Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Поэзия М.И.Цветаевой как напряженный монолог-исповедь.
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
11 класс Литература 17.10.2018
Тема урока: М.И.Цветаева. Сложная судьба поэтессы. Поэзия М.И.Цветаевой как напряженный монолог-исповедь.
Цель урока:
образовательные:
- познакомить с творчеством и жизнью М.Цветаевой,
- показать на примере сложной судьбы показать трагичность жизни русской интеллигенции в тот период истории России.
развивающие:
- развитие функциональной грамотности;
- активизация познавательной деятельности учащихся;
- развитие внимания, памяти, логического мышления;
- развитие умения выбирать нужную информацию и графически ее систематизировать;
- развитие коммуникативных способностей учащихся;
воспитывающие:
- воспитание интереса к предмету;
Урок-знакомство
Оборудование: презентация
Ход урока
I.Организационный момент
II. Опрос домашнего задания
1.Выразительное чтение стих Есенина наизусть
III. Новая тема. 1. М.И.Цветаева. Сложная судьба и творчество
Слово учителя. Сегодня у нас урок-открытие, открытие для себя творчества великой русской поэтессы Серебряного века Марины Цветаевой.
“Мне
нравится, что вы больны не мной.
Мне нравится, что я больна не
вами…”.
Этот романс на стихи М.Цветаевой станет музыкально- поэтическим эпиграфом нашего урока.
Попробуем сегодня на нашем уроке “заболеть” поэзией Марины Цветаевой.
Трудно говорить о такой безмерности, как поэт. С чего начать? Где закончить? Ведь то, о чем мы будем говорить сегодня – это душа. “Душа – есть все - всюду - вечно” - говорила поэтесса.
Войти в художественный мир Цветаевой трудно, подчас невозможно, не понимая ее первооснов. Сегодня мы попадем под обаяние ее слова, впечатлений от прочитанных стихов, встреч, человеческих связей, всего того, что называется жизнью, жизнью удивительного человека, трудной и одновременно счастливой судьбы. К сожалению, многие из наших соотечественников не знают творчества поэтессы, т.е. не “Больны” им, поэтому наша задача сегодня- открыть для себя творчество поэтессы, такое необыкновенное, но душевное.
Биография
Родилась 26 сентября (8 октября н.с.) 1892г.в Москве в высококультурной семье. Отец, Иван Владимирович, профессор Московского университета, известный филолог и искусствовед, стал в дальнейшем директором Румянцевского музея и основателем Музея изящных искусств (ныне Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина). Мать происходила из обрусевшей польско-немецкой семьи, была талантливой пианисткой. Умерла в 1906, оставив двух дочерей на попечение отца.
Детские годы Цветаевой прошли в Москве и на даче в Тарусе. Начав образование в Москве, она продолжила его в пансионах Лозанны и Фрейбурга. В шестнадцать лет совершила самостоятельную поездку в Париж, чтобы прослушать в Сорбонне краткий курс истории старофранцузской литературы.
Стихи начала писать с шести лет (не только по-русски, но и по-французски и по-немецки), печататься с шестнадцати, а два года спустя тайком от семьи выпустила сборник «Вечерний альбом», который заметили и одобрили такие взыскательные критики, как Брюсов, Гумилев и Волошин. С первой встречи с Волошиным и беседы о поэзии началась их дружба, несмотря на значительную разницу в возрасте. Она много раз была в гостях у Волошина в Коктебеле. Сборники ее стихов следовали один за другим, неизменно привлекая внимание своей творческой самобытностью и оригинальностью. Она не примкнула ни к одному из литературных течений.
В 1912 Цветаева вышла замуж за Сергея Эфрона, который стал не только ее мужем, но и самым близким другом. Годы Первой мировой войны, революции и гражданской войны были временем стремительного творческого роста Цветаевой. Она жила в Москве, много писала, но почти не публиковалась. Октябрьскую революцию она не приняла, видя в ней восстание «сатанинских сил». В литературном мире М. Цветаева по-прежнему держалась особняком.
В мае 1922 ей с дочерью Ариадной разрешили уехать за границу — к мужу, который, пережив разгром Деникина, будучи белым офицером, теперь стал студентом Пражского университета. Сначала Цветаева с дочерью недолго жили в Берлине, затем три года в предместьях Праги, а в ноябре 1925 после рождения сына семья перебралась в Париж. Жизнь была эмигрантская, трудная, нищая. Жить в столицах было не по средствам, приходилось селиться в пригородах или ближайших деревнях.
Творческая энергия Цветаевой, невзирая ни на что, не ослабевала: в 1923 в Берлине, в издательстве «Геликон», вышла книга «Ремесло», получившая высокую оценку критики. В 1924, в пражский период — поэмы «Поэма Горы», «Поэма Конца». В 1926 закончила поэму «Крысолов», начатую еще в Чехии, работала над поэмами «С моря», «Поэма Лестницы», «Поэма Воздуха» и др. Большинство из созданного осталось неопубликованным: если поначалу русская эмиграция приняла Цветаеву как свою, то очень скоро ее независимость, ее бескомпромиссность, ее одержимость поэзией определяют ее полное одиночество. Она не принимала участия ни в каких поэтических или политических направлениях. Ей «некому прочесть, некого спросить, не с кем порадоваться», «одна всю жизнь, без книг, без читателей, без друзей...». Последний прижизненный сборник вышел в Париже в 1928 — «После России», включивший стихотворения, написанные в 1922 — 1925.
К 1930-м годам Цветаевой казался ясным рубеж, отделивший ее от белой эмиграции: «Моя неудача в эмиграции — в том, что я не эмигрант, что я по духу, т.е. по воздуху и по размаху — там, туда, оттуда...» В 1939 она восстановила свое советское гражданство и вслед за мужем и дочерью возвратилась на родину. Она мечтала, что вернется в Россию «желанным и жданным гостем». Но этого не случилось: муж и дочь были арестованы, сестра Анастасия была в лагере. Цветаева жила в Москве по-прежнему в одиночестве, кое-как перебиваясь переводами. Начавшаяся война, эвакуация забросили ее с сыном в Елабугу. Измученная, безработная и одинокая поэтесса 31 августа 1941 покончила с собой.
Приложение: Записи на доске (высказывания М. Цветаевой)
“Трудолюбие, отрешенность, простота, отсутствие карьеризма – от отца”.
“Мятежность, страстность, романтика, героика, Германия, одиночество – от матери”.
“Ни у кого ничего не заимствовать, не подвергаться влияниям, быть самой собой”.
“Сережу люблю навсегда, навеки”.
“Если Бог сделает чудо – оставит Вас живым, я пойду за Вами как собака”.
“Его доверие могло быть обманутым, мое к нему - никогда”.
“Не принадлежу ни к какому классу, ни к какой партии, ни к какой литературной группировке”.
“По заказу идеологов писать не могу. Заказ времени – приказ совести”.
Из воспоминаний М.И. Цветаевой
“… Я постепенно утрачиваю чувство реальности: меня – всё меньше и меньше… Никто не видит, не знает, что я год ищу глазами – крюк… Я год примеряю смерть. Всё уродливо и страшно… Я не хочу умереть. Я хочу не быть…”
31 августа 1941 года в полном одиночестве, в состоянии депрессии она ушла из жизни.
Из воспоминаний М.И. Цветаевой
“Мурлыга! Прости меня, но дальше было бы хуже. Пойми, что я больше не могла жить. Передай папе и Але – если увидишь – что любила их до последней минуты и объясни, что попала в тупик”.
Сын ничего не смог передать. Свидетельство о смерти было выдано сыну 1 сентября. В графе “Род занятий умершей” написано – “эвакуированная”. Повезли прямо из больничного морга в казённом гробу, повезли по пыльной дороге туда вверх, в гору, где темнели сосны. Кто провожал её в последний путь? Кто шёл за гробом? Не всё ли равно!... Гроб: точка стечения всех человеческих одиночеств, одиночество последнее и крайнее… Могила затерялась. “Нет в мире виноватых”, - сказал когда-то Шекспир. Но может быть тот великий, который скажет когда-нибудь, что все виноваты, будет не менее прав.
Сергея Яковлевича расстреляли 16 октября 1941 года. Дочь Ариадна была арестована и 17 лет провела в лагерях и тюрьмах. Она была талантливой переводчицей. После ссылки посвятила оставшиеся годы жизни собиранию архивов матери, писала воспоминания, но не успела закончить книгу воспоминаний. Умерла в 1975 году.
Сын Георгий в Ташкенте закончил школу, поступил в институт философии, литературы и искусства в Москве. В начале 1944 года призван в армию, а 7 июля погиб в первом бою (19-ти летним). (Он был похож на Марину Цветаеву, его звали Марин Цветаев).
Стихотворение, посвящённое Марине Цветаевой:
В
Москве, в переулке старинном,
Росла я, не зная тогда,
Что здесь восходила Марина –
Российского неба звезда.
А после, в гремящей траншее,
Когда колыхала земля,
Не знала, что смуглую шею
Тугая стянула петля.
Не знала, что вновь из тумана
Взойдёт – и уже навсегда –
Сгоревшая жутко и странно
Российского неба звезда. (Ю.
Друнина)
Творчество.
Огромно наследие Цветаевой: стихи, 17 поэм, размышления, воспоминания, лирические эссе, философские этюды, стихотворные драмы. Марина Цветаева – поэт “предельной правды чувств”. Она со всей своей “не просто сложившейся судьбой, со всей яркостью и неповторимостью самобытного дарования по праву вошла в русскую поэзию…”. (Всеволод Рождественский)
Поэзия М. И. Цветаевой остаётся современной. После более чем полувекового молчания настало время её стихов. Читая строки её произведений, вникая в разнообразные и переменчивые чувства лирической героини, мы восстанавливаем облик Марины Цветаевой, её духовный мир, её боль, её Россию.
IV. .Подводя итог урока, хочу задать вам вопросы:
1. Вы впустили в свое сердце М Цветаеву?
2. Какие моменты из жизни Цветаевой вас особенно потрясли?
3. Какой предстала перед вами поэтесса? (Задание выполняется группами:
а) на основании услышанного и увиденного;
б) по текстам стихотворений, которые читали ребята;
в) на основании высказываний М. Цветаевой, записанных на доске.
Ребята, мы лишь приоткрыли дверь в богатейший мир наследства поэта. Надеюсь, у вас возникло желание обратиться к ее поэзии, перелистать сборники ее стихов, выучить понравившиеся строки.
Марина Цветаева вступила в литературу на рубеже веков, в тревожное и смутное время. Как многим поэтам ее поколения, ей присуще ощущение трагизма мира. Конфликт со временем для нее оказался неизбежным. Жила она по принципу: быть только самой собой. Но поэзия Цветаевой противостоит не времени, не миру, а живущей в ней пошлости, серости, мелочности. Поэт – защитник, глашатай миллионов обездоленных:
|
Что ей хоромы – и что ей хаты!
Что Чингиз-хан ей и что – Орда!
Два на миру у меня врага,
Два близнеца неразрывно – слитых:
Голод голодных – и сытость сытых! 18 августа 1918.
Цветаевой суждено было стать летописцем своей эпохи. Почти не затронув трагической истории ХХ века в своем творчестве, она раскрыла трагедию мироощущения человека современника. Лирическая героиня ее поэзии дорожит каждым мигом, каждым переживанием, каждым впечатлением.
В образе лирического героя раскрывается личность поэта. Лирический герой близок к лирическому “Я”. Он доносит до нас размышления и переживания поэта-художника, открывает духовный мир Цветаевой.
2. Коллективный анализ стихотворения:
-
Кто создан из камня, кто создан из глины, -
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело – измена, мне имя – Марина,
Я - бренная пена морская.
Кто создан из глины, кто создан из плоти –
Тем гроб и надгробные плиты…
- В купели морской крещена – и в полете
Своем – непременно разбита!Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьется мое своеволье.Меня – видишь кудри беспутные эти? –
Земной не соделаешь солью.
Дробясь о гранитные ваши колена,
Я с каждой волной – воскресаю!
Да здравствует пена – веселая пена –
Высокая пена морская! 23 мая 1920.
Имя дается человеку при рождении и нередко определяет всю жизнь. Что значит имя Марина? (Морская)
3 Чтение стихотворения наизусть (индивидуальное задание). Все следят по тексту.
4 Кто герои этого стихотворения? (Это Марина и те, “кто создан из глины”, т.е. обыкновенные смертные люди. Уже одно это противопоставление заставляет задуматься над особенностями Марины.)
5. Задание для класса. Выписать в два столбика слова, относящиеся к этим героям. (Таблица в тетрадях и на доске.)
Строфа |
Обыкновенные люди |
Марина |
1 |
камень, глина |
серебрюсь, сверкаю, пена, измена |
2 |
глина, плоть, надгробие, гроб, плиты |
крещена, в полете, разбита |
3 |
сердце, сети, земная соль |
своеволие, беспутные кудри (свободн.) |
4 |
гранитные колена |
воскресаю, пена |
Какое слово главное в первой строфе? (Измена)
Какие антонимичные слова есть во второй строфе? (Гроб – крещена)
Почему героиня со своими беспутными кудрями не хочет стать “земной солью” (“народная слава”)? (Она не хочет лишиться свободы, стать героем; не хочет засорять берег, как это делает соленая вода.)
Что означает слово “воскресаю”? Какому слову оно близко? (Крещена, и противостоит “граниту”.)
Вывод: Марина – всякая, поэтому ей “дело – измена”, потому она разбивается - воскресает. В этом ее душа.
3. На протяжении всей жизни огромное количество людей окружало Марину. Они были совершенно разными и по-разному раскрывали ее поэтический и человеческий талант. Слагаемые ею стихи группируются в циклы, один из которых посвящен А. Блоку. Это страстный монолог влюбленности, хотя видела Цветаева поэта издали лишь, не обменялась ни единым словом. Для нее Блок – символический образ Поэзии. Слушаем “Стихи к Блоку”.
-
-
Зверю – берлога,
Страннику – дорога,
Мертвому – дроги,
Каждому свое.Женщине – лукавить,
Царю – править,
Мне – славить
Имя твое. (2 мая 1916)
-
Как вы поняли эти стихи? (Основное назначение у Цветаевой – славить Блока.)
4. Для Цветаевой поэтическое искусство было “ежедневным трудом”, святым, единственным ремеслом: “Я не верю стихам, которые льются. Рвутся – да”. Смелое, порывистое дробление фразы на отдельные смысловые куски ради почти телеграфной сжатости. Порывистый и прерывистый характер речи необычен уже потому, что он отражает душевное состояние поэта со стремительной непосредственностью переживаемой минуты. Широк диапазон её поэзии: от народных русских сказок – поэм до интимнейшей психологической лирики. Постоянная, неустанная работа, переделка, шлифовка написанного. Так же относилась к поэтическому труду и Ахматова.
Отрывок из стихотворения “Ахматовой”:
-
Мы коронованы тем, что одну с тобой
Мы землю топчем, что небо над нами – то же!
И тот, кто ранен смертельной твоей судьбой,
Уже бессмертным на смертное сходит ложе.В певучем граде моём купола горят.
И Спаса светлого славит слепец бродячий.
И я дарю тебе свой колокольный град,
Ахматова! – сердце своё в придачу.
В чем сходство двух поэтов? (Живут на одной земле, они современницы.)
Как относится лирическая героиня к Ахматовой? (Уважает, ценит, преклоняется перед талантом, дарит ей свой город – Москву.)
- Для Цветаевой типично обращаться на “ты”, своевольно все подчиняя своей мечте. А ведь личное общение у них произошло уже в 1941 г., когда поэтессы проговорили наедине много времени.
5. Поэзию Марины Цветаевой невозможно представить без темы любви: “Любить – знать, любить – мочь, любить – платить по счету”. Любовь у Цветаевой всегда “поединок роковой”, всегда спор, конфликт и чаще – разрыв. Невероятная откровенность, открытость – неповторимые черты лирики поэтессы. Героиня убеждена, что чувствам подвластны и время, и расстояния:
Нежней и бесповоротней
Никто не глядел нам вслед...
Целую вас – через сотни
Разъединяющих лет.
Песня на стихи М. Цветаевой “Мне нравится, что Вы больны не мной...”
Какие отношения между героями стихотворения?
Могут ли они стать возлюбленными? (Нет, стихотворение посвящено будущему мужу сестры Анастасии М. Минцу).
6. Цветаева посвящала стихи близким людям: друзьям – поэтам, бабушке, мужу, Сергею Яковлевичу Эфрону, детям, дочери Але и сыну Георгию.
-
-
Стихотворение “Аля” (отрывок)
Не знаю, где ты и где я.
Те же песни и те же заботы.
Такие с тобою друзья!
Такие с тобою сироты.
И так хорошо нам вдвоем –
Бездомным, бессонным и сирым...
Две птицы: чуть встали – поем,
Две странницы: кормимся миром.Отрывок “Стихи к сыну” (1932).
Ни к городу и ни к селу –
Езжай, мой сын, в свою страну, -
В край – всем краям наоборот!
Куда назад идти – вперед
Идти, - особенно – тебе,
Руси не видавшее
Дитя мое... Мое?
Ее – Дитя!
-
О ком стихотворение? (О матери и дочери) Какие отношения между героинями? (Они помогают друг другу и поддерживают.) Как складывается их судьба? (Нет дома, они странницы, сироты.)
Сын Марины Цветаевой и Сергея Эфрона родился в эмиграции, где с остатками Добровольческой Белой армии оказался муж, а в 1922 году уехала за границу и Марина. Жизнь в эмиграции складывалась трудно. Эмигрантским журналам не нравились честные, неподкупные стихи Цветаевой. “Мой читатель остался в России, куда мои стихи... не доходят,” - сожалела она. Какое пожелание высказывает поэтесса?(Хочет, чтобы сын жил на русской земле, сожалеет что он не видел России, но он ее сын.)
7. В 1939 году М. Цветаева вернулась на родину.
Нет друзей рядом, нет жилья, работы, нет семьи (нет в живых мужа, неизвестна судьба Ариадны, отчуждение с сыном). Под гнетом личных несчастий, в одиночестве, в состоянии душевной депрессии, в начале Великой Отечественной войны, 31 августа 1941 г. Марина Цветаева покончила с собой.
8. Вывод, итоги. Что можно сказать о лирической героине Цветаевой? (Женщина гордая, сильная, решительная, любящая, верная, своевольная. Она способна на дружбу и любовь.)
Близки образы лирической героини и поэта? (В образе лирической героини раскрывается личность автора. “Стихи мои – дневник”, - писала Цветаева. А дневнику доверяют сокровенные мысли, тайны, мечты, надежды.)
Каким темам посвящены стихи Марины Цветаевой? (Любви, дружбы, назначение поэта, Родины, странничества.)
9. Заключительное слово.
Марина Цветаева оставила значительное творческое наследие: книги лирических стихов, семнадцать поэм, восемь стихотворных драм, автобиографическую, мемуарную и историко-литературную прозу, письма, дневниковые записи. Она никогда не подделывалась под вкусы читателей и издателей. Сила ее стихов – не в зрительных образах, а в потоке все время меняющихся, гибких ритмов. Любое ее произведение подчинено правде сердца. Ее стихи мелодичны, задушевны, чарующи, поэтому к ним обращаются композиторы и появляются прекрасные песни. Настоящее в искусстве не умирает.
VI. Домашнее задание: Выучить понравившееся стихотворение.