Утверждаю: Проверено:
Директор школы зам.директора
Тапалова Ф.К._________ Нарикбаева
Ж.У.________
«Огонёк»
Руководитель кружка:
Сейлханова А.
2017-2018
учебныйгод
Дата:________________
Тема: С.Есенин «Письмо к матери»
Цели урока: образовательная – раскрыть
идейное содержание стихотворения, рассказать о чувствах матери;
помочь прочувствовать его поэзию
развивающая – развитие речевой и
мыслительной деятельности учащихся;
уметь выразительно читать его стихи,
понимать идейное содержание; воспитывать интерес к творчеству
поэта
воспитательная – воспитывать нравственные
чувства учащихся ( любовь к близким и родным, сопереживание судьбе
другого человека) воспитывать у учащихся уважительное отношение к
женщине-матери, воспитывать патриота и
гражданина.
Оборудование, наглядные пособия: буклет
«С.Есенин», интерактивная доска.
Тип урока: комбинированный
Методы: частично-поисковый,
объяснительный.
Ход урока
I.Организационный момент. Подготовка класса к
уроку.
II.Опрос домашнего задания. Творческая биография
С.Есенина.
III.Объяснение новой темы. Вступительное
словоучителя.
Милая, добрая, старая, нежная,
Лучше тебя никого не видал!
А) Слово учителя. Сергей Александрович
Есенин родился в селе Константинова Рязанской губернии 3 октября
(21 сентября) 1895 года в семье зажиточных крестьян Александра
Никитича и Татьяны Фёдоровны Есениных. Так как мать поэта была
выдана замуж не по своей воле, то вскоре вместе с малолетним сыном
ушла жить к родителям. Через некоторое время Татьяна Фёдоровна
отправилась на заработки в Рязань, а Сергей остался на попечении
бабушки и дедушки Титовых. Мать поэта была замечательной
песенницей. От нее поэт с ранних лет слышал русские народные песни,
сказания, поговорки, загадки. Образ матери проходит через все
творчество поэта. Тоскуя по дому, по родным местам, он писал о
«милой, доброй, старой, нежной матери»:
В русской поэзии 19 века широко известны
послания Пушкина «Пущину», «К Чаадаеву», «Няне». Эта традиция
поэтических посланий оказалась близка и Сергею Есенину, который
адресовал свои «письма» родным . Вот и
сегодня перед нами приоткроется еще одна сторона жизни Есенина- его
отношение к женщине, матери, любимой. МАМА! Именно это слово становится первым в
жизни ребенка. Мама находится с каждым из нас с первых дней жизни,
учит нас видеть мир, воспринимать его в звуках, красках, образах.
Подрастая, мы часто ждем утешения именно от мамы, она пожалеет, она
поймет. Мы становимся взрослыми и покидаем родительский дом. А мамы
ждут весточки, вслушиваются в шорохи и звуки шагов у двери. И все
наши радости и огорчения, победы и поражения переживают вместе с
нами наши мамы. Именно поэтому образ матери становится одним из
главных в литературе. Многие писатели и поэты черпают вдохновения
именно в воспоминаниях о детстве, о доме, о матери. Мать – это
словно бы вся прошлая жизнь, постепенно отделяющаяся от человека,
туманная память, золотая дымка. Это – кровная связь, истонченная
временем до состояния душевной, связь, ничего не требующая, кроме
памяти. « Образ матери в живописи» . Мама – самый главный человек в
жизни каждого из нас. Доброта, заботливость и вечная тревога матери
за судьбы своих детей – вот что с восхищением и чувством великой
благодарности стремились запечатлеть живописцы на своих картинах.
( Показ картин, живописи.)
Рождение новой жизни - одно из величайших
таинств на земле, и потому имя Матери всегда окружено
благоговением. Самое дорогое и родное связано с мамой. Земля,
Родина, природа, красота, любовь – каждое из этих слов можно
соединить со словами: матушка, мать, материнство. Из века в век
вечно единство матери и ребенка. Об этом создают свои картины
художники разных народов, писатели, поэты и музыканты воспевают в
своих произведениях. «Мама» - эталон прекрасного,
нравственный ориентир в обществе. И сегодня мы попытаемся
представить этот святой образ через анализ творчества поэтов,
музыкантов, художников. О чём же писал Сергей Есенин своим близким?
Деду рассказывает о далёкой южной стране, где «розы больше кулака»
и приглашает его приехать в Закавказье, не боясь паровоза и поезда.
В «Письме к сестре» вспоминает о вишнёвом саде возле родительского
дома, о том, как вырубали его для огорода и картофеля. Но особенно
нежно привязан был Есенин к матери, которую дома ласково называл
«ма», и посвятил ей самые проникновенные, «нежностью пропитанные»
слова: «Милая, добрая, нежная, с думами грустными ты не дружись».
Матери поэт признавался, что лучше её «никого не встречал»,
горевал, что она рано постарела, вспоминал её деятельной,
работящей, любящей петь, всегда терпеливой, заботливой и доброй.
Литературный критик Марк Щеглов в статье «Есенин в наши дни»
писал:
«Любовь ко всему родному: родному крову,
очагу, к близким - это самая светлая ...тема есенинской поэзии.
Стихи Есенина, обращенные к заброшенному деревенскому дому,
старушке матери— это драгоценные выражения русской лирики». Много
раз в русской поэзии звучало обращение к матери, но у С. А. Есенина
это получилось особенно трогательно. Его строки признания в любви к
«милой, родной старушке» наполнены пронзительной сердечностью,
изливающейся нежностью. «Письмо матери»
наполнено доброжелательностью, сыновним чувством вины
за долгое молчание , признанием того, как много причинено
беспокойства родному человеку. Поэт обращается к ней с любовью,
используя при этом самые теплые, самые нежные слова.
Также легко запоминала Татьяна Фёдоровна и
стихи сына, глубоко чувствовала их. Она гордилась сыном и видела,
что путь, избранный им, вывел его на широкую дорогу, но её
материнское сердце болело из-за его неустроенности, скитальчества
вдали от родного дома. «Письмо матери»
наполнено доброжелательностью, сыновним чувством вины
за долгое молчание , признанием того, как много причинено
беспокойства родному человеку. Поэт обращается к ней с любовью,
используя при этом самые теплые, самые нежные слова.
Образ матери, самого
дорогого и близкого человека, проходит через всё творчество поэта,
воплощаясь и в образе России, и русской природы: «мать моя –
родина». Одно из первых стихотворений, обращённых к матери, было
написано в 1916 году и начиналось так: «Разбуди меня завтра рано, о
моя терпеливая мать». В 1924 году в «Письме матери» поэт вспомнит
свою давнюю просьбу и попросит о другом: «Только ты меня уж на
рассвете не буди, как восемь лет назад».
«Письмо матери» - одно из популярнейших
произведений Есенина – было положено на музыку и стало народной
песней ещё при жизни поэта. В чём же причина популярности этого
«письма»? Сегодня на уроке мы попробуем ответить на этот
вопрос.
Б) Чтение учителем стихотворения «Письмо к
матери».
IV.Закрепление темы урока.
А) Анализ стихотворения.
Каким показалось вам это стихотворение по
настроению? Какие слова из текста это подтверждают? ( стихотворение
грустное, печальное)
Можно ли назвать стихотворение «Письмо
матери» в определённой степени лирической исповедью поэта? Какие
чувства волнуют поэта, вызывая в нас ответное волнение?(Тоска по
родному дому, чувство вины перед матерью, грусть о прошлом, о
несбывшихся мечтах, надежды на возвращение, на будущее)
Какие образы рождают у поэта воспоминания о
родительском доме? Что для него родительский дом? («весенний белый
сад», «вечерний несказанный свет», «помощь и отрада»; дом для
Есенина – защита от всех жизненных бурь, место, где всегда светло и
ясно)
Поэт назвал своё стихотворение «Письмо
матери». Действительно ли это письмо? Что делает этот стихотворным
текст художественным?( Начало стихотворения напоминает обычное
письмо со словами приветствия (привет или здравствуй), с обращением
(моя дорогая, родная), с вопросом о жизни и сообщением о том, что
автор жив и здоров. Но после столь привычного, обыденного зачина
вдруг неожиданно звучит поэтическое пожелание, как в праздничном
гимне: «Пусть струится …несказанный свет». Эпитет «несказанный –
будто из сказки, удивительный, нежный, необычный. А потом поэт
снова переходит к повседневной, разговорной речи, передавая то
сведения из чужого письма: «Пишут мне, что ты, тая тревогу…», то
мысли и переживания матери.)
—С какой целью употреблены в стихотворении
диалектные слова?
Поэт рассказывает матери о себе простыми,
понятными для нее словами. Поэтому в стихотворении уместны
просторечные и диалектные слова (шибко, саданул,
шушун..).
—Почему стихотворение написано в форме
письма?
Каждая мать переживает за своего сына,
думает об опасностях, которые могут его подстерегать. Мать
переживает за сына, ни с кем не делится своей тревогой, не
беспокоит и сына своими тягостными раздумьями. Он узнает о ее
переживаниях от кого другого (Пишут мне...).
Герой относится к матери с большой любовью,
называет ее: родная, старушка, помощь и отрада...
Мы чувствуем, что поэт одинок, у него нет
никого близкого, кроме матери (Ты одна мне помощь...).
Он высказывает ей самые лучшие пожелания
(Пусть струится...), и просит успокоиться, забыть про тревогу, не
грустить. И самое лучшее, чем он может обрадовать мать - это
рассказать о своей жизни, а еще лучше - приехать домой. Любовь и
нежность к матери сочетаются с любовью к своему краю, родительскому
дому. «Низенький, избушка»-нежно называет поэт свой дом, мечтая в
него вернуться и начать новую жизнь.
В стихотворении звучит высокая и
разговорная лексика. Объясните, почему это происходит? Завершая
стихотворение, автор во многом повторяет 2-ю строфу, т.е.
использует кольцевую композицию, но не точную, буквальную, а
изменённую. Что это за изменения?(если в начале стихотворения поэт
описывает поведение матери, её чувства, то в конце звучит просьба
забыть тревогу, не грустить, не ходить на дорогу. Появляется
наречие «так». Трижды повторённое, оно меняет интонацию, которая
становится взволнованной, просительно-побудительной). Каким вы
увидели Есенина в данном стихотворении? ( любящим сыном, который
остро чувствуют тоску и боль матери, относится к матери нежно и
трепетно; с тоской вспоминает родной дом; раскаивается, мучается
угрызениями совести, когда пишет «К старому возврата больше
нет»)
Для Есенина мать – олицетворение всего
самого святого: правдивости, нравственной чистоты, верности. Перед
матерью он исповедуется в радостях и горестях жизни. Мать рядом с
поэтом всегда, к ней обращается за советом и помощью. Поэт
рассказывает матери о себе простыми, приятными, понятными
словами.
Б) Звучит стихотворение «Письмо матери»
читает ученик. V.Задание на дом. Выучить стихотворение
Есенина наизусть.