Материалдар / Поурочный план по теме А.Ахматова
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

Поурочный план по теме А.Ахматова

Материал туралы қысқаша түсінік
Поурочный план по теме А.Ахматова
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
25 Қараша 2024
44
0 рет жүктелген
250 ₸
Бүгін алсаңыз
+13 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +13 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Управление образования Туркестанской области

ГККП «Аграрно-технический колледж имени Д.Конаева»


ПРОВЕРЕНО

Председатель "Общественно-гуманитарных дисциплин":

__________ Д.Абдуллаева

«______» ________ 2024 год

ПЛАН УРОКА


Тема урока:

3.2.6. А. Ахматова "Реквием". Поэма "Реквием" - памятник страшной эпохи сталинского режима. Частица.

Название модуля/

предмета:

«Русский язык и литература»

Подготовила

педагог:

Абдуллаева Дилафруз Абдимиталовна

Дата урока:








Общая информация

Курс:

І курс

Группы:

Швея

9-241

Грейдер

9-241

Аэл

9-241

Аэл

9-242

Асл

9-241

Асл

9-242

Тр

9-241

Тип урока:

Традиционный урок

Продолжительность:

2 часа (90 мин)

Место проведения:

Цель урока:


Познакомить учащихся с поэмой А. Ахматовой "Реквием", раскрывая её значение как памятника эпохи сталинского террора, а также развить умение анализировать содержание произведения, выявлять ключевые проблемы, связанные с историческим контекстом, и классифицировать различные виды частиц.

Задачи урока:


  1. Развить навыки анализа художественного произведения на примере поэмы "Реквием" А. Ахматовой.

  2. Познакомить учащихся с темами и проблемами, затронутыми в произведении (страдания людей в период сталинских репрессий, роль женщины в истории, тема памяти и трагедии).

  3. Изучить и классифицировать части речи, в частности, частицы, на примере текста поэмы.

  4. Формировать у учащихся умение прогнозировать последствия исторических событий и их отображение в литературе.

Ожидаемый результат:


Учащиеся смогут анализировать содержание поэмы, выявлять основные проблемы произведения.

Учащиеся научатся классифицировать частицы в предложениях и понимать их роль в структуре текста.

Учащиеся осознают важность "Реквиема" как художественного произведения, отражающего трагедию сталинских репрессий.

Учащиеся смогут выразить собственные мысли о последствиях исторических событий, освещенных в произведении.

Требуемые ресурсы:

Плакат, учебник, интернет, портрет

  1. Салханова Ж. Х., Кыинова Ж. К., Бектурова А. Е. Русский язык и литература. - Алматы: Мектеп, 2020. – 11 класс 1 часть. стр. 81

Ход урока:




Этапы урока



Время

(мин)


Действия преподавателя

Студен-ческая деятель-ность

Учебные ресурсы и материалы

1

2

3

4

5

1.Организа-ционный момент


5 мин

1. Проверка списка студентов по журналу.

2. Уделение внимания внешнему виду учеников.

Староста группы рассказал о студентах.

2.Проверка домашнего задания


10 мин

Вопросы по пройденной теме:

  1. Где и когда родился Михаил Салтыков-Щедрин?

Ответ: Михаил Салтыков-Щедрин родился 27 (15) января 1826 года в Тверской губернии, в помещичьей семье.

  1. Какое образование получил Салтыков-Щедрин?

Ответ: Салтыков-Щедрин учился в Петербургском университете, на юридическом факультете. После его окончания он начал работать в государственных учреждениях.

  1. Когда Салтыков-Щедрин стал известен как писатель?

Ответ: Салтыков-Щедрин стал известен в 1850-х годах благодаря своим сатирическим произведениям, таким как "История одного города" и "Письма о добром и худом".

4. Какие произведения Салтыкова-Щедрина стали наиболее известными?

Ответ: Среди самых известных произведений Салтыкова-Щедрина- "История одного города", "Палата №6",  "Дикий помещик"  и "Современная идиллия".

5. Когда и где умер Михаил Салтыков-Щедрин?

Ответ: Михаил Салтыков-Щедрин умер 10 (22) мая 1889 года в Санкт-Петербурге.

6. Как называется произведение, в котором один мужик прокормил двух генералов?

Ответ: "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил".

7. Какого рода герои являются главными персонажами этой повести?

Ответ: Главные герои — это два генерала, которые, несмотря на своё высокое звание, оказываются в трудной ситуации и нуждаются в помощи.

8. Как мужик помогает генералам в повести?

Ответ: Мужик кормит генералов, кормит их, несмотря на их высокое положение и глупость, обеспечивая их необходимым пропитанием.

9. Какая идея скрыта в повести "Как один мужик двух генералов прокормил"?

Ответ: Повесть высмеивает глупость и некомпетентность власти, а также пороки социальной иерархии, где даже генералы, несмотря на своё положение, не могут позаботиться о себе.

10. Что символизируют генералы в произведении?

Ответ: Генералы символизируют некомпетентность власти и отсутствие практических навыков у высокопоставленных людей.

Учащиеся поняли содержа-ние предыдущего урока.


Учебник


3. Подготовка студентов к работе на основном этапе.

5 мин

1. Изложение темы нового урока.

2. Рассказ о цели урока.


Учащиеся внимательно слушали новый урок.

Плакат,

учебник

4.Закрепле-ние новых знаний и методов.


30 мин

Введение: Добрый день, уважаемые студенты! Сегодня мы будем обсуждать творчество великой русской поэтессы Анны Андреевны Ахматовой, чье имя стало символом трагической эпохи XX века.. 

Анна Андреевна Ахматова (настоящее имя Анна Григорьевна Горенко) родилась 23 июня 1889 года в Одессе, в семье военно-морского офицера. Она выросла в интеллигентной семье, и её детство прошло в различных городах России, в том числе в Царском Селе, где она и начала проявлять интерес к литературе.

Ахматова начала писать стихи в юном возрасте и в 1912 году дебютировала с первой книгой стихотворений "Вечер", которая сразу привлекла внимание литературной общественности

Судьба Ахматовой не была легкой. В 1920-х годах её имя оказалось под запретом. В 1930-х годах, когда начались сталинские репрессии, Ахматова испытала на себе тяжёлое воздействие советской власти: её муж Николай Гумилёв был расстрелян в 1921 году, а сын, Лев Гумилёв, был арестован и провел много лет в лагерях. В этот период она написала свою известную поэму "Реквием", которая стала символом страданий людей, переживших сталинские репрессии. После смерти Сталина Ахматова начала снова публиковаться, её творчество стало более свободным, но она оставалась скромной и глубоко переживала личные и исторические трагедии.

Основные произведений Анны Ахматовой: "Вечер" (1912);  "Чётки" (1914); "Ухо" (1917); "Поэма без героя"  (1935–1940);  "Реквием" (1935–1940, окончательная редакция — 1961); "Стихи о Прекрасной Даме" (1921); "Северные элегии" (1925); "Бег времени" (1940); "Из записок старого человека" (1957); "Анна Ахматова. Собрание сочинений" (1959–1965); "Подорожник" (1961);

Ахматова умерла 5 марта 1966 года в Ленинграде, оставив после себя огромное литературное наследие.

Сегодня мы рассмотрим одно из самых значительных произведений Анны Ахматовой — поэму "Реквием", которая олицетворяет страдания целого поколения людей в годы сталинских репрессий.

"Реквием" был написан в 1935–1940 годах, в разгар сталинских репрессий. В это время миллионы людей были арестованы, осуждены на долгие сроки или расстреляны по ложным обвинениям, и судьба Ахматовой также была тесно связана с трагедиями того времени. Её муж, поэт Николай Гумилёв, был расстрелян в 1921 году, а сын, Лев Гумилёв, несколько раз подвергался арестам и находился в лагерях.

Основной темой поэмы является личная трагедия Ахматовой, а также страдания матерей и жен тех, кто был жертвами репрессий. В частности, Ахматова описывает свои переживания, связанные с арестом её сына, а также трагедию множества людей, оказавшихся в той же ситуации.

"Реквием"-это не просто поэма, а своего рода эпопея страдания и мужества. Поэма состоит из 10 частей, в которых переплетаются личные переживания Ахматовой и её размышления о судьбе народа. Через свои стихи Ахматова не только передала боль личной утраты, но и затронула судьбы миллионов людей, ставших жертвами репрессий. В этой поэме нет только трагедии-есть стойкость, честь и надежда. Ахматова сумела сохранить человеческое достоинство и передать его последующим поколениям через поэтическую форму.

В первой части поэмы Ахматова описывает сцены мучительных ожиданий, когда люди стояли в очередях под стенами тюрем и лагерей, надеясь узнать судьбу своих родных. Эти очереди становятся символом страха и безнадежности. Главная героиня поэмы сама пережила все эти страдания, так как её сын, Лев Гумилёв, был арестован в 1938 году и провёл много лет в лагерях.

Во второй части Ахматова описывает свою собственную боль-она поет о том, как матери переживают страдания, не зная о судьбе своих детей, и как они оказываются в этом страшном, безличном "молоке" репрессий.

Сюжет поэмы частично сосредоточен вокруг самой фигуры поэтессы, которая становится "свидетелем" этой трагедии. Несмотря на все её страдания, она сохраняет свою внутреннюю стойкость и веру, что этот кошмар однажды закончится. Ахматова выражает свою боль, но её слова пронизаны глубокой философской рефлексией, связанностью личных утрат с историческими событиями.

Поэма заканчивается мрачным, но мощным образом мученичества-это голос, который, несмотря на все ужасы, остаётся неподвластным власти, защищая честь и память.

Частица-это самостоятельная, неизменяемая и неподлежащея синтаксическому членению часть речи, которая служит для выражения различных оттенков значения в предложении. Частицы не могут выступать в роли подлежащего, сказуемого или других членов предложения, но вносят важные уточнения, добавляя смысловые нюансы.

Виды частиц:Отрицательные частицы: «не», «ни», «нет».Пример: Он не согласился с решением.

    • Усилительные частицы: «же», «так», «ещё», «всего» и т.п.Пример: Как ты же мог так поступить?

  1. Вопросительные частицы: «ли», «разве», «уж» и т.д.

    • Пример: Ты ли не слышал, что она говорила?

  2. Указательные частицы: «только», «всего лишь».

    • Пример: Я только что закончил работу.

  3. Сомнительные частицы: «ли», «либо», «неужели».

    • Пример: Это ли не самое странное место?

    • Частицы для выражения удивления или эмоций: «да», «нет», «пожалуй».Пример: Ну, да! Теперь мне всё понятно.




Плакат,

макет, оқулық


5.Применение знаний и методов



30 мин

Составаить Хронологическую таблицу событий жизни. Анны Ахматовой

Год

Событие

1889

Анна Андреевна Ахматова 23 июня в Одессе в семье военно-морского офицера.

1906

Поступила в Высшие женские курсы в Петербурге, начала заниматься литературой.

1910

Вышла замуж за поэта Николая Гумилёва.

1912

Опубликовала свой первый сборник стихотворений "Вечер", ставший началом её литературной карьеры.

1914

Вышел второй сборник стихотворений "Чётки", в котором Ахматова продолжает развивать свою лирику.

1921

Арест и расстрел её мужа Николая Гумилёва. Ахматова остаётся вдовой с маленьким сыном, Львом.

1925

Выход в свет сборника "Северные элегии", в котором Ахматова обращается к своим переживаниям о жизни и любви.

1930

Ахматова переживает арест своего сына, Льва Гумилёва, и несколько лет вынуждена бороться за его освобождение.

1935-1940

Написание поэмы "Реквием", посвящённой сталинским репрессиям, личным страданиям и судьбам жертв. Поэма будет опубликована только в 1987 году.

1961

Опубликована окончательная версия "Реквиема", произведение, ставшее символом жертв сталинских репрессий.

1966

5 марта Анна Ахматова умирает в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург).

1987

Поэма "Реквием" впервые была опубликована в СССР, став важным документом памяти о сталинских репрессиях.

Тесты по теме А. Ахматова "Реквием" и частица:

  1. Когда и где родилась Анна Ахматова?

a) 23 июня 1899 года В Москве
b) 23 июня 1889 года В Одессе
c) 22 июля 1890 года В Ленинграде
d) 23 апреля 1888 года В Киеве

Ответ: b) 23 июня 1889 года В Одессе

  1. Какое было настоящее имя Анны Ахматовой?

a) Анна Горенко
b) Анна Гумилёва
c) Анна Пушкина
d) Анна Иванова

Ответ: a) Анна Горенко

  1. Как называлась первая книга стихов Анны Ахматовой?

a) "Чётки"
b) "Вечер"
c) "Северные элегии"
d) "Реквием"

Ответ: b) "Вечер"

  1. Когда была написана поэма "Реквием"?

a) 1921-1925
b) 1935-1940
c) 1950-1955
d) 1960-1965

Ответ: b) 1935-1940

  1. Какое событие из жизни Ахматовой вдохновило её на написание "Реквиема"?

a) Арест её мужа Николая Гумилёва
b) Арест её сына Льва Гумилёва
c) Эмиграция из России
d) Победа в литературном конкурсе

Ответ: b) Арест её сына Льва Гумилёва

  1. Как завершилась жизнь Анны Ахматовой?

a) Она эмигрировала в Европу
b) Она умерла в Ленинграде в 1966 году
c) Она была арестована в 1940 году
d) Она вернулась в Царское Село

Ответ: b) Она умерла в Ленинграде в 1966 году

  1. Что такое частица?

A) Часть предложения

B) Неподвижное слово

C) Неизменяемая часть речи

Ответ: C) Неизменяемая часть речи

  1. Какая частица является отрицательной?

a) же
b) не
c) ли
d) только

Ответ: b) не

  1. Что делает частица "не"?

A) Отрицает

B) Указывает на вопрос

C) Усиливает слово

Ответ: A) Отрицает

  1. Какая частица усиливает слово?

A) Не

B) Ли

C) Да

Ответ: C) Да

  1. Какую роль выполняет частица "ли"?

A) Отрицание

B) Вопрос

C) Усиление

Ответ: B) Вопрос


Вопросы и ответы на основе получен-ной информа-ции



учебник


6. Рефлексия на уроке



5 мин

  1. Что вам запомнилось из поэмы "Реквием"?
    Ответ: Мне запомнились образы женщин, стоящих в очередях в тюрьму, ожидающих своих близких. Это символ страха и боли, которую переживали люди в те времена.

  2. Вопрос: Какую основную мысль вы вынесли из поэмы?Ответ: Основная мысль поэмы заключается в том, что через страдания Ахматова показывает стойкость и мужества людей, переживших сталинские репрессии. Это произведение о боли, но и о памяти и стойкости.

  • 3. Вопрос: Считаете ли вы, что поняли основную идею поэмы "Реквием"? Ответ: Да, я понял(а), что поэма о страданиях людей, переживших репрессии, и о памяти, которая помогает пережить такие трагедии.

Домашнее задание для студентов было ясным.


учебник

7.Информа-ция о домашнем задании


5 мин

Салханова Ж. Х., Кыинова Ж. К., Бектурова А. Е. Русский язык и литература.. - Алматы: Мектеп, 2020. – 11 класс. 1 часть 96 стр. Домашнее задание: 1

Перепешите предложения, вставьте пропущеные буквы, раскройте скобки. Объясните правописание частиц в произведении А. Ахметовой "Реквием"​

1. Мы не знаем, мы повсюду те же. 2. Нет, это не я, это кто-то другой страдает. 3. Я бы так не могла. 4. И ни звука - а сколько там // Неповинных жизней кончается.

5. И долго ль казни ждать. 6. А не то... Горячий шелест лета, // Словно праздник за моим окном. 7. Ты все равно придешь - зачем же не теперь? 8. И не позволит ничего // Оно мне увести с собою ... // Ни сына страшные глаза - // Окаменелое страданье, // Ни день , когда пришла гроза, // Ни час тюремного свиданья, // Ни милую прохладу рук, // Ни лип взволнованные тени, // Ни отдаленный легкий звук. 9. Из бедных, у них же подслушанных слов.

10. Но только с условьем - не ставить его // Ни около моря, где я родилась... // Ни в царском саду у заветного пня.

записывает домашнее задание


учебник


Преподаватель русского языка и литературы: Абдуллаева Дилафруз

Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!