Занятие 1. Конспект занятия по
постановке звука [С].
Логопед Назирова Баян
Абугалиевна
Для
учащихся с нарушением звукопроизношения.
Подготовительный
этап.
Цель:
подготовка артикуляционного аппарата к
постановке звука [с]; формирование
длительной направленной воздушной струи;
упражнение в различении слов,
близких по звучанию; умение определять
наличие звука [с] в ряду звуков; развитие функции языкового анализа и синтеза;
воспитание положительной мотивации в
учебной деятельности.
Оборудование:
картинки:
артикуляционная гимнастика для свистящих; образ звука [С];
молоточек для отстукивания ритма; самолёт игрушечный; сундучок
«Дыхание».
Ход
занятия.
1.
Организационный момент.
Развитие пространственного
восприятия
-
Между кем ты сидишь? Кто сидит справа от тебя? Кто сидит слева от
тебя?
2.
Сообщение цели занятия.
3.
Развитие мелких движений кистей рук и
пальцев.
• Пальчиковая гимнастика
«Дружба».
• «Кулак. Ребро.
Ладонь».
4.
Артикуляционная гимнастика.
1.
Упражнения, направленные на развития подвижности
губ:
«Оскал»,
«Хоботок», «Трубочка».
2.
Упражнения, направленные на развитие подвижности
языка:
(см.
артикуляционные упражнения для постановки звука
[с]).
5.
Игры на развитие речевого дыхания.
Развитие силы выдоха. Выработка правильного направления
воздушной струи по средней линии языка. Гимнастика
Стрельниковой.
• Поем песенку.
Вдохнуть воздух через рот, постепенно и медленно выдыхать воздух,
произнося звук “а” (сочетания звуков ау, ауи и т. д.). Выдох
контролируется ладонью.
• «Топор».
Ребенку предлагается поставить ноги на ширину плеч, сцепить пальцы
рук “замком” и опустить руки вниз. Быстро поднять руки — вдохнуть,
наклониться вперед, медленно опуская руки, произнести “ух!” на
длительном выдохе.
• «Холодный ветер».
Набрав в легкие воздух, с силой дуть через вытянутые вперед
трубочкой губы. Поднести ко рту тыльную сторону ладони. Должна
ощущаться резкая бьющая холодная струя. Игры для тигры –
компьютерная технология.
6. Развитие фонематического восприятия
Выделение на фоне слогов и слов звука [с] среди звуков, далеких по
акустическим и артикуляционным признакам.
• Игра «Поймай звук».
Ребенок должен хлопнуть в ладошки, услышав звук [с]. Сначала
педагог произносит звуки [л], [с], [р] [с], [л], [м], [б], [с],
затем слоги ла, со, ро, су, па, су, сы, ба. Если ребенок
выделяет звук из звукового или слогового ряда, даются слова мак,
сыр, сук, полка, сынок, булка, лампа, сом.
7. Фонетическая гимнастика, ритмика.
• Упражнения по развитию высоты
голоса. Повышение и понижение голоса при произнесении
звуков «Укачивание», «Ступеньки», «Самолет».
8. Упражнения по развитию ритма.
• Отстучать по подражанию.