Материалдар / Подготовка выпускников к итоговой аттестации по русскому языку и литературе в контексте новых образовательных стандартов
2023-2024 оқу жылына арналған

қысқа мерзімді сабақ жоспарларын

жүктеп алғыңыз келеді ма?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен 2022-2023 оқу жылына арналған 472-бұйрыққа сай жасалған

Подготовка выпускников к итоговой аттестации по русскому языку и литературе в контексте новых образовательных стандартов

Материал туралы қысқаша түсінік
Подготовка к итоговой аттестации - это всегда ответственный процесс. Каждый учитель постепенно формирует свой стиль подготовки к экзамену. Я неоднократно готовила учеников к итоговой аттестации в формате ЕНТ, ВОУД, и знаю, что успешная сдача экзаменов зависит от правильного выбора форм и методов работы. Качество сдачи экзаменов зависит также и от мотивации и целеустремлённости каждого ученика. Не все учащиеся осознают необходимость знаний в дальнейшей жизни, задача учителя - научить всех учеников, подготовить их к итоговой аттестации с учётом их возможностей и способностей.
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады.
Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
28 Ақпан 2021
897
2 рет жүктелген
Бүгін алсаңыз 25% жеңілдік
беріледі
770 тг 578 тг
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Подготовка выпускников к итоговой аттестации по русскому языку и литературе в контексте новых образовательных стандартов


Кабилдина Ботагоз Тулегеновна,

Учитель русского языка и литературы

Челгашинская общеобразовательная школа

Карасуского района

«Школа – это мастерская,

где формируется мысль

подрастающего поколения,

надо крепко держать её в руках,

если не хочешь выпустить

из рук будущее».
А. Барбю


Подготовка к итоговой аттестации - это всегда ответственный процесс. Каждый учитель постепенно формирует свой стиль подготовки к экзамену. Я неоднократно готовила учеников к итоговой аттестации в формате ЕНТ, ВОУД, и знаю, что успешная сдача экзаменов зависит от правильного выбора форм и методов работы. Качество сдачи экзаменов зависит также и от мотивации и целеустремлённости каждого ученика. Не все учащиеся осознают необходимость знаний в дальнейшей жизни, задача учителя - научить всех учеников, подготовить их к итоговой аттестации с учётом их возможностей и способностей.

При подготовке к итоговой аттестации учителю необходимо соблюдать принцип системности, т.е. работа должна вестись в системе и начинаться как можно раньше, принцип мотивирования на понимание изученного материала, принцип системного повторения пройденного на каждом уроке, принцип проектирования уроков с учётом дифференциации и индивидуализации обучения, принцип контроля (со стороны учителя) и самоконтроля (со стороны учащегося).

В уроки необходимо вводить комплексный анализ текста. Во время такой работы повторяются темы по разным разделам лингвистики. Ученики во время анализа текста повторяют не только орфограммы и пунктограммы, но и выполняют различные виды разборов, повторяют изобразительные средства языка. Я планирую много письменных работ по литературе: ответ на вопрос, анализ стихотворения, анализ эпизода, сочинение. Умение анализировать помогает при выполнении творческих работ на экзаменах и по русскому языку, и по литературе.

Системный подход необходим для подготовки к сочинению. На уроках учу своих учеников определять проблему каждого произведения, авторскую позицию, приводить свои аргументы, писать сочинение-рассуждение. Учащихся важно научить гибкому чтению. Задания к упражнениям по степени сложности могут быть разными: 

- определить количество частей в тексте; поставить вопрос к каждой части, составить план; 

- прочесть, определить основную мысль текста, соотнести с темой; 

- вычленить из текста новую информацию и сформулировать его главную мысль.

На таких упражнениях развивается механизм речи: механизм эквивалентных замен; механизм памяти; механизм сжатия текста; механизм предвидения, предугадывания. 

Работа по овладению функциональной грамотностью проводится на каждом уроке: изучаются тексты разных типов и стилей, особое внимание уделяется текстам публицистического стиля. Задания к упражнениям усложняются: 

- по ходу чтения подчеркни слова, указывающие на принадлежность текста к определенному стилю; 

- подготовь устный рассказ о текстах какого-либо стиля по плану. 

В каком стиле будет твой рассказ?

- из фрагмента газетной статьи выпиши слова и предложения, указывающие на принадлежность к публицистическому стилю ; 

- подробно изложи текст публицистического стиля ; 

- определи тип и стиль текстов. 

Задания такого типа по формированию функциональной грамотности предполагают подготовку сообщений в учебно-научном стиле об орфограммах-контактах, используя план и таблицу, определение темы, типа и стиля речи текста по заглавию и данному началу. Таким образом, в течение нескольких лет ведётся целенаправленная работа по формированию у учащихся лингвистической, языковой и коммуникативной компетенции.

Мой продолжительный опыт работы по подготовке учащихся к итоговой аттестации позволил мне собрать воедино наработанный материал, систематизировать его и отразить в методическом пособии на тему «Тесты, проверочные работы по русскому языку: 11 класс», которое было рекомендовано к публикации экспертным советом школьного методического объединения учителей гуманитарного цикла.

Данное пособие представляет собой систему обучающих и контролирующих материалов для оценки грамотности чтения, составленных в соответствии с программой средней общеобразовательной школы. Дидактические материалы пособия помогут проверить не только знания, умения и навыки учащихся, но и уровень логического и критического мышления. В пособии сделана попытка практической реализации принципа связи работ по русскому языку с жизнью. Материал пособия отработан на занятиях по русскому языку в школе.

Пособие «Тесты, проверочные работы по русскому языку: 11 класс» дает объяснение понятия «грамотность чтения», наглядно показывает проверяемые виды деятельности с помощью грамотности чтения, типы текстов и способы их использования в учебных заданиях, объясняет особенности системы работы на уроках русского языка по формированию функциональной грамотности чтения, содержит варианты заданий для оценки грамотности чтения.

В завершении скажу словами немецкого классика И. Гёте: «Думать – легко, действовать – трудно, а превратить мысль в действие – самая трудная вещь на свете». Можно в планах написать много, но на первом месте в обеспечении высокого качества знаний стоит, бесспорно, ежедневная, ежеурочная, а иногда и «послеурочная», работа учителя.

Материал жариялап тегін сертификат алыңыз!
Бұл сертификат «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жарияланғанын растайды. Журнал Қазақстан Республикасы Ақпарат және Қоғамдық даму министрлігінің №KZ09VPY00029937 куәлігін алған. Сондықтан аттестацияға жарамды
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!