Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Поурочный план по теме Салтыков Щедрин
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
Управление образования Туркестанской области
ГККП «Аграрно-технический колледж имени Д.Конаева»
ПРОВЕРЕНО
Председатель "Общественно-гуманитарных дисциплин":
__________ Д.Абдуллаева
«______» ________ 2024 год
ПЛАН УРОКА |
|||||||
Тема урока: |
3.2.5. М.Е. Салтыков - Щедрин "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил". Жанры литературной сказки. |
||||||
Название модуля/ предмета: |
«Русский язык и литература» |
||||||
Подготовила педагог: |
Абдуллаева Дилафруз Абдимиталовна |
||||||
Дата урока: |
|
|
|
|
|
|
|
Общая информация |
|||||||
Курс: |
І курс |
||||||
Группы: |
Швея №9-241 |
Грейдер №9-241 |
Аэл №9-241 |
Аэл №9-242 |
Асл №9-241 |
Асл №9-242 |
Тр №9-241 |
Тип урока: |
Традиционный урок |
||||||
Продолжительность: |
2 часа (90 мин) |
||||||
Место проведения: |
№ |
||||||
Цель урока: |
Ознакомить учащихся с произведением М.Е. Салтыкова-Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил". Помочь учащимся понять содержание произведения и основные проблемы, затронутые автором. Научить различать жанр литературной сказки и анализировать элементы сатиры в произведении. Развить умение анализировать художественные произведения, высказывать и обосновывать собственную точку зрения. |
||||||
Задачи урока: |
Объяснить особенности жанра литературной сказки. Ознакомить с основными проблемами, затронутыми в произведении М.Е. Салтыкова-Щедрина. Развивать навыки анализа текста, умение выделять важные моменты в произведении. Развивать способность формулировать и аргументировать свою точку зрения. Воспитывать способность к критическому восприятию произведений искусства. Воспитывать умение выражать свою точку зрения на основе полученной информации из текста. |
||||||
Ожидаемый результат: |
Студенты смогут понять и проанализировать содержание повести, её проблемы. Студенты смогут выделить жанровые особенности литературной сказки и соотнести их с произведением Салтыкова-Щедрина. Студенты смогут аргументированно высказывать свою точку зрения, опираясь на информацию из произведения. |
||||||
Требуемые ресурсы: |
|||||||
Плакат, учебник, интернет, портрет
|
|||||||
Ход урока: |
Этапы урока |
Время (мин) |
Действия преподавателя |
Студен-ческая деятель-ность |
Учебные ресурсы и материалы |
||||||||||||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
||||||||||||||||||||||||||
1.Организа-ционный момент |
5 мин |
1. Проверка списка студентов по журналу. 2. Уделение внимания внешнему виду учеников. |
Староста группы рассказал о студентах. |
|||||||||||||||||||||||||||
2.Проверка домашнего задания |
10 мин |
Вопросы по пройденной теме:
Ответ:Николай Александрович Островский — русский писатель и драматург, автор известных пьес, таких как "Гроза", "Бесприданница", "Таланты и поклонники".
Ответ:Николай Александрович Островский родился 12 (24) марта 1823 года в Москве, в семье дворянина, чиновника.
Ответ:Островский учился в Московском училище правоведения, которое он закончил в 1841 году. Однако юриспруденция его не интересовала, и он выбрал путь писателя.
Ответ:Первое произведение Островского — это пьеса "Бедность не порок" (1847), которая принесла ему первые известность в литературных кругах. 5. В каком году Н.А. Островский начал активно писать пьесы? Ответ:Н.А. Островский начал активно писать пьесы в середине 1840-х годов, начиная с 1846 года, когда он стал публиковать свои работы. 6. Какое заболевание мучило Н.А. Островского в последние годы жизни? Ответ:В последние годы жизни Н.А. Островский страдал от тяжелой болезни — паралича позвоночника, который постепенно лишил его подвижности. 7. Когда и где умер Н.А. Островский? Ответ:Николай Островский умер 14 (26) июня 1886 года в Москве, в возрасте 63 лет, после продолжительной болезни. 8. Какие пьесы Островского считаются самыми известными? Ответ:Самыми известными пьесами Н.А. Островского являются "Гроза", "Бесприданница", "Таланты и поклонники" и "Не всё коту масленица". 9. Какая тема в пьесе "Бесприданница" считается главной? Ответ:Главная тема пьесы "Бесприданница" — это зависимость женщины от денег и материального положения, а также проблемы браков по расчету. 10. Назовы главные герои Бесприданницы? Главные герои пьесы Н.А. Островского "Бесприданница": Лариса Огудалова — главная героиня, бедная девушка без приданого, мечтающая о любви, но вынужденная подчиняться общественным нормам и искать выгодный брак. Пётр Ильич Тугоуховский — жених Ларисы, бедный дворянин, поначалу проявляющий к ней интерес, но в конце концов отказывается от неё, когда понимает, что она не имеет приданого. Алексей Иванович Молчалин — жених Ларисы, не столь привлекательный, но за счёт своего положения в обществе и определённого материального благосостояния, пытается продемонстрировать свою состоятельность. Геннадий Огудалова — отец Ларисы. Мать Ларисы Огудалова — мать Ларисы, решает ее судьбу и назначает ей благоприятное социальное положение через брачные союзы. |
Учащиеся поняли содержа-ние предыдущего урока. |
Учебник |
||||||||||||||||||||||||||
3. Подготовка студентов к работе на основном этапе. |
5 мин |
1. Изложение темы нового урока. 2. Рассказ о цели урока. |
Учащиеся внимательно слушали новый урок. |
Плакат, учебник |
||||||||||||||||||||||||||
4.Закрепле-ние новых знаний и методов. |
30 мин |
Введение: Добрый день, уважаемые студенты! Сегодня мы будем обсуждать творчество Михаила Евграфовича Салтыков-Щедрина-русский писатель, публицист, критик и сатирик, мастер фельетонов и социального романа. Один из самых ярких представителей русской литературы XIX века, автор остроумных сатир, в которых он осуждал пороки русского общества, бюрократию и жестокие традиции. Салтыков-Щедрин родился 27 января 1826 года в Тверской губернии, в дворянской семье. Он учился в Петербургском университете, но не завершил курс. Затем он поступил на службу в Министерство внутренних дел, где проработал до 1856 года. Творческая деятельность:В первые годы своей карьеры Салтыков-Щедрин писал в основном под псевдонимом Щедрин и начал свою литературную деятельность как автор сатирических произведений, в которых затрагивал важнейшие проблемы общества, такие как бюрократия, крепостничество и коррупция. В 1850-х годах Салтыков-Щедрин стал известен своими сатирическими произведениями, среди которых выделяются: "История одного города" (1869) — ироничный и сатирический роман, где автор высмеивает российскую провинциальную бюрократию. "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил" (1869) — сказка-сатира, в которой автор критикует абсурдность бюрократического аппарата. "Сказки" — сборник сатирических рассказов, в которых Салтыков-Щедрин обличал пороки общества и показывал абсурдность социальных институтов. Деятельность на государственной службе:С 1856 года Салтыков-Щедрин работает в различных государственных учреждениях, в том числе в департаменте Министерства внутренних дел. На этом посту он знакомится с бюрократическими пороками, которые впоследствии станет активно высмеивать в своих произведениях. В 1863 году он был отстранён от должности за свои политические взгляды и критику властей, после чего полностью посвятил себя литературной деятельности. Произведений М.Е. Салтыкова-Щедрина с годами написания: "История одного города" — 1869; "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил" — 1869; "Дневник провинциала в Петербурге" — 1865-1866 "Трем товарищам" — 1867; "Сказка о том, как мужик двух генералов прокормил" — 1869; "Бедный Лиза" — 1867 "Нищие" — 1860-е; "Протоколы Государственного Совета" — 1870-е; "Великие люди" — 1870; "Письма из провинции" — 1870-е; "Что делать?" — 1870; "Критика общественного порядка" — 1870; "Далеко от Москвы" — 1870-е Поздние годы и смерть:В последние годы жизни Салтыков-Щедрин продолжал писать, но его произведения становились всё более пессимистичными и тревожными.Он умер 10 мая 1889 года в Санкт-Петербурге. История создания "Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил". "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил" была написана в 1869 году и опубликована в журнале "Отечественные записки". Это небольшое произведение в жанре сатирической сказки сразу привлекло внимание своей остротой и умением вскрывать социальные проблемы. В этой повести Салтыков-Щедрин, как и в других своих произведениях, использует элементы народной сказки, чтобы в доступной и понятной форме выразить критику абсурдности и нелепости бюрократической системы, которая господствовала в России. Сюжет "Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил" Сюжет произведения развивается вокруг простого крестьянского мужика, который оказывается в совершенно абсурдной ситуации. Два генерала, символизирующие власть и бюрократию, оказываются абсолютно беспомощными и не могут выжить без помощи того самого мужика. Мужик кормит этих генералов, которые не могут сделать ничего сами и зависят от его заботы и труда. Произведение описывает их комичные, но при этом трагичные попытки выжить, несмотря на свои высокие чины и бессмысленные полномочия. Салтыков-Щедрин демонстрирует, как люди, одержимые властью, на самом деле не имеют ни практических навыков, ни жизненных качеств, которые необходимы для выживания в обычной жизни. Особенности жанра литературной сказки в произведении Произведение Салтыкова-Щедрина можно отнести к жанру литературной сказки, хотя его основная цель — это не просто развлекать, а активно воздействовать на читателя через критику действительности. Жанр литературной сказки имеет несколько характерных черт: Народная основы: В литературной сказке часто используются элементы народного фольклора, такие как простые персонажи, элементы магии или преувеличения. В "Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил" эта традиция сохраняется, но с добавлением элементов сатиры. Комизм: В сказке часто присутствуют гиперболизированные персонажи и события. Салтыков-Щедрин использует комические приемы для того, чтобы показать нелепость положения генералов и их беспомощность. Социальный подтекст: Хотя форма произведения схожа с народной сказкой, в нем скрыта глубокая социальная критика. Салтыков-Щедрин использует сатирический элемент, чтобы обнажить пороки общества, прежде всего бюрократическую систему. Аллегория: Генералы, как и другие персонажи произведения, представляют собой аллегорию на бюрократию, власть и бездействие тех, кто находится на вершине социальной лестницы. Сатирическая природа произведения."Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил" является классическим примером сатирической прозы. Салтыков-Щедрин высмеивает не только систему власти, но и человеческие пороки: лень, непрофессионализм, бесконечную зависимость от чужого труда. Читая эту повесть, мы видим, как автор через смешные и абсурдные события раскрывает серьёзные проблемы, такие как: -Зависимость власти от народа, который выполняет труд, необходимый для поддержания жизни. -Нелепость и бесполезность многих общественных институтов, где на высоких постах могут оказаться люди, неспособные к решению даже самых элементарных задач. Роль "Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил" в творчестве Салтыкова-Щедрина Это произведение является ярким примером того, как Салтыков-Щедрин использует форму сказки для того, чтобы продемонстрировать абсурдность существующих социальных структур и критикует пороки российского общества. Вместо того, чтобы бороться с ними напрямую, автор создает сатирическую аллегорию, которая обостряет проблемы, но не даёт конкретных решений, что делает произведение ещё более трагичным в своей комичности. Заключение."Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил" — это не просто юмористическая история о двух генералах. Это произведение, в котором Салтыков-Щедрин использует жанр литературной сказки для того, чтобы раскрыть глубинные проблемы социального устройства России XIX века, высмеивая абсурдность бюрократической системы и показывая, как власть и власть имущие становятся зависимыми от простых людей. |
|
Плакат, макет, оқулық |
||||||||||||||||||||||||||
5.Примене-ние знаний и методов |
30 мин |
Составаить Хронологическую таблицу событий жизни.Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина:
|
Вопросы и ответы на основе получен-ной информа-ции
|
учебник |
||||||||||||||||||||||||||
6. Рефлексия на уроке
|
5 мин |
Что мне особенно понравилось на уроке?
5. Что я буду делать дальше?
|
Домашнее задание для студентов было ясным. |
учебник |
||||||||||||||||||||||||||
7.Информа-ция о домашнем задании |
5 мин |
Салханова Ж. Х., Кыинова Ж. К., Бектурова А. Е. Русский язык и литература. 11 класс. 2 часть. - Алматы: Мектеп, 2020. – 205 с. Домашнее задание: 253 Составьте кластер с ключевым понятием "труд". Подберите слова-ассоциации, обусловленные лексическим значением слова и его контекстуальным значением в тексте произведения. . Прочитайте то, что у вас получилось, дополните записи удачными, на ваш взгляд. ассоциациями своих одноклассников. Труд Например: труд-время, уважение, терпение, успех, старание, богатство, занятие, дело, работа, деятельность, результат, силы. |
записывает домашнее задание |
учебник |
Преподаватель русского языка и литературы: Абдуллаева Дилафруз