Материалдар / Педагогиқалық идея: Цифровые технологии на уроках русского языка и литературы
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

Педагогиқалық идея: Цифровые технологии на уроках русского языка и литературы

Материал туралы қысқаша түсінік
Орыс тілі және әдебиеті пәні бойынша
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
28 Желтоқсан 2020
805
9 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Педагогическая идея


Цифровые технологии на уроках русского языка и литературы

направление: «Палитра Мастерства»



Туркестанская область

Мактааральский район

село Бескетик

СОШ № 52 им. М. Габдуллина

Учитель русского языка и литературы:

Калибекова Гульнара Усеновна

e-mail: kali.gulnara_80@mail.ru

Аннотация

Цифрлық мектеп – біздің қазіргіміз және болашағымыз. Цифрлық технология қазіргі таңда мұғалімнің уақытын тиімді және керекті қолдану үшін өте қажетті құрал.

Ұлттық сананы - мемлекеттік, экономикалық мәдениеттегі маңызды қызметтерді иеленуге қабілетті ұрпақты дайындау - ұлттық білім беру моделін құрудың басым бағыттарының бірі. Кәсіби қызметтегі сәттілікке адам жалпы және ерекше қабілетттерге, яғни білім мен шығармашылық қабілетке ие болған жағдайда ғана жетеді. Қазіргі таңда мектеп өмірдің өзгермелі жағдайларына бейімділікті, ой ұшқырлықты, коммуникативтілікті және бәсекеге қабілеттілікті оқушыдан талап етеді.

Бұл идеяда цифрлық технологияның орыс тілі мен әдебиеті пәндерінде қолданылу маңыздылығы айқындалып жатыр.






Аннотация


Цифровая школа – наше настоящее и будущее.  Цифровая технология в настоящее время самое эффективное орудие учителей для формирования универсальных навыков учащихся. Есть эффективные компьютерные упражнения для уроков русского и литературы.

Одним из приоритетов в создании национальной модели образования является воспитание национального самосознания - поколения, способного занимать важные должности в государственной, экономической культуре. Успеха в профессиональной деятельности можно добиться только при наличии у человека общих и специальных способностей, знаний и творческих способностей. Сегодня школа требует от учеников сообразительности, коммуникативности и конкурентоспособности, способности адаптироваться к меняющимся условиям жизни.

В этой идее подчеркивается значение цифровых технологий, обладающих высоким мотивационным потенциалом, в достижении эффективных результатов профессионально ориентированного обучения русскому языку и литературе.




Актуальность педагогической идеи:


  • Экономия времени.

  • Эффективность (использование эффективных упражнений, которые невозможно организовать без компьютера).

  • Формирование универсальных навыков.




Цели педагогической идеи:


  • Создание мотивации (ученики получат интересные разнообразные задания в том виде, к которому они привыкли).

  • Повышение качества образования для всех (возможность тиражировать и использовать в любой школе материалы лучших специалистов).

  • Доступность без посещения школы (возможность работать с классом во время дистанционного обучения, возможность удалённо работать с группой детей, находящихся на домашнем обучении).


Пояснительная записка

Основная цель этой идеи состоит в том, чтобы использовать нынешние цифровые технологии на уроках русского языка и литературы, с целью сэкономить время, создать эффективные упражнения для закрепления тем, и формировать универсальные навыки у учащихся.

Цифровые технологии создают мотивацию и повышают качество образования во время дистанционного обучения, обеспечивая позитивный результат обучения, позволяет вовлечь в учебный процесс всех обучающихся.


Возможности, которые дают  цифровые технологии


  • Автоматическая проверка (экономия времени преподавателя, возможность задавать на дом тренировочные диктанты) ЯКЛАСС, Лернинг апс, Решу ЕГЭ, образовательная платформа Лекта, Единая коллекция ЦОР (рекомендовано «Учитель года»)

  • Мультимедийность (возможность вставить в учебник звук, видео, что помогает лучше запомнить материал).

  • Интерактивность (включение в активную работу одновременно всех учеников группы, что даёт экономию времени). Мы работаем в классе и дома

  • Совместная работа группы над проектом (возможность совместно создавать документы, презентации, ментальные карты и т.п. исследовательской группой учащихся).

  • Статистика ошибок (экономия времени ученика при работе со словарём, экономия времени учителя при анализе ошибок).Пликерс

  • Разнообразие (возможность быстро генерировать большое и даже бесконечное количество однотипных упражнений – экономия времени учителя, повышение качества образования для ученика).










Введение


Построение занятия в ключе инновационных форм, методов и приемов обеспечивает позитивный результат обучения и позволяет вовлечь в учебный процесс всех обучающихся на высоком уровне успешности и перехода традиционной деятельности на оптимально-продуктивный характер преподавания.

Русский язык является одним из тех предметов, который способствует развитию культуры, социального и логического мышления, коммуникабельности в связи с практической деятельностью человека. Особую роль в содержании обучения отводится культурному компоненту, как критерию, во многом определяющему и влияющему на коммуникативную компетенцию.

Электронные упражнения не дадут должного эффекта, если преподаватель не понимает, что и зачем он использует.  Использование цифровых ресурсов не должно быть самоцелью.  Давайте разберёмся, зачем использовать цифровые технологии при изучении гуманитарных предметов.












Основная часть


Обучение при помощи цифровых технологий на уроках русского языка и литературы



Под использованием цифровых технологий преподаватели пока понимают лишь показ презентаций и обучающих видеороликов, раздачу ссылок на текстовые материалы да компьютерное тестирование. Что ещё можно сделать?

А вот смотрите:

  • показывать быстро меняющиеся словарные слова для зрительного запоминания каждый урок,

  • предлагать упражнения на сортировку слов, терминов, портретов писателей и т.д. с автоматической проверкой,

  • предлагать упражнения типа "вставь букву" с автоматической проверкой,

  • задавать на дом диктанты с записью диктора и автоматической проверкой,

  • предлагать зрительные диктанты с автоматическим таймером и проверкой,

  • предлагать интерактивные игры на зрительное запоминание слов, например, "Парочки",

  • предлагать задания на поиск соответствий (определений и терминов, предложений и схем, слов с одним признаком, названий произведений и писателей),

  • предлагать ученикам самостоятельно создавать подобные упражнения, 

  • создавать общий текст со множеством гиперссылок при анализе текста (например, в гуглдоках создать файл или презентацию с гипертекстом и ссылками на источники),

  • создавать общие презентации,

  • создавать ментальные карты,

  • создавать профили литературных героев в соцсетях, 

  • создавать хронологические ленты (история литературы),

  • создавать лендинги - презентации литератрурных произведений,

  • создавать слайды с инфографикой по произведениям и авторам,

  • создавать облака тегов (слова на одно правило, слова произведения, логические задачи),

  • создавать копилки примеров и списки литературы в гуглдоках,

  • создавать читательские дневники в блогах,

  • создавать видеоролики по стихам и коротким рассказам, 

  • создавать учебные мультфильмы,

  • создавать радиоспектакли,

  • анализировать тексты с помощью компьютерных программ, подсчитывающих частотные слова и выражения, выделяющих общие элементы в разных текстах и т.п. (очень помогает при анализе мотивной структуры),

  • работать с электронными обратными словарями для подбора рифм и слов на одно правило,

  • изучать лексикологию с помощью программ, дающих статистику употребления слова...

Этот перечень можно продолжать и продолжать. Технологии дают возможности, дело за вашей фантазией.




Практическая часть

Для достижения своих целей, на уроках русского языка и литературы я применяю следующий ресурс:

https://Learningapps.org – сервис для создания интерактивных заданий.

Например, по завершении темы «Бессоюзные сложные предложения»

Задаю ученикам задание «Пунктуация в БСП»,

которую я заранее создала на своей странице.

И вот это задание

Задача учеников – определить какой знак препинания нужно выбрать для определённого предложения. Каждый разгаданный пазл исчезает, и проявляется картина, спрятанная за ним.

А также при составлении этого пазла, программа предлагает спрятать за ним видеофильм на выбор, который удивит и обрадует учащихся ещё больше.

На уроке литературы я использовала хронологические линейки. Здесь ребята должны по годам распределить определенные действия писателей и поэтов.

На этом сайте можно найти по категориям предметов разные увлекательные и познавательные, для учащихся упражнения, задания, и главное, материалы для всех классов с 1-11 классы.

На своей странице вы можете создавать свои классы. Создать для каждого ученика новый акаунт и разослать им их пароли и логины. Это позволяет контролировать выполнение заданий учениками, а также в этом случае ученики не могут изменять задания или результаты упражнений.


Практическая значимость идеи


Сколько времени вам потребовалось бы на организацию зрительного диктанта для всего класса без компьютера? Если давать один вариант на всех, надо заранее написать предложение на доске, закрыть его и последить, чтоб на перемене никто не подсмотрел. На уроке открыть доску, засечь время, снова закрыть, собрать листочки для проверки или надеяться на качественную самопроверку. Максимум можно дать 2 таких предложения, потому что укромных мест на доске ровно два (если доска вообще закрывается). Чтобы раздать каждому свой вариант, надо потратить минут пять, а потом следить, чтоб все перевернули листочки и не списывали. В общем, одна возня, поэтому мало кто использует зрительные диктанты, хотя все понимают, что такая работа очень полезна. Автоматизированный зрительный диктант вместе с проверкой занимает не более 2 минут на одну фразу, причём фраз предлагается огромный набор (презентация стр. 12-15)


А вот использования гуглкарт

Тут и визуализация, и метапредметность, и работа в группах, и использование технологий. Сделаны все обязательные отжимания, а эффективность работы только выросла.

Какие сайты можно использовать для создания интерактивных заданий?

Казалось бы, как далеки русский язык и информатика! Однако появляется всё больше сервисов, которые позволяют сделать урок русского языка и литературы не только нескучным, современным и технологичным, но и более эффективным.

Самое простое, что нам подарили информационные технологии, - создание презентаций к уроку. Если вы знаете, где брать хорошие иллюстрации, если вы без труда обрабатываете эти иллюстрации (например в Фотошопе), если можете с нуля создать шаблон оформления, и главное (!) - если у вас есть время на эту работу, то вам не нужны какие-то особые программы для создания презентаций к уроку. Хватит и стандартных средств типа PowerPoint. Существуют интернет-сервисы, которые значительно упрощают процесс создания презентаций и экономят время учителя. Популярен сайт Canva

Canva - это графический сервис, который позволяет создавать любые виды презентаций прямо в браузере без установки какого-либо программного обеспечения на компьютер. Ресурс ориентирован на непрофессиональных пользователей, что отражается не только в простоте использования сервиса, но и в детальной системе обучения, которая расскажет о всех возможностях работы с проектами.

Canva предлагает своим пользователям более 300 000 бесплатных изображений для фона презентаций, более 50 тысяч уже готовых шаблонов и более 35 разных видов шрифтов от рукописных до стандартных.

Сервис ​предусматривает совместную работу нескольких людей над одним проектом, использование собственных медийных материалов при оформлении слайдов. А это значит, что одну презентацию одновременно могут делать несколько учеников.

Вишенка на торте. Дополнительный функционал: создание плана урока, грамоты, оформление рефератов и выпускных альбомов. Кроме того, если вы ведёте учительский блог, в этом сервисе можно быстро сделать стильные иллюстрации к вашим статьям. Все необходимые размеры уже заданы, выбираете соцсеть и фон, вводите текст - и всё готово!


Национальный корпус русского языка.

Инструмент для анализа текста - Национальный корпус русского языка.

Сайт представляет собой громадную библиотеку текстов и механизмы для анализа этих текстов. Например, можно быстро найти фразу, которую использовали разные авторы, что очень помогает для сравнительного анализа текстов. Моментально собирается материал для мотивного анализа по ключевому слову.

Интересна статистика употребления слов. Можно быстро получить график, который покажет, как изменялась "мода" на то или иное слово в течение столетий. Например, этот график показывает, как устаревал глагол "извольте". График составился за доли секунды.



Игры со словами

Для активизации словарного запаса можно использовать различные браузерные игры со словами. "Балда" всем известна и доступна в соцсетях, но есть более сложные и интересные игры. Некоторые из них предлагают создатели сайта http://www.iqfun.ru/ Там так много всего, что даже не возьмёмся описывать. Просто сами зайдите и поиграйте, и вам захочется предложить такие задания ученикам.

Создание ментальных карт

Запомните новое слово - майндмэппинг. Это удобная и эффективная техника визуализации. Ментальные карты можно применять для фиксации идей, анализа и систематизации информации. Что-то типа создания очень разветвлённого плана, только не в линейной записи. Предлагайте ученикам создавать ментальные карты для закрепления материала. Например, можно устроить конкурс на лучшую карту по видам придаточных предложений или по языковым средствам выразительности.

Легко устроить мозговой штурм на уроке литературы и, используя совместно одну доску, быстро добавить много примеров из текста на заданную тему. Просто шикарно для анализа мотивной структуры произведения.

Карты размещаются на бесконечных досках и могут расширяться в разные стороны. Поэтому не сложно теорию подкрепить многочисленными примерами. Примеры могут быть в прикреплённых файлах, открытых для совместного редактирования. Так вы используете ещё одну технологию. Обычно сервисы создания ментальных карт позволяют добавлять прямо на доску прикреплённые файлы для скачивания, фото и видео. К анализу эпизода можно присоединить отрывок из фильма-экранизации, а ещё лучше - из нескольких фильмов, чтоб возникло поле для сравнения и дискуссий.

Стрелки могут показывать сеть очень сложных взаимосвязей блоков. Это существенное отличие от линейного плана.

Чем карта отличается от обычного способа работы с информацией?

Во-первых, информация визиализируется, во-вторых, систематизируется, в-третьих, проще выделить основную идею, которая размещается в центре, проблемный вопрос, в-четвертых, это мыслительный процесс, демонстрирующий индивидуальный способ восприятия. Достоинства сервиса я вижу в том, что он позволяет работать как индивидуально, так и группой, применим в урочной и внеурочной деятельности для учащихся 5 - 11 классов на разных этапах урока, при подготовке к ЕНТ. Ментальные карты можно создавать по определенным темам и параграфам учебника, по биографиям поэтов и писателей, по правилам русского языка. Создавая ментальную карту, ученик работает с информацией, перерабатывает ее, самостоятельно изучает учебный и справочный материал. Для создания карты нужно вдумчиво прочитать произведение.


Личные орфографические словарики.

Создайте вместе с детьми личные орфографические словарики. Для начала добавьте те слова, которые запоминаете в этой четверти, потом можно приучить учеников пополнять словарики, работая над ошибками. Вы сразу получите несколько бесплатных автоматизированных упражнений со словами, попавшими в словарики, в разделе Тренинг. Если слово есть в нашей базе, оно попадёт в озвученные задания, если нет - только в зрительные диктанты. Программа анализирует частоту ошибок и предлагает проблемные слова чаще.

Справа от вас на этой странице кругляш "Выучить 15 слов".

Например, на этой странице подборка из трёх упражнений. Сначала слабый ученик выполняет очень простую задачу: растаскивает карточки по двум полям в соответствии с выделенными буквами. Если карточка попадёт не на место, прозвучит звуковой сигнал. Ребёнок точно справится с таким заданием, получит позитивный опыт и запомнит по ходу дела несколько слов. Затем эти же слова предлагаются в другом порядке и уже с пропущенными буквами. Можно предложить классу проговаривать слова хором. В момент нажатия на карточку появляются пропущенные буквы и ученики могут проверить себя.


Страничка литературного героя в соцсетях

На уроках литературы для полного понимания задумки автора текста, образов главных героев мы часто должны заниматься кропотливой рутинной работой. Но всегда ли это нравится нашим ученикам? Мне кажется, что нет. И причин для такого ответа множество. Поэтому каждый раз, подходя к изучению серьезного произведения, я продумываю, какое же интересное задание можно использовать, чтобы неинтересная работа заиграла другими красками.





Заключение


Я считаю применение информационных технологий необходимым на уроках русского языка, литературы и мотивирую это тем, что они способствуют совершенствованию практических умений и навыков, позволяют эффективно организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения, повышают интерес к урокам русского языка и литературы, активизируют познавательную деятельность учащихся, осовременивают урок.







ЛИТЕРАТУРА

1. Артемьева О. А., Макеева М. Н. Система учебно-ролевых игр профессиональной направленно-сти. 770 ₸ - Сатып алу

Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!