Класс: Дата: _____________________
Тема урока:
Периодический закон Д.И.
Менделеева.
Периодическая система химических
эле-
ментов Д.И. Менделеева в свете
теории
строения атома.
Цель урока: раскрыть смысл периодического закона, причины
периодичности. Показать графический способ выражения Периодического
закона.
Задачи урока:
Образовательная: систематизировать знания учащихся о
периодичности; научить школьников пользоваться Периодической
таблицей; сформулировать общие закономерности, лежащие в основе
таблицы.
Развивающая: развить у учащихся такие интеллектуальные умения
и навыки, как сравнение, сопоставление, обобщение и
анализ.
Воспитательная: дать понятие о внутренней противоречивости в
строении атомов, о материальном единстве мира, показать
диалектический характер периодического закона и периодической
системы элементов Д.И. Менделеева.
Форма урока: урок-лекция.
Оборудование и реактивы:
Периодическая система элементов;
мультимедиа.
Ход урока.
-
Проверка домашнего
задания.
Так как изучение нового материала занимает
много времени, то проверку подготовки учащихся к уроку провожу в
форме графического диктанта, используя прием «Лови
ошибку»
-
На основании сходства характерных свойств,
элементы можно разделить на металлы и неметаллы.
(Да)
-
Металлы образуют простые вещества, существующие в
разных агрегатных состояниях – твердом, жидком и газообразном.
(Нет)
-
Все неметаллы имеют характерный металлический
блеск. (Нет)
-
Амфотерность – это проявление двойственных
свойств. (Да)
-
Элементы, проявляющие двойственные свойства,
нельзя отнести ни к типичным металлам, ни к типичным неметаллам.
(Да)
-
Естественные семейства объединяют элементы со
сходными физическими и химическими свойствами.
(Да)
-
Щелочные металлы находятся в 1 группе ПСХЭ.
(Да)
-
Валентность щелочных металлов в соединениях равна
нулю. (Нет)
-
Инертные элементы, в переводе с греческого,
«рождающие соли». (Нет)
-
Щелочные металлы хранят под слоем керосина, т.к.
они быстро окисляются кислородом воздуха. (Да)
-
Гелий – это щелочной металл.
(Нет)
-
Галогены легко вступают в реакции с водородом и
металлами. (Да)
-
Инертные элементы находятся в 7 группе ПСХЭ.
(Нет)
-
Иод – это твердое кристаллическое вещество с
характерным блеском. (Да)
-
Щелочные металлы используются в иллюминации, т.к.
при пропускании через них электрического тока, они светятся разными
цветами. (Нет)
-
Изучение нового
материала
Знакомлю учащихся с планом
лекции:
План лекции
-
История открытия Периодического
закона.
а)
триады Деберейнера;
б)
«Закон октав»;
в)
Таблица Мейера;
г)
Периодический закон Д.И. Менделеева.
-
Определение Периодического закона в свете теории
строения атома.
-
Структура периодической системы химических
элементов. Определение периода, группы. Деление периодов и
групп.
-
Физический смысл порядкового номера
элемента.
-
Периодическое изменение химических свойств
элементов. Значение Периодического закона для
диалектико-материалистического понимания природы.
-
Значение Периодического закона для развития науки
и практики.
Далее излагаю материал, согласно плану
лекции. На доске – соответствующие опорные конспекты,
мультимедийное сопровождение урока.
Ш: слушают, составляют в рабочих тетрадях конспект,
изучают ПСХЭ.
-
Рефлексия:
а)
На доске слово закон латинскими (английскими) буквами. К каждой
букве найти химический элемент в ПСХЭ, определить его
местоположение в ней.
Zn,
порядковый номер.- 30; II
группа, побочная подгруппа;
IV
период, большой
Ar
K
Os
Na
б)
Называю группу в ПСХЭ, учащиеся перечисляют элементы главной и
побочной подгрупп.
Пподвожу итоги
урока.
Активно работающих учащихся –
оцениваю.
IV.Задание на дом