(Оставляем одну строчку для
темы) Запишем число и классная работа в
тетрадь
Мы с вами начали изучение
раздела русского языка
«морфемика»
2. Приём «Мозговая
атака» (брейн сторминг) на
стикерах
Запишите слова или словосочетания,
которые приходят к вам, когда вы слышите слово
КОРЕНЬ.
* Дети записывают у себя на листочке,
получается примерно следующее:
корни дерева, корень цветка, корень
слова, родственные слова, однокоренные
слова.
Слово корень имеет несколько значений
.т.е какое это слово многозначное.
Таким образом, дети выходят на два
понятия корня – ботаническое и
грамматическое.
А что по этому поводу говорят
ученые?
На партах каждой группе
предлагаются листы с
информацией:
словарные статьи из толкового словаря
С.И. Ожегова
Корень – 1. Подземная часть растения,
через которую оно всасывает соки из
почвы.
2. Внутренняя, находящаяся в теле часть
зуба (корень зуба), волоса, ногтя.
3. Начало, источник, основа чего-то
(перенос.) (корень зла).
4. В грамматике: основная часть слова
без ¬ и ^.
5. В математике: математический
квадратный корень.
Найдите
общее в вашем выводе и у ученых(которые составили
словарь)
В высказываниях детей
слышим:
-
Они (ученые) думают также, только
больше знают.
-
Ученые написали, как мы, только более
доступно, чтобы было всем понятно.
-
У ученых больше знаний, они же старше и
корней у них больше, но мы догадались про дерево и слово.(ваше
мнение и мнение учёных совпали)
III. Формулировка темы
урока.
- Какое значение слова КОРЕНЬ важно
на уроке русского
языка? Попробуйте сами сформулировать тему нашего
урока.
* Дети формулируют тему урока – Корень
слова.
- А разве эта тема для вас
новая?
- Каковы же тогда цели нашей
работы?
* Учащиеся дают варианты ответов.
Учитель обобщает и открывает запись на
доске:
Цели
урока:
.4. Определение корня и однокоренных
слов.
–
Вспомните, какое определение корня мы
знаем ?
- Сравните свой ответ с тем
определением, что дает наш учебник 6 класса. Выделите ключевые
слова.
Работа по учебнику, Учащиеся выделяют
ключевые слова и поясняют свой
выбор.
Учащиеся вспоминают лексическое
значение слова.
Групповая работа. (разделение по
группам, с помощью шаров)
Задание. Определить лексическое
значение слов по корню: скворечник (домик для скворцов), чайник(
посуда для заварки чая), рукавица (предмет одежды для рук),
земляника(растение, ягода растёт над
землёй)
. – Итак, чтобы правильно написать
корень слова, надо знать его лексическое
значение.
Докажем
это.
Задание.
Зачеркнуть «ненужную» букву и выделить
корень.
Для работы предлагается следующие
предложения:
-
Ветер разв
-
Иван настойчиво
разв
-
Я д
-
Я д
|