Утверждаю: Проверено: Директор школы зам.директора Тапалова Ф.К._________ Нарикбаева Ж.У.________
«Огонёк»
Руководитель кружка: Сейлханова А.
2017-2018 учебныйгод
Дата:________________Тема: С.Есенин «Письмо к матери»Цели урока: образовательная – раскрыть идейное содержание стихотворения, рассказать о чувствах матери; помочь прочувствовать его поэзию развивающая – развитие речевой и мыслительной деятельности учащихся;уметь выразительно читать его стихи, понимать идейное содержание; воспитывать интерес к творчеству поэта воспитательная – воспитывать нравственные чувства учащихся ( любовь к близким и родным, сопереживание судьбе другого человека) воспитывать у учащихся уважительное отношение к женщине-матери, воспитывать патриота и гражданина.Оборудование, наглядные пособия: буклет «С.Есенин», интерактивная доска.Тип урока: комбинированныйМетоды: частично-поисковый, объяснительный. Ход урокаI.Организационный момент. Подготовка класса к уроку.II.Опрос домашнего задания. Творческая биография С.Есенина.III.Объяснение новой темы. Вступительное словоучителя.Милая, добрая, старая, нежная, Лучше тебя никого не видал!А) Слово учителя. Сергей Александрович Есенин родился в селе Константинова Рязанской губернии 3 октября (21 сентября) 1895 года в семье зажиточных крестьян Александра Никитича и Татьяны Фёдоровны Есениных. Так как мать поэта была выдана замуж не по своей воле, то вскоре вместе с малолетним сыном ушла жить к родителям. Через некоторое время Татьяна Фёдоровна отправилась на заработки в Рязань, а Сергей остался на попечении бабушки и дедушки Титовых. Мать поэта была замечательной песенницей. От нее поэт с ранних лет слышал русские народные песни, сказания, поговорки, загадки. Образ матери проходит через все творчество поэта. Тоскуя по дому, по родным местам, он писал о «милой, доброй, старой, нежной матери»: В русской поэзии 19 века широко известны послания Пушкина «Пущину», «К Чаадаеву», «Няне». Эта традиция поэтических посланий оказалась близка и Сергею Есенину, который адресовал свои «письма» родным . Вот и сегодня перед нами приоткроется еще одна сторона жизни Есенина- его отношение к женщине, матери, любимой. МАМА! Именно это слово становится первым в жизни ребенка. Мама находится с каждым из нас с первых дней жизни, учит нас видеть мир, воспринимать его в звуках, красках, образах. Подрастая, мы часто ждем утешения именно от мамы, она пожалеет, она поймет. Мы становимся взрослыми и покидаем родительский дом. А мамы ждут весточки, вслушиваются в шорохи и звуки шагов у двери. И все наши радости и огорчения, победы и поражения переживают вместе с нами наши мамы. Именно поэтому образ матери становится одним из главных в литературе. Многие писатели и поэты черпают вдохновения именно в воспоминаниях о детстве, о доме, о матери. Мать – это словно бы вся прошлая жизнь, постепенно отделяющаяся от человека, туманная память, золотая дымка. Это – кровная связь, истонченная временем до состояния душевной, связь, ничего не требующая, кроме памяти. « Образ матери в живописи» . Мама – самый главный человек в жизни каждого из нас. Доброта, заботливость и вечная тревога матери за судьбы своих детей – вот что с восхищением и чувством великой благодарности стремились запечатлеть живописцы на своих картинах. ( Показ картин, живописи.)Рождение новой жизни - одно из величайших таинств на земле, и потому имя Матери всегда окружено благоговением. Самое дорогое и родное связано с мамой. Земля, Родина, природа, красота, любовь – каждое из этих слов можно соединить со словами: матушка, мать, материнство. Из века в век вечно единство матери и ребенка. Об этом создают свои картины художники разных народов, писатели, поэты и музыканты воспевают в своих произведениях. «Мама» - эталон прекрасного, нравственный ориентир в обществе. И сегодня мы попытаемся представить этот святой образ через анализ творчества поэтов, музыкантов, художников. О чём же писал Сергей Есенин своим близким? Деду рассказывает о далёкой южной стране, где «розы больше кулака» и приглашает его приехать в Закавказье, не боясь паровоза и поезда. В «Письме к сестре» вспоминает о вишнёвом саде возле родительского дома, о том, как вырубали его для огорода и картофеля. Но особенно нежно привязан был Есенин к матери, которую дома ласково называл «ма», и посвятил ей самые проникновенные, «нежностью пропитанные» слова: «Милая, добрая, нежная, с думами грустными ты не дружись». Матери поэт признавался, что лучше её «никого не встречал», горевал, что она рано постарела, вспоминал её деятельной, работящей, любящей петь, всегда терпеливой, заботливой и доброй. Литературный критик Марк Щеглов в статье «Есенин в наши дни» писал:«Любовь ко всему родному: родному крову, очагу, к близким - это самая светлая ...тема есенинской поэзии. Стихи Есенина, обращенные к заброшенному деревенскому дому, старушке матери— это драгоценные выражения русской лирики». Много раз в русской поэзии звучало обращение к матери, но у С. А. Есенина это получилось особенно трогательно. Его строки признания в любви к «милой, родной старушке» наполнены пронзительной сердечностью, изливающейся нежностью. «Письмо матери» наполнено доброжелательностью, сыновним чувством вины за долгое молчание , признанием того, как много причинено беспокойства родному человеку. Поэт обращается к ней с любовью, используя при этом самые теплые, самые нежные слова. Также легко запоминала Татьяна Фёдоровна и стихи сына, глубоко чувствовала их. Она гордилась сыном и видела, что путь, избранный им, вывел его на широкую дорогу, но её материнское сердце болело из-за его неустроенности, скитальчества вдали от родного дома. «Письмо матери» наполнено доброжелательностью, сыновним чувством вины за долгое молчание , признанием того, как много причинено беспокойства родному человеку. Поэт обращается к ней с любовью, используя при этом самые теплые, самые нежные слова. Образ матери, самого дорогого и близкого человека, проходит через всё творчество поэта, воплощаясь и в образе России, и русской природы: «мать моя – родина». Одно из первых стихотворений, обращённых к матери, было написано в 1916 году и начиналось так: «Разбуди меня завтра рано, о моя терпеливая мать». В 1924 году в «Письме матери» поэт вспомнит свою давнюю просьбу и попросит о другом: «Только ты меня уж на рассвете не буди, как восемь лет назад». «Письмо матери» - одно из популярнейших произведений Есенина – было положено на музыку и стало народной песней ещё при жизни поэта. В чём же причина популярности этого «письма»? Сегодня на уроке мы попробуем ответить на этот вопрос.Б) Чтение учителем стихотворения «Письмо к матери».IV.Закрепление темы урока.А) Анализ стихотворения.Каким показалось вам это стихотворение по настроению? Какие слова из текста это подтверждают? ( стихотворение грустное, печальное) Можно ли назвать стихотворение «Письмо матери» в определённой степени лирической исповедью поэта? Какие чувства волнуют поэта, вызывая в нас ответное волнение?(Тоска по родному дому, чувство вины перед матерью, грусть о прошлом, о несбывшихся мечтах, надежды на возвращение, на будущее) Какие образы рождают у поэта воспоминания о родительском доме? Что для него родительский дом? («весенний белый сад», «вечерний несказанный свет», «помощь и отрада»; дом для Есенина – защита от всех жизненных бурь, место, где всегда светло и ясно)Поэт назвал своё стихотворение «Письмо матери». Действительно ли это письмо? Что делает этот стихотворным текст художественным?( Начало стихотворения напоминает обычное письмо со словами приветствия (привет или здравствуй), с обращением (моя дорогая, родная), с вопросом о жизни и сообщением о том, что автор жив и здоров. Но после столь привычного, обыденного зачина вдруг неожиданно звучит поэтическое пожелание, как в праздничном гимне: «Пусть струится …несказанный свет». Эпитет «несказанный – будто из сказки, удивительный, нежный, необычный. А потом поэт снова переходит к повседневной, разговорной речи, передавая то сведения из чужого письма: «Пишут мне, что ты, тая тревогу…», то мысли и переживания матери.)—С какой целью употреблены в стихотворении диалектные слова?Поэт рассказывает матери о себе простыми, понятными для нее словами. Поэтому в стихотворении уместны просторечные и диалектные слова (шибко, саданул, шушун..).—Почему стихотворение написано в форме письма?Каждая мать переживает за своего сына, думает об опасностях, которые могут его подстерегать. Мать переживает за сына, ни с кем не делится своей тревогой, не беспокоит и сына своими тягостными раздумьями. Он узнает о ее переживаниях от кого другого (Пишут мне...).Герой относится к матери с большой любовью, называет ее: родная, старушка, помощь и отрада...Мы чувствуем, что поэт одинок, у него нет никого близкого, кроме матери (Ты одна мне помощь...).Он высказывает ей самые лучшие пожелания (Пусть струится...), и просит успокоиться, забыть про тревогу, не грустить. И самое лучшее, чем он может обрадовать мать - это рассказать о своей жизни, а еще лучше - приехать домой. Любовь и нежность к матери сочетаются с любовью к своему краю, родительскому дому. «Низенький, избушка»-нежно называет поэт свой дом, мечтая в него вернуться и начать новую жизнь. В стихотворении звучит высокая и разговорная лексика. Объясните, почему это происходит? Завершая стихотворение, автор во многом повторяет 2-ю строфу, т.е. использует кольцевую композицию, но не точную, буквальную, а изменённую. Что это за изменения?(если в начале стихотворения поэт описывает поведение матери, её чувства, то в конце звучит просьба забыть тревогу, не грустить, не ходить на дорогу. Появляется наречие «так». Трижды повторённое, оно меняет интонацию, которая становится взволнованной, просительно-побудительной). Каким вы увидели Есенина в данном стихотворении? ( любящим сыном, который остро чувствуют тоску и боль матери, относится к матери нежно и трепетно; с тоской вспоминает родной дом; раскаивается, мучается угрызениями совести, когда пишет «К старому возврата больше нет»)Для Есенина мать – олицетворение всего самого святого: правдивости, нравственной чистоты, верности. Перед матерью он исповедуется в радостях и горестях жизни. Мать рядом с поэтом всегда, к ней обращается за советом и помощью. Поэт рассказывает матери о себе простыми, приятными, понятными словами.Б) Звучит стихотворение «Письмо матери» читает ученик. V.Задание на дом. Выучить стихотворение Есенина наизусть.