.

Пример ассоциации к образу Натальи.

Время выполнения задания 2 минуты. Можно обсудить в группе.

Прочитать, что записали.

 

4. ,, Срубил человека зря и хвораю через него... Душа стенить.

       ...огрубело сердце, зачерствело... и как солончак не впитывает воду, так и сердце Григория не впитывало жалости,,

Прочитать и ответить на вопрос: Что происходит в душе героя, когда он оказывается в ситуации выбора?

 

Прочитать. Что происходит в душе героя, когда он оказывается в ситуации выбора?

5. Работа с текстом.

Задание: прочитать, подчеркнуть в тексте по пять слов, словосочетаний, фраз, которые на ваш взгляд передают внутреннее состояние Григория Мелехова. Объяснить, почему именно эти слова подчеркнули?

«Ломала и его усталость, нажитая на войне. Хотелось отвернуться от всего бурлившего ненавистью, враждебного и непонятного мира. Там, позади, всё было путано, противоречиво. Трудно нащупывалась верная тропа; как в топкой гати, зыбилась под ногами почва, тропа дробилась, и не было уверенности – по той ли, по которой надо идёт. Тянуло к большевикам – шёл, других вёл за собой, а потом брало раздумье, холодел сердцем…

Мира и тишины хотелось,- поэтому-то застенчивую радость и берёг в суровых глазах Григорий».

«Григорий шёл, испытывая такое чувство, будто перешагнул порог, и то, что казалось неясным, неожиданно встало с определённой ясностью. И оттого, что стал он на грани в борьбе двух начал, отрицал оба их, - родилось глухое, неумолчное раздражение».

«Всё было решено и взвешено в томительные дни.… Будто и не было за его плечами дней поисков правды, тяжёлой и внутренней борьбы. Душа металась как зафлаженный на облаве волк в поисках выхода, в разрешении противоречий. Ему казалось, что в жизни не было такой правды, под крылом которой мог бы посогреться всякий, и, до края озлобленный, он думал: у каждого своя правда, своя борозда».»

«Одной правды нету в жизни. Видно, кто кого одолеет, тот того и сожрёт. А я дурную правду искал. Душой болел, туда – сюда качался».

«Григорий страдал не только потому, что по-своему любил Наталью и свыкся с ней за шесть лет, прожитых вместе, но и потому, что чувствовал себя виноватым в её смерти… Наталья простила ему всё… и это увеличивало его страдания, отягчало совесть немолкнущим укором, заставляло по – новому осмысливать прошлое и своё поведение в нём».

«Ему было безразлично, где бы ни жить, лишь бы жить спокойно. Но вот этого-то спокойствия он и не находил… Тягостная неопределённость мучила, мешала жить».

«От земли я никуда не тронусь. Моим рукам работать надо, а не воевать. Вся душа изболелась за эти месяцы».

       Прочитать, что подчеркнули. Объяснить, почему.

Каким был выбор героя? За каждым эпизодом – трагедия и драма. Но к чему же пришёл Григорий?

Он ни к кому не примкнул и потерял всё и всех: брата Петра, отца, Наталью, Аксинью.

«Мертвея от ужаса, понял, что всё кончено, что самое страшное, что только могло случиться в жизни, случилось».

И вновь вопрос: Что же делать?

6. Слайд 5 отрывок из кинофильма. Финал. Просмотр.

К чему же пришёл Григорий?

/ куда бы ни кидала его судьба, он возвращается домой, неся на руках сына, то единственное, что связывало его с жизнью./

В своих записях:

Записать, озвучить.

7.Написание сиквейна. Слайд 6

О каких понятиях шла речь сегодня?

Выбор, судьба, душа, верность, трагедия, дом.

Каждая группа произвольно выбирает одно понятие и пишет сиквейн, отвечает устно на один из вопросов по выбору.

6. Да, сложен был выбор героя.

Вопрос: к чему же пришёл Григорий в результате своих метаний?

/Ни к кому не примкнул, потерял своих родных и близких./

Одна из самых трагических потерь – Аксинья.

Прочитать слова со слайда.

И вновь вопрос, что делать? Григорий делает свой последний выбор.

7. Сейчас мы просмотрим финал художественного фильма «Тихий Дон», а к вам ещё одно задание: составить вопросы к этому эпизоду.

Прочтение вопросов. Дать ответы на поставленные вопросы.

8. Написание сиквейна.

Вопрос: О каких понятиях шла речь на занятии.

Учащиеся называют, учитель записывает их на доске.

Задание: выбрать одно понятие и написать сиквейн.

Можно обсудить результат в группе.

Прочтение сиквейнов.

9. Выбор Григория был сложен.

Вопрос: Как же действовал Григорий: был под властью обстоятельств или сам делал свою судьбу?

Вопрос обсуждается в группах. Даётся один ответ от группы.

(Если позволяет время, дается письменное задание, затем ответы учащихся читаются)

10.Рефлексия. Учащимся предлагается дать ответы на вопросы.

Какие задания вызвали затруднения, какие показались интересными?

11. В заключении я бы хотела привести высказывание Мигеля Сервантеса:

« В жизни судьба всегда оставляет дверку для выхода». Впереди у вас очень долгая и трудная жизнь и вам не раз придётся делать выбор. И мне хочется пожелать вам, чтобы ваши решения были бы правильными.

Д\з подг.сообщение «Выбор в моей жизни»

Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!