Консультация для родителей
«Подростковый суицид».
Суицид является одним из
наиболее трагических видов общественного поведения, связанного с
потерей смысла жизни. Особенно трагичен суицид детей и подростков.
Изучение проблемы суицида среди молодёжи показывает, что в целом
ряде случаев подростки решались на самоубийство в целях обратить
внимание родителей, педагогов на свои проблемы и протестовали таким
образом против бездушия, безразличия и жестокости взрослых.
Психология самоубийства - это, прежде всего, психология
безнадёжности, обиды на жизнь, на других людей, на весь мир, утрата
смысла жизни.
Суицидальное поведение у детей и подростков, имея
сходство с действиями взрослых, отличается естественным возрастным
своеобразием. Детям характерна повышенная впечатлительность и
внушаемость, способность ярко чувствовать и переживать, склонность
к колебаниям настроения, слабость критических способностей,
эгоцентрическая устремленность, импульсивность в принятии решения.
Нередки случаи, когда самоубийство детей и подростков вызывается
гневом, протестом, злобой или желанием наказать себя и других. При
переходе к подростковому возрасту возникает повышенная склонность к
самоанализу, пессимистической оценке окружающего и своей личности.
Эмоциональная нестабильность, часто ведущая к суициду, в настоящее
время считается вариантом временного видоизменения характера
("патология идентичности" по Эриксону) и встречается почти у
четверти здоровых подростков.
Рассмотрим основные
мотивы суицидального поведения у детей и
подростков. Они
предельно экстремальные, тревожные, настораживающие, требующие
пристального внимания со стороны взрослых.
-
Переживание обиды, одиночества, отчужденности и
непонимания.
-
Действительная или мнимая утрата любви родителей,
неразделенное чувство и ревность.
-
Переживания, связанные со смертью, разводом или
уходом родителей из семьи.
-
Чувства вины, стыда, оскорбленного самолюбия,
самообвинения.
-
Боязнь позора, насмешек или унижения.
-
Страх наказания, нежелание извиниться.
-
Любовные неудачи, сексуальные эксцессы,
беременность.
-
Сочувствие или подражание товарищам, героям книг
или фильмов.
Особенности суицидального поведения детей в
разные периоды жизни.
Во-первых, это - недостаточно адекватная оценка
последствий аутоагрессивных действий. Понятие "смерть" в детском
возрасте обычно воспринимается весьма абстрактно, как что- то
временное, похожее на сон, не всегда связанное с собственной
личностью. В дошкольном возрасте дети не считают ее концом жизни, а
воспринимают как временное явление, подобно сну или отъезду. Вместе
с тем, смерть близких, домашнего животного или сверстника из-за
особенностей мышления и ограниченности опыта осознается ребенком
как результат его желаний, что нередко приводит к сильному чувству
вины. Возникающие печаль и грусть очевидны и достигают большой
интенсивности, но продолжаются недолго.
Для подростков смерть становится более очевидным
явлением. Но они фактически отрицают ее для себя, гоняя на
мотоциклах, экспериментируя с опасными веществами или будучи
вовлеченными в другую привлекательную, но рискованную активность. В
дальнейшем подросток принимает мысль о своей смерти, но,
преодолевая возникшую тревогу, отрицает реальность этой
возможности. Дети, а нередко и многие подростки, совершая суицид,
прямо не предусматривают смертельного исхода. В отличие от взрослых
у них отсутствуют четкие границы между истинной суицидальной
попыткой и демонстративно - шантажирующим аутоагрессивным
поступком. Это заставляет в практических целях все виды
аутоагрессии у детей и подростков рассматривать как разновидности
суицидального поведения. Они следующие:
Несерьезность, мимолетность
и незначительность (с точки зрения взрослых) мотивов, которыми дети
объясняют попытки самоубийства. Этим обусловлены трудности
своевременного распознавания суицидальных тенденций и существенная
частота неожиданных для окружающих случаев.
Наличие взаимосвязи попыток
самоубийств детей и подростков с отклоняющимся поведением: побегами
из дома, прогулами школы, ранним курением, мелкими
правонарушениями, конфликтами с родителями, алкоголизацией,
наркотизацией, сексуальными эксцессами и т.д.
В детском и подростковом
возрасте возникновению суицидального поведения способствуют
депрессивные состояния, которые проявляются иначе, чем у взрослых,
и существенно разнятся между собой.
Словесные признаки
Подросток, готовящийся совершить самоубийство,
часто говорит о своём душевном состоянии:
-
прямо говорит о смерти: «Я собираюсь покончить с
собой», «Я не могу так дальше жить»;
-
косвенно намекает о своём намерении: «Я больше не
буду ни для кого проблемой», «Тебе больше не придётся обо мне
волноваться»;
-
много шутит на тему самоубийства;
-
проявляет нездоровую заинтересованность вопросами
смерти.
Ситуационные признаки
Ребенок может решиться на самоубийство,
если:
-
социально изолирован, чувствует себя
отверженным;
-
живёт в нестабильном окружении (серьёзный кризис
в семье; алкоголизм- личная или семейная проблема);
-
ощущает себя жертвой насилия - физического,
сексуального или эмоционального;
-
предпринимал раньше попытки
самоубийства;
-
перенёс тяжёлую потерю (смерть кого-то из
близких, развод родителей);
-
слишком критически относится к себе.
Для подростков склонных к самоубийству характерны
высокая внушаемость и стремление к подражанию. Поэтому, когда
случается одно самоубийство, оно становится сигналом к действию для
других, предрасположенных к этому подростков. Иногда небольшие
группы ребят даже объединялись с целью создания некой субкультуры
самоубийств».
Не стоит доверять и распространенному мифу о том,
что, мол, «кто говорит о самоубийстве, никогда этого не сделает».
Да, заявление о возможном суициде может быть и демонстрацией, но
может быть и криком о помощи, причем сорвавшимся случайно. И
неспециалисту «диагноз» здесь поставить очень сложно. Поэтому
советуем не оставлять без внимания такие высказывания.
Любой суицид - это личное, осознанное решение
самого человека. И лучшая профилактика суицида - дать возможность
подростку позитивно ощутить право распоряжаться собственной жизнью,
равно как и право искать другие методы для решения его проблем!
Если человек чувствует себя нужным хотя бы самому себе, если он
имеет право голоса хотя бы в отношении себя самого - уже поэтому
жизнь становится для него достаточно большой ценностью.
Токпанбаева Бибигуль Койшбаевна
педагог-психолог
сш № 12» г. Рудный