Применение инновационных технологий на уроках
русского языка и литературы
Сегодня оснавная цель обучения – это не только
накопление учеником определённой суммы знаний,умений,навыков,но и
подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной
деятельности.В основе современного образования лежит активность
ученика,направляемая учителем.Сегодня не должно быть такого
учителя,который не задумывался бы над вопросами:»Как сделать урок
интересным,ярким ?Как увлечь ребят своим предметом?Как создать на
уроке ситуацию успеха для каждого урока? Именно этой цели
–воспитанию творческой,активной личности,умеющей
учиться,совершенствоваться самостоятельно,и подчиняются основные
задачи современного образования. Что же такое «инновационные
обучение» и в чём его особенности ? Инновационное обучение (от
англ.innovation-нововведение)-новый подход к обучению,включающий
в себя личностный подход,фундаментальность образования,творческое
начало,профессионализм,использование новейших
технологий.
Использование данных технологий на уроках имеет
большие преимущества.Учебный процесс становится для учащихся
интересным,что повышает активность учащихся,развивает навыки
самостоятельно получать знания в процессе взаимодействия и
поиска.Повышается качество и прочность полученных
знаний.Развиваются исследовательские навыки и умения,формируются
аналитические способности учащихся.Параллельно с процесссом
обучения идет развитие коммуникативных качеств и формирование
лидерских качеств личности.
При
использовании инновационных технологий в обучении русскому языку и
литературе я успешно применяю на своих уроках следующие
приемы:
-
ассоциативный ряд;
-
опорный конспект;
-
мозговая атака;
-
групповая дискуссия;
-
синквейн;
-
эссе;
-
ключевые термины;
-
перепутанные логические
цепочки;
-
дидактические игры;
10)
лингвистические карты;
11)
лингвистические задачи;
12)
исследование текста;
13)
работа с тестами;
14)
задания поискового характера;
15)
нетрадиционные формы домашнего задания;
Эссе- жанр критики и публицистики,свободная
трактовка какой-либо
литературной,философской,эстетической,моральной и социальной
проблемы.Эссе очень распространенный жанр письменных работ в
западной педагогике.Его целесообразно использовать как небольшое
письменное задание обычно на стадии рефлексии.Главное правило
свободного письма-не останавливаться,не перечитывать,не
исправлять.5-минутное эссе обычно применяется в конце занятия,чтобы
помочь учащимся подытожить свои знания по изученной теме.Для
учителя-это возможность получить обратную связь.Поэтому учащимся
можно предложить два пункта:
-
написать.что они узнали по новой
теме;
-
задать один вопрос,на который они так и не
получили ответа.
Развитию познавательной активности способствуют и
нетрадиционные уроки,которые позволяют повысить интерес ученика к
предмету и к обучению в целом. Существует несколько классификаций
нестандартных уроков и множество их видов:
урок-семинар,урок-лекция,урок-беседа,урок-практикум,урок-экскурсия,урок-исследование,урок-игра,урок-КВН,урок-защита
проекта,урок-диспут,урок-конференция,урок-театрализованное
представление,урок-маскарад,урок-путешествие.урок-зачёт.
Практически все они позволяют задавать проблемные
вопросы и создавать проблемные ситуаций,решать задачи
дифференцированного обучения,активизируют учебную
деятельность,повышают познавательный интерес,способствуют развитию
критического мышления.
Подсчитано,что в среднем ученик в течение пяти
уроков говорит 3-5 минут.Я думаю,что учителей эти данные не
удивят,но,бесспорно,заставят задуматься над проблемой.Поэтому
сегодня актуальными являются уроки-диспуты,дискуссии.Большая доля
работы при подготовке к такому уроку ложится на плечи учителя.выбор
темы,подход к проблеме,составление плана дискуссии,отвор
вопросов.Такая форма работы более эффективна на уроках
литературы.
Другое действенное средство-это дидактические
игры,способные вызвать интерес к занятиям по русскому языку.Цель
игры –пробудить интерес к познанию,науке,книге,учению.Наряду с
учением занимает важное место в развитии ребёнка.Важная роль
занимательных дидактических игр состоит еще в том,что они
способствуют снятию напряжения у детей,создает положительный
настрой в ходе урока.
Последние годы довольно часто использую на своих
уроках синквейн как прием технологии развития критического мышления
на стадии рефлексии.Задача учителя-помочь ученику увидеть его роль
на уроке,перевести учебную деятельность школьника в творческую
плоскость.