Материалдар / «Письмо к матери» открытый урок
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

«Письмо к матери» открытый урок

Материал туралы қысқаша түсінік
для учителей русского языка и литературы
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
15 Сәуір 2018
639
0 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Утверждаю: Проверено:

Директор школы зам.директора

Тапалова Ф.К._________ Нарикбаева Ж.У.________











«Огонёк»







Руководитель кружка: Сейлханова А.















2017-2018 учебныйгод



















Дата:________________

Тема: С.Есенин «Письмо к матери»

Цели урока: образовательная – раскрыть идейное содержание стихотворения, рассказать о чувствах матери; помочь прочувствовать его поэзию

развивающая – развитие речевой и мыслительной деятельности учащихся;

уметь выразительно читать его стихи, понимать идейное содержание; воспитывать интерес к творчеству поэта

воспитательная – воспитывать нравственные чувства учащихся ( любовь к близким и родным, сопереживание судьбе другого человека) воспитывать у учащихся уважительное отношение к женщине-матери,  воспитывать патриота и гражданина.

Оборудование, наглядные пособия: буклет «С.Есенин», интерактивная доска.

Тип урока: комбинированный

Методы: частично-поисковый, объяснительный.

Ход урока

I.Организационный момент. Подготовка класса к уроку.

II.Опрос домашнего задания. Творческая биография С.Есенина.

III.Объяснение новой темы. Вступительное словоучителя.

Милая, добрая, старая, нежная,

Лучше тебя никого не видал!

А) Слово учителя. Сергей Александрович Есенин родился в селе Константинова Рязанской губернии 3 октября (21 сентября) 1895 года в семье зажиточных крестьян Александра Никитича и Татьяны Фёдоровны Есениных. Так как мать поэта была выдана замуж не по своей воле, то вскоре вместе с малолетним сыном ушла жить к родителям. Через некоторое время Татьяна Фёдоровна отправилась на заработки в Рязань, а Сергей остался на попечении бабушки и дедушки Титовых. Мать поэта была замечательной песенницей. От нее поэт с ранних лет слышал русские народные песни, сказания, поговорки, загадки. Образ матери проходит через все творчество поэта. Тоскуя по дому, по родным местам, он писал о «милой, доброй, старой, нежной матери»:

В русской поэзии 19 века широко известны послания Пушкина «Пущину», «К Чаадаеву», «Няне». Эта традиция поэтических посланий оказалась близка и Сергею Есенину, который адресовал свои «письма» родным . Вот и сегодня перед нами приоткроется еще одна сторона жизни Есенина- его отношение к женщине, матери, любимой. МАМА! Именно это слово становится первым в жизни ребенка. Мама находится с каждым из нас с первых дней жизни, учит нас видеть мир, воспринимать его в звуках, красках, образах. Подрастая, мы часто ждем утешения именно от мамы, она пожалеет, она поймет. Мы становимся взрослыми и покидаем родительский дом. А мамы ждут весточки, вслушиваются в шорохи и звуки шагов у двери. И все наши радости и огорчения, победы и поражения переживают вместе с нами наши мамы. Именно поэтому образ матери становится одним из главных в литературе. Многие писатели и поэты черпают вдохновения именно в воспоминаниях о детстве, о доме, о матери. Мать – это словно бы вся прошлая жизнь, постепенно отделяющаяся от человека, туманная память, золотая дымка. Это – кровная связь, истонченная временем до состояния душевной, связь, ничего не требующая, кроме памяти. « Образ матери в живописи» . Мама – самый главный человек в жизни каждого из нас. Доброта, заботливость и вечная тревога матери за судьбы своих детей – вот что с восхищением и чувством великой благодарности стремились запечатлеть живописцы на своих картинах. ( Показ картин, живописи.)

Рождение новой жизни - одно из величайших таинств на земле, и потому имя Матери всегда окружено благоговением. Самое дорогое и родное связано с мамой. Земля, Родина, природа, красота, любовь – каждое из этих слов можно соединить со словами: матушка, мать, материнство. Из века в век вечно единство матери и ребенка. Об этом создают свои картины художники разных народов, писатели, поэты и музыканты воспевают в своих произведениях.  «Мама» - эталон прекрасного, нравственный ориентир в обществе. И сегодня мы попытаемся представить этот святой образ через анализ творчества поэтов, музыкантов, художников. О чём же писал Сергей Есенин своим близким? Деду рассказывает о далёкой южной стране, где «розы больше кулака» и приглашает его приехать в Закавказье, не боясь паровоза и поезда. В «Письме к сестре» вспоминает о вишнёвом саде возле родительского дома, о том, как вырубали его для огорода и картофеля. Но особенно нежно привязан был Есенин к матери, которую дома ласково называл «ма», и посвятил ей самые проникновенные, «нежностью пропитанные» слова: «Милая, добрая, нежная, с думами грустными ты не дружись». Матери поэт признавался, что лучше её «никого не встречал», горевал, что она рано постарела, вспоминал её деятельной, работящей, любящей петь, всегда терпеливой, заботливой и доброй. Литературный критик Марк Щеглов в статье «Есенин в наши дни» писал:

«Любовь ко всему родному: родному крову, очагу, к близким - это самая светлая ...тема есенинской поэзии. Стихи Есенина, обращенные к заброшенному деревенскому дому, старушке матери— это драгоценные выражения русской лирики». Много раз в русской поэзии звучало обращение к матери, но у С. А. Есенина это получилось особенно трогательно. Его строки признания в любви к «милой, родной старушке» наполнены пронзительной сердечностью, изливающейся нежностью. «Письмо   матери»   наполнено   доброжелательностью, сыновним чувством вины за долгое молчание , признанием того, как много причинено беспокойства родному человеку. Поэт обращается к ней с любовью, используя при этом самые теплые, самые нежные слова.

Также легко запоминала Татьяна Фёдоровна и стихи сына, глубоко чувствовала их. Она гордилась сыном и видела, что путь, избранный им, вывел его на широкую дорогу, но её материнское сердце болело из-за его неустроенности, скитальчества вдали от родного дома.  «Письмо   матери»   наполнено   доброжелательностью, сыновним чувством вины за долгое молчание , признанием того, как много причинено беспокойства родному человеку. Поэт обращается к ней с любовью, используя при этом самые теплые, самые нежные сло­ва. Образ матери, самого дорогого и близкого человека, проходит через всё творчество поэта, воплощаясь и в образе России, и русской природы: «мать моя – родина». Одно из первых стихотворений, обращённых к матери, было написано в 1916 году и начиналось так: «Разбуди меня завтра рано, о моя терпеливая мать». В 1924 году в «Письме матери» поэт вспомнит свою давнюю просьбу и попросит о другом: «Только ты меня уж на рассвете не буди, как восемь лет назад».

«Письмо матери» - одно из популярнейших произведений Есенина – было положено на музыку и стало народной песней ещё при жизни поэта. В чём же причина популярности этого «письма»? Сегодня на уроке мы попробуем ответить на этот вопрос.

Б) Чтение учителем стихотворения «Письмо к матери».

IV.Закрепление темы урока.

А) Анализ стихотворения.

Каким показалось вам это стихотворение по настроению? Какие слова из текста это подтверждают? ( стихотворение грустное, печальное)

Можно ли назвать стихотворение «Письмо матери» в определённой степени лирической исповедью поэта? Какие чувства волнуют поэта, вызывая в нас ответное волнение?(Тоска по родному дому, чувство вины перед матерью, грусть о прошлом, о несбывшихся мечтах, надежды на возвращение, на будущее)

Какие образы рождают у поэта воспоминания о родительском доме? Что для него родительский дом? («весенний белый сад», «вечерний несказанный свет», «помощь и отрада»; дом для Есенина – защита от всех жизненных бурь, место, где всегда светло и ясно)

Поэт назвал своё стихотворение «Письмо матери». Действительно ли это письмо? Что делает этот стихотворным текст художественным?( Начало стихотворения напоминает обычное письмо со словами приветствия (привет или здравствуй), с обращением (моя дорогая, родная), с вопросом о жизни и сообщением о том, что автор жив и здоров. Но после столь привычного, обыденного зачина вдруг неожиданно звучит поэтическое пожелание, как в праздничном гимне: «Пусть струится …несказанный свет». Эпитет «несказанный – будто из сказки, удивительный, нежный, необычный. А потом поэт снова переходит к повседневной, разговорной речи, передавая то сведения из чужого письма: «Пишут мне, что ты, тая тревогу…», то мысли и переживания матери.)

С какой целью употреблены в стихотворении диалектные слова?

Поэт рассказывает матери о себе простыми, понятными для нее словами. Поэтому в стихотворении уместны просторечные и диалектные слова (шибко, саданул, шушун..).

Почему стихотворение написано в форме письма?

Каждая мать переживает за своего сына, думает об опасностях, которые могут его подстерегать. Мать переживает за сына, ни с кем не делится своей тревогой, не беспокоит и сына своими тягостными раздумьями. Он узнает о ее переживаниях от кого другого (Пишут мне...).

Герой относится к матери с большой любовью, называет ее: родная, старушка, помощь и отрада...

Мы чувствуем, что поэт одинок, у него нет никого близкого, кроме матери (Ты одна мне помощь...).

Он высказывает ей самые лучшие пожелания (Пусть струится...), и просит успокоиться, забыть про тревогу, не грустить. И самое лучшее, чем он может обрадовать мать - это рассказать о своей жизни, а еще лучше - приехать домой. Любовь и нежность к матери сочетаются с любовью к своему краю, родительскому дому. «Низенький, избушка»-нежно называет поэт свой дом, мечтая в него вернуться и начать новую жизнь.

В стихотворении звучит высокая и разговорная лексика. Объясните, почему это происходит? Завершая стихотворение, автор во многом повторяет 2-ю строфу, т.е. использует кольцевую композицию, но не точную, буквальную, а изменённую. Что это за изменения?(если в начале стихотворения поэт описывает поведение матери, её чувства, то в конце звучит просьба забыть тревогу, не грустить, не ходить на дорогу. Появляется наречие «так». Трижды повторённое, оно меняет интонацию, которая становится взволнованной, просительно-побудительной). Каким вы увидели Есенина в данном стихотворении? ( любящим сыном, который остро чувствуют тоску и боль матери, относится к матери нежно и трепетно; с тоской вспоминает родной дом; раскаивается, мучается угрызениями совести, когда пишет «К старому возврата больше нет»)

Для Есенина мать – олицетворение всего самого святого: правдивости, нравственной чистоты, верности. Перед матерью он исповедуется в радостях и горестях жизни. Мать рядом с поэтом всегда, к ней обращается за советом и помощью. Поэт рассказывает матери о себе простыми, приятными, понятными словами.

Б) Звучит стихотворение «Письмо матери» читает ученик. V.Задание на дом. Выучить стихотворение Есенина наизусть.





Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!