Материалдар / Применение дидактического материала на уроках русского языка при обучении групп с детьми с ОВЗ

Применение дидактического материала на уроках русского языка при обучении групп с детьми с ОВЗ

Материал туралы қысқаша түсінік
Данная статья о методах, формах работы на уроках русского языка и литературы в группах со студентами с ограниченными возможностями и видах дидактического материала, которые направлены предоставить им значимый и равноправный доступ к учебному материалу. На примере одного предмета показывается, что применение раздаточного материала улучшает академические и социальные навыки учащихся со значительными затруднениями в обучении, повышает их самооценку и создает условия для более позитивных отношений учащихся с другими членами сообщества.
Материал тегін
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

ПРИМЕНЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ГРУППАХ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ РАЗВИТИЯ.


Сейсенбаева Аймгуль Турекуловна,

преподаватель русского языка и литературы

Жамбылский гуманитарный высший колледж имени Абая,

г.Тараз, Республика Казахстан, aimast@mail.ru, 87477652956


Аннотация: Все учащиеся имеют различные потребности в обучении, и им должны быть предоставлены соответствующие условия, чтобы они могли продемонстрировать свои способности в процессе обучения. В связи с этим для достижения общих целей учащимся и преподавателям необходим целый ряд стратегий и тактик при выборе подходящего времени и подхода. Данная статья о методах, формах работы на уроках русского языка и литературы в группах со студентами с ограниченными возможностями и видах дидактического материала, которые направлены предоставить им значимый и равноправный доступ к учебному  материалу. На примере одного предмета показывается, что применение раздаточного материала улучшает академические и социальные навыки учащихся со значительными затруднениями в обучении, повышает их самооценку и создает условия для более позитивных отношений учащихся с другими членами сообщества.

Ключевые слова: безбарьерная среда, психологический дискомфорт, создать условия, забота и поддержка, дидактический комплекс, раздаточный материал.


Единственный путь, ведущий к знаниям,

- это деятельность

Б.Шоу


Система инклюзивного образования подключает в себя учебные заведения среднего, профессионального и высшего образования. Инклюзия является конечным этапом создания безбарьерной среды, в условиях которой любой член общества может беспрепятственно учиться, трудиться и получать различные услуги. В настоящее время тема инклюзивного образования актуальна, она коснулась и технического и профессионального образования (ТиПО) с набором в ряды студентов детей с ограниченными возможностями.

Цель данной статьи: обмен опытом по организации уроков русского языка и профессионального русского языка в группах с детьми с ограниченными возможностями, получение дополнительной информации и методической поддержки.

Жамбылский гуманитарный высший колледж имени Абая тоже принимает на учебу детей с ограниченными возможностями, для чего создана безбарьерная среда: работают специалисты: медики, психолог, логопед, социальный педагог, наличие пандусов, отдельных санузлов и самое главное - толерантное отношение к детям с особыми потребностями. Согласитесь, что каждый из них особенный. И все они равны в своих правах, в дружбе, в образовании, в праве на посещение кружков, концертов и прочего, а также перспектив дальнейшего социального развития. Возникает вопрос: готов ли каждый педагог обучать таких детей: психологически и профессионально?

Очень радует тот факт, что студенты нашего колледжа относятся к студентам-инвалидам (это студент с ДЦП и слабовидящая девочка) с особенностью: забота и поддержка, переходящая в дружбу. Сами дети признаются в желании ходить на учебу: «Я счастлива, что учусь здесь…, Мои друзья поддержали меня на конкурсе, были всегда рядом… и др.»

Чтобы идти в ногу со временем на пути внедрения инклюзивного образования необходимо преодолеть трудности и стараться решать возникающие проблемы. Если ребенок заинтересован в учебе, эмоционально настроен на обучение, то и эффективность урока повышается. У детей с особыми потребностями формирование умений и навыков затрудняется, так как им нужно больше времени, чтоб понять материал. Им необходимо также постоянное переключение с одного вида работы на другой, т.к. дети быстро устают от однотипных заданий. Работая в такой группе со студентом-инвалидом, обучающегося на художника по специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», у меня возникали проблемы: для нее необходимо больше времени и внимания, при этом нельзя оставить без внимания остальных студентов и нельзя отставать от программы. Главным условием для меня стало понимание того, что эти дети не являются ущербными по сравнению с другими, но при работе с этими детьми нужен индивидуальный подход к каждому. Планируя и организовывая свои занятия, пришла к выводу, что задания, составленные на отдельных карточках для детей с ОВ привлекают интерес как к предмету, так и к работе в группе. Их можно составить самим или же обратиться к интернет-ресурсам. Важна их эффективность. С ними возможны фронтальная, индивидуальная и групповая работы и работа в парах.

Дидактические материалы ориентированы на коммуникативный подход к преподаванию русского языка. Они являются  средством достижения обучающимися метапредметных результатов образования при обучении русскому языку. С помощью дидактического материала формирую нравственные привычки самих студентов, создаю возможность для проявления инициативы, самостоятельности, активности при решении задач, игровых в том числе. Дети общаются друг с другом на основе общих интересов, выполнения совместных действий, помогают друг другу, радуются общему успеху. Приведу к примеру некоторые задания, используемые на уроках русского языка.

I. «Выбери три слова» (используется для закрепления любых тем по русскому языку)

Цель:  Проследить за формированием орфографического навыка с учетом этапа работы над орфографией.

Подбор слов зависит от изучаемых или пройденных тем.

На 9 карточках записаны девять слов:

1-й набор: рыбка, вьюга, чулок, дубки, варенье, чучело, ручьи, чум, гриб. 

2-й наборподъезд, склад, ворона, град, съемка, клад, ворота, подъем, воробей. 

Двое берут по очереди карточки, выигрывает тот, у кого первым окажутся три слова, имеющую одинаковую орфограмму.


I

рыбка

вьюга

чулок

II

подъезд

склад

ворона


дубки

варенье

чучело


съемка

град

ворота


гриб

ручьи

чум


подъем

клад

воробей


II. Продолжи текст. «Сбежавший медведь»

Дидактическая задача: Повторить падежные окончания имен существительных.

Игровая задача: Дополнить рассказ, из которого “сбежал” медведь.

Содержание игры: “Посмотрите на рассказ. В нем пропущены слова. Это рассказ о медведе, но сам он сбежал из зоопарка. Верните слово “медведь” в предложения, заменяя окончания по вопросам.


Дополните рассказ.

Сбежавший медведь.

Не каждому охотнику довелось повстречать (кого?).... Близко подходить (к кому?) к... опасно. Я видел (кого?)... в зоопарке. В лесу можно наблюдать (за кем?) за... только издали. Лесник рассказал нам много интересного (о ком?) о... .











III. Органайзеры. Создание положительной мотивации; вовлечение в

различные виды деятельности; предоставление возможности выбора запоминания материала; применение технологии визуализации мышления (т.е. структурирования информации). 

Ожидаемый результат: определять приоритетность информации; определять, какие части материала являются самыми важными, а какие – второстепенными; уметь расположить каждый элемент на определённом месте.

Преимущества использования графических органайзеров: учащиеся могут сосредоточиться на связях с учебной информацией;

наглядное изображение передаёт сложную информацию простым для восприятия способом;

развиваются аналитические, критические и творческие способности, умение планировать.

Такого рода задания направлены в основном на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнения, закрепление и активизацию словаря, развитие правильной ориентировки в пространстве, формировании диалогической и монологической речи.

Дидактический материал способствует  развитию  логического мышления. Студент, опираясь на конкретно-образное мышление, возникающее в процессе наблюдения, приходит к умозаключениям, обобщениям, применяя доступные для его развития логические операции: сравнение, анализ и синтез, обобщение и конкретизацию. 

Упражнения по развитию речи формируют умения и навыки связного изложения мыслей в устной и письменной форме. Дети должны быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных ситуациях. Работа по развитию речи сопровождается иллюстративным материалом (фотографии, репродукции картин). Это помогает  восприятию, запоминанию, развитию образной и ассоциативной памяти


Важно, чтобы отношения между студентами строились на доброте, отзывчивости, эмпатии. Такое взаимодействие студентов расширяет их мировоззрение и развивает академический интеллект. Такие меры позволяют детям с ограниченными возможностями, имеющим право на качественное, интересное и значимое по своему контексту учебную программу, чувствовать себя полноценными участниками общества, развиваться и стать полезными окружающим. 

IV. Собери.

Составь пословицы из слов-рассыпушек.

  1. рёДаномунюко в бызу не смяттор.

  1. Уньече – тевс, а ченьенеу – мать.


сиКравосапить – делюйважауть.









Нетрадиционные средства обучения позволяют реализовать личностно ориентированный и коррекционно-развивающий подходы, в которых дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются на всех уроках. Современные дидактические средства, специально отобранные и адаптированные, позволяют активизировать всю группу. Студенты на этих уроках становятся более активными, сосредоточенными, дисциплинированными. Нетрадиционные дидактические средства расширяют диапазон возможностей и помогают преподавателю донести до обучающихся трудный материал в доступной форме.



Список использованной литературы:

  1. Аксенова А. К., Ильина С. Ю. Методика преподавания русского языка для детей с нарушениями интеллекта. М., 2011 2. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989

  2. Волкова С.Н., Шаповалова И.В., Козлова Е.В., Савушкина Л.В. Авторская технология «Белый лист» для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья по развитию и совершенствованию связной речи дошкольников // Логопед в детском саду: науч.-методич. журнал. - №№ 1-2, 2017.

  3. Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам инклюзивного образования»

  4. Инклюзивное образование в Казахстане https://www.nur.kz/family/school/1715660-inkluzivnoe-obrazovanie-v-kazahstane-i-za-rubezom/

  5. Павлова Н.В. Вариативные средства развития коммуникативных компетенций обучающихся с ограниченными возможностями здоровья // Гуманизация образовательного пространства: материалы международной научной конференции. - М.: Изд-во «Перо», 2016. - С. 735-

  6. Проблемы и перспективы создания инклюзивного общества http://is.nkzu.kz/publishings/%7B55993498-A188-45B5-89D1-C0B34DCC3463%7D.pdf

  7. Тутаришев А.К. Социальная адаптация детей-инвалидов и подготовка их к овладению словесным языком.















Заявка

на участие в международной

научно-методической конференции


1

Полное ФИО участника

Сейсенбаева Аймгуль Турекуловна

2

Учебное заведение

Жамбылский гуманитарный высший колледж имени Абая

3

Должность

преподаватель русского языка и литературы

4

Тема доклада

ПРИМЕНЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ГРУППАХ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ РАЗВИТИЯ.

5

Направление конференции


6

Контактный телефон

87477652956

7

Электронная почта

aimast@mail.ru







Материал жариялап тегін
сертификат алыңыз!
Бұл сертификат «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жарияланғанын растайды. Журнал Қазақстан Республикасы Ақпарат және Қоғамдық даму министрлігінің №KZ09VPY00029937 куәлігін алған. Сондықтан аттестацияға жарамды
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!