Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Поурочный план по теме К.Алтайский
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
Управление образования Туркестанской области
ГККП «Аграрно-технический колледж имени Д.Конаева»
ПРОВЕРЕНО
Председатель "Общественно-гуманитарных дисциплин":
__________ Д.Абдуллаева
«______» ________ 2024 год
ПЛАН УРОКА |
|||||||
Тема урока: |
3.2.7. К.Алтайский "Казахские мотивы". Второстепенные члены предложения. |
||||||
Название модуля/ предмета: |
«Русский язык и литература» |
||||||
Подготовила педагог: |
Абдуллаева Дилафруз Абдимиталовна |
||||||
Дата урока: |
|
|
|
|
|
|
|
Общая информация |
|||||||
Курс: |
І курс |
||||||
Группы: |
Швея №9-241 |
Грейдер №9-241 |
Аэл №9-241 |
Аэл №9-242 |
Асл №9-241 |
Асл №9-242 |
Тр №9-241 |
Тип урока: |
Комбинированный урок |
||||||
Продолжительность: |
2 часа (90 мин) |
||||||
Место проведения: |
№ |
||||||
Цель урока: |
Развить у учащихся умение анализировать художественные произведения, выявлять ключевые темы и проблемы произведения "Казахские мотивы" К. Алтайского, а также освоить структуру предложения, уделяя внимание второстепенным членам предложения. |
||||||
Задачи урока: |
Ознакомить учащихся с произведением К. Алтайского "Казахские мотивы", раскрыть его основные темы и проблемы. Развить навыки анализа лексического значения слов и фраз, используемых в произведении. Формировать умение выявлять второстепенные члены предложения, их роль и функции в тексте. Обсудить значимость произведения в контексте казахской культуры и литературы. Развивать умение аргументированно выражать свое мнение, опираясь на текст. |
||||||
Ожидаемый результат: |
Учащиеся смогут глубоко понять и анализировать произведение К. Алтайского "Казахские мотивы", выявляя ключевые темы, мотивы и проблемы произведения. Они смогут правильно и уверенно использовать второстепенные члены предложения в своем анализе текста. Ученики освоят лексическое значение терминов и понятий, связанных с профессиональной сферой и культурой казахского народа. Способны аргументированно раскрывать проблему произведения с использованием примеров из текста. |
||||||
Требуемые ресурсы: |
|||||||
Плакат, учебник, интернет, портрет
|
|||||||
Ход урока: |
Этапы урока |
Время (мин) |
Действия преподавателя |
Студен-ческая деятель-ность |
Учебные ресурсы и материалы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1.Организа-ционный момент |
5 мин |
1. Проверка списка студентов по журналу. 2. Уделение внимания внешнему виду учеников. |
Староста группы рассказал о студентах. |
|
2.Проверка домашнего задания |
10 мин |
Вопросы по пройденной теме:
Ответ: Михаил Салтыков-Щедрин родился 27 (15) января 1826 года в Тверской губернии, в помещичьей семье.
Ответ: Салтыков-Щедрин учился в Петербургском университете, на юридическом факультете. После его окончания он начал работать в государственных учреждениях.
Ответ: Салтыков-Щедрин стал известен в 1850-х годах благодаря своим сатирическим произведениям, таким как "История одного города" и "Письма о добром и худом". 4. Какие произведения Салтыкова-Щедрина стали наиболее известными? Ответ: Среди самых известных произведений Салтыкова-Щедрина- "История одного города", "Палата №6", "Дикий помещик" и "Современная идиллия". 5. Когда и где умер Михаил Салтыков-Щедрин? Ответ: Михаил Салтыков-Щедрин умер 10 (22) мая 1889 года в Санкт-Петербурге. 6. Как называется произведение, в котором один мужик прокормил двух генералов? Ответ: "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил". 7. Какого рода герои являются главными персонажами этой повести? Ответ: Главные герои — это два генерала, которые, несмотря на своё высокое звание, оказываются в трудной ситуации и нуждаются в помощи. 8. Как мужик помогает генералам в повести? Ответ: Мужик кормит генералов, кормит их, несмотря на их высокое положение и глупость, обеспечивая их необходимым пропитанием. 9. Какая идея скрыта в повести "Как один мужик двух генералов прокормил"? Ответ: Повесть высмеивает глупость и некомпетентность власти, а также пороки социальной иерархии, где даже генералы, несмотря на своё положение, не могут позаботиться о себе. 10. Что символизируют генералы в произведении? Ответ: Генералы символизируют некомпетентность власти и отсутствие практических навыков у высокопоставленных людей. |
Учащиеся поняли содержание предыду-щего урока. |
Учебник |
3. Подготовка студентов к работе на основном этапе. |
5 мин |
1. Изложение темы нового урока. 2. Рассказ о цели урока. |
Учащиеся внимательно слушали новый урок. |
Плакат, учебник |
4.Закрепле-ние новых знаний и методов. |
30 мин |
Введение: Добрый день, уважаемые студенты! Сегодня мы будем обсуждать творчество одного из ярких представителей советской литературы, писателя Константина Алтайского-Королёва. Писатель Константин Алтайский-Королёв появился на свет в Сызрани 31 декабря 1902 года.Первые шаги в литературном творчестве сделал тоже здесь. Газета “Сызранский коммунар” в 1921 году публиковала очень много его стихов.Его перу принадлежит поэмы о зерносовхозе «Гигант», «Спичстрое» (Калуга, 1931), поэма «Ленин» (1925), "Дети улицы" (Калуга, 1927), "Буденовка" (Калуга, 1928), поэма "Спичстрой" (Калуга, 1931), порядка 20-ти публикаций. Алтайский написал роман «Гудок в степи» - 1960г; книгу «Путешествие в Жер-уюк»-1971 г; книгу «Жидели Байсын – земля счастья». Алтайский был большим знатоком и устного народного творчества. По мотивам казахского фальклора он написал книга сказок «Алдар Косе»-1977 году. Умер в 1978 году. Урна с прахом захоронена в колумбарии на Ваганьковском кладбище. Второстепенные члены предложения — это элементы, которые, в отличие от главных членов (подлежащего и сказуемого), не являются необходимыми для грамматической структуры предложения. Однако они уточняют, дополняют, уточняют или объясняют значение главных членов. Второстепенные члены могут быть различными по своей роли и выражаются обычно отдельными словами, фразами или предложениями. Вот основные типы второстепенных членов предложения: 1. Определение-это второстепенный член, который поясняет или уточняет значение существительного. Пример: Красивый дом стоит на холме. красивый -определение, поясняющее существительное дом. 2. Дополнение-это второстепенный член, который обозначает объект, на который направлено действие глагола. Дополнения отвечают на вопросы косвенных падежей: кого? что? кого? чего? и другие. Пример: Я люблю книги. книги — дополнение, отвечающее на вопрос "что?". 3. Обстоятельство- это второстепенный член, который выражает дополнительные сведения о действии: место, время, причину, цель, образ действия, условие и т. д. Пример: Мы поехали в Москву. в Москву — обстоятельство места. 4. Приложение-это член предложения, который поясняет или уточняет существительное. Оно обычно стоит в том же падеже, что и поясняемое слово. Пример: Мы посетили Петербург, город белых ночей. город белых ночей — приложение, поясняющее существительное Петербург. 5. Вставные слова-это члены предложения, которые не относятся к основным членам, а служат для выражения эмоций, мыслей говорящего, его отношения к высказываемому. Обычно вставные слова выделяются запятыми. Пример: Мы, наверное, скоро поедем. наверное — вставное слово, которое выражает сомнение. Примеры: Я купил новую машину. новую машину — определение. Он помог мне в трудную минуту. мне — дополнение. Мы встретились на улице. на улице — обстоятельство места. Он прочитал книгу о природе. о природе — приложение. Конечно, ты прав. Конечно — вставное слово. Особенности второстепенных членов предложения:
Таким образом, второстепенные члены предложения играют важную роль в создании точного, выразительного и многозначного высказывания. |
|
Плакат, макет, оқулық |
5.Примене-ние знаний и методов |
30 мин |
Задание 1. стр 107. Перепишите. Расставьте недостающие знаки препинания в следующих предложениях и объясните их постановку. 1. Тысячелетья шел верблюд, покачиваясь под поклажей 2. [Здесь пел песок] - [запела сталь]. 3. [Легла в пустыне магистраль], и [мчатся поезда Турксиба]. 4. (…если в дальней стороне проснешься ты, тоской томимый (п/о)), [песок прошепчет в тишине тебе о Родине любимой]. 5. [А за окном осенний сад], и [он струит для натюрморта чуть внятный винный аромат алма-атинского апорта]. 6. (Чтобы узнать исток воды), [взбирайся в серебристой рани на вечные снега и льды отрогов дикого Тянь-Шаня]. 7. [Богаты недра Казахстана], [нельзя сокровищ перечесть]. 8. [И мы откроем эти клады в ущельях гор, у мутных рек], (чтобы, смиряя водопады (д/о), жил все богаче человек). 9. Душист до головокруженья, ты просишься из пиалы в горячее, сухое горло. 10. [Ты освежишь и опьянишь], (чтоб шире крылья распростерла над степью золотая тишь). Тесты по теме "Казахские мотивы" в произведениях К. Алтайского, а также по теме "Второстепенные члены предложения": "Казахские мотивы в произведениях К. Алтайского"
A) Узбекский B) Казахский C) Таджикский D) Киргизский Ответ: B) Казахский
A) Природа и любовь B) История и культура казахского народа C) Политические события D) Семейные отношения Ответ: B) История и культура казахского народа
A) Роман B) Поэма C) Эпопея D) Повесть Ответ: D) Повесть
A) Цветы и деревья B) Кочевники, степь, верблюды C) Горы и озера D) Городские пейзажи Ответ: B) Кочевники, степь, верблюды Тест 2: "Второстепенные члены предложения"
A) Подлежащее B) Сказуемое C) Дополнение D) Согласование Ответ: C) Дополнение
A) Объясняет, кто выполняет действие B) Указывает на обстоятельства действия (место, время, способ) C) Дополняет сказуемое D) Отвечает на вопросы о том, кто и что делает Ответ: B) Указывает на обстоятельства действия (место, время, способ)
A) в парк B) пошла C) она D) в Ответ: A) в парк
A) Он читает книгу. B) Он читает книгу быстро. C) Он книга. D) Книга читает он. Ответ: B) Он читает книгу быстро.
A) Слово или группа слов, которые обозначают признак предмета B) Слово или группа слов, которые обозначают действие C) Слово или группа слов, которые обозначают количество D) Слово или группа слов, которые уточняют место действия Ответ: A) Слово или группа слов, которые обозначают признак предмета |
Вопросы и ответы на основе получен-ной информа-ции |
учебник |
6. Рефлексия на уроке |
5 мин |
Во-первых, я узнал много нового о писателе Константине Алтайском-Королёве. Мы поговорили о его произведениях. Во-вторых, на уроке мы изучили второстепенные члены предложения: определение, дополнение, обстоятельство, приложение и вставные слова. Я понял, как эти элементы помогают сделать речь более точной и выразительной, уточняя и дополняя смысл основных членов предложения. 2. Что было интересно или неожиданно? Меня удивило, как творчество писателя может быть связано с грамматикой. Например, второстепенные члены предложения, такие как обстоятельства или определения, очень важны в литературе, потому что они помогают создавать образы, раскрывать характеры персонажей, их внутренний мир. Когда мы читали фрагменты произведений Алтайского-Королёва, я стал замечать, как писатель использует детали для создания атмосферы, и это напомнило мне, как важны второстепенные члены предложения в языке. |
Домашнее задание для студентов было ясным. |
учебник |
7.Информа-ция о домашнем задании |
5 мин |
Салханова Ж. Х., Кыинова Ж. К., Бектурова А. Е. Русский язык и литература.. - Алматы: Мектеп, 2020. – 11 класс. 1 часть 106 стр. Домашнее задание: Выразительно прочитат стихотворение К.Алтайского «Казахские мотивы» |
записывает домашнее задание |
учебник |
Преподаватель русского языка и литературы: Абдуллаева Дилафруз