Подготовка
выпускников к итоговой аттестации по русскому языку и литературе в
контексте новых образовательных стандартов
Кабилдина Ботагоз
Тулегеновна,
Учитель русского языка и
литературы
Челгашинская
общеобразовательная школа
Карасуского
района
«Школа –
это мастерская,
где
формируется мысль
подрастающего поколения,
надо
крепко держать её в руках,
если не
хочешь выпустить
из рук
будущее».
А. Барбю
Подготовка к
итоговой аттестации - это всегда ответственный процесс. Каждый
учитель постепенно формирует свой стиль подготовки к экзамену. Я
неоднократно готовила учеников к итоговой аттестации в формате ЕНТ,
ВОУД, и знаю, что успешная сдача экзаменов зависит от правильного
выбора форм и методов работы. Качество сдачи экзаменов зависит
также и от мотивации и целеустремлённости каждого ученика. Не все
учащиеся осознают необходимость знаний в дальнейшей жизни, задача
учителя - научить всех учеников, подготовить их к итоговой
аттестации с учётом их возможностей и
способностей.
При подготовке
к итоговой аттестации учителю необходимо соблюдать
принцип системности, т.е.
работа должна вестись в системе и начинаться
как можно раньше, принцип мотивирования на понимание изученного
материала, принцип системного
повторения пройденного на каждом
уроке,
принцип проектирования уроков с учётом дифференциации и
индивидуализации обучения, принцип контроля (со стороны учителя)
и самоконтроля (со стороны
учащегося).
В уроки
необходимо вводить комплексный анализ текста. Во время такой работы
повторяются темы по разным разделам лингвистики. Ученики во время
анализа текста повторяют не только орфограммы и пунктограммы, но и
выполняют различные виды разборов, повторяют изобразительные
средства языка. Я планирую много письменных работ по
литературе: ответ на вопрос, анализ стихотворения, анализ эпизода,
сочинение. Умение анализировать помогает при выполнении творческих
работ на экзаменах и по русскому языку, и по
литературе.
Системный
подход необходим для подготовки к сочинению. На уроках учу своих
учеников определять проблему каждого произведения, авторскую
позицию, приводить свои аргументы, писать
сочинение-рассуждение. Учащихся важно
научить гибкому чтению. Задания к упражнениям по степени сложности
могут быть разными:
- определить количество частей в тексте;
поставить вопрос к каждой части, составить
план;
- прочесть, определить основную мысль текста,
соотнести с темой;
- вычленить из текста новую информацию и
сформулировать его главную мысль.
На таких упражнениях развивается механизм
речи: механизм эквивалентных
замен; механизм
памяти; механизм сжатия
текста; механизм предвидения,
предугадывания.
Работа по овладению функциональной
грамотностью проводится на каждом уроке: изучаются тексты разных
типов и стилей, особое внимание уделяется текстам публицистического
стиля. Задания к упражнениям
усложняются:
- по ходу чтения подчеркни слова, указывающие
на принадлежность текста к определенному
стилю;
- подготовь устный рассказ о текстах
какого-либо стиля по плану.
В каком стиле будет твой
рассказ?
- из фрагмента газетной статьи выпиши слова и
предложения, указывающие на принадлежность к публицистическому
стилю ;
- подробно изложи текст публицистического
стиля ;
- определи тип и стиль
текстов.
Задания такого типа по формированию
функциональной грамотности предполагают подготовку сообщений в
учебно-научном стиле об орфограммах-контактах, используя план и
таблицу, определение темы, типа и стиля речи текста по заглавию и
данному началу. Таким образом, в течение нескольких лет ведётся
целенаправленная работа по формированию у учащихся лингвистической,
языковой и коммуникативной
компетенции.
Мой продолжительный опыт работы по подготовке
учащихся к итоговой аттестации позволил мне собрать воедино
наработанный материал, систематизировать его и отразить в
методическом пособии на тему
«Тесты, проверочные работы по
русскому языку: 11 класс», которое было
рекомендовано к публикации
экспертным советом школьного методического объединения учителей
гуманитарного цикла.
Данное пособие представляет
собой систему обучающих и контролирующих материалов для оценки
грамотности чтения, составленных в соответствии с программой
средней общеобразовательной школы. Дидактические материалы
пособия помогут проверить не только
знания, умения и
навыки учащихся, но и уровень
логического и критического мышления.
В пособии сделана
попытка практической реализации
принципа связи работ по русскому
языку с жизнью. Материал пособия отработан на занятиях по
русскому языку в школе.
Пособие
«Тесты, проверочные работы по
русскому языку: 11 класс» дает объяснение понятия «грамотность
чтения», наглядно показывает проверяемые виды деятельности с
помощью грамотности чтения, типы текстов и способы их использования
в учебных заданиях, объясняет особенности системы работы на уроках
русского языка по формированию функциональной грамотности
чтения, содержит
варианты
заданий для оценки грамотности
чтения.
В завершении скажу словами
немецкого классика И. Гёте: «Думать – легко, действовать – трудно,
а превратить мысль в действие – самая трудная вещь на свете». Можно
в планах написать много, но на первом месте в обеспечении высокого
качества знаний стоит, бесспорно, ежедневная, ежеурочная, а иногда
и «послеурочная», работа учителя.