Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Проблема выбора будущей профессии
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
КГУ «Смирновская средняя школа №1»
«Проблема выбора
будущей профессии»
педагог-психолог Казбекова Ж.Б.
с. Смирново, 2021 год
Хочу затронуть очень важную проблему, с которой сталкиваются учащиеся старших классов – проблему выбора будущей профессии. Выбор профессии – это серьезное и ответственное решение. Как показывает практика, отрицательные последствия неправильно выбранной профессии затрагивают как самого человека, так и все общество в целом.
Успешное же решение проблемы выбора будущей профессии зависит от многих обстоятельств жизни молодого человека. Но ведущую роль здесь играет умение правильно планировать свою жизнь, строить жизненный прогноз, предвидеть возможные последствия собственных решений и поступков.
Участие в профориентации и помощь учащимся в обоснованном выборе профессии – одна из важнейших сторон работы школьного психолога. В первую очередь, работу по профессиональной ориентации я начинаю с изучения профессиональных намерений учащихся. С этой целью я использую анкету «На распутье», разработанную следующими авторами – Л.М. Фридман, Т.А. Пушкина, И.Я. Каплунович. Данная анкета позволяет определить готовность учащихся к выбору профессии, которая характеризуется внутренней осознанностью самого факта выбора и определенностью профессиональных интересов, осведомленностью учащегося и оценкой своих способностей, а также знаниями о том, какие физические и психологические требования к человеку предъявляет избранная профессия. Ответы на вопросы анкеты дают представление об общих жизненных планах учащихся, увлечениях и профессиональных намерениях, знаниях о выбранной профессии и оценке школьником своей пригодности к ней, об оценке педагогов и старшеклассников по профессиональному самоопределению. Качественный анализ ответов показывает, что большинство учащихся находятся в состоянии внутренней неопределенности, противоречивости. Это - проявляется в том, что они либо не знают, какой профессии себя посвятить; либо выбирают две и более профессий, которые им нравятся, или же которые им советуют родители; либо при выборе профессии, они отдают предпочтение тем профессиям, которые в настоящее время более престижны; либо они выбирают профессии и место учебы, в тех учебных заведениях, в которых предлагается наибольшее количество грантов. То есть, с одной стороны, они осознают важность и необходимость профессионального самоопределения, а с другой – не готовы к принятию ответственного решения, так как им или же, нравится множество профессий, или не нравится ни одна из предложенных.
Данная ситуация, хотя и является проблемной, способствует развитию личности молодого человека, позволяет изменяться и открывать в самом себе неиспользованные интеллектуальные и личностные резервы.
При выборе будущей профессии необходимо руководствоваться не только сферой нашего «хочу» (желание), но и сферами «могу» (умение) и «надо».
При правильном выборе профессии индивидуальные особенности человека совпадают с требованиями профессии, то есть сферы «хочу» и «могу» не противоречат друг другу, а дополняют друг друга. Что же такое сфера «надо»? Это требования предъявляемые современным рынком труда или особыми личными обстоятельствами, то есть востребованность профессий с одной стороны, и ограничения жизненных обстоятельств - с другой.
Для анализа ситуации профессионального самоопределения я предлагаю учащимся выполнить упражнение «Хочу, могу, надо». На листе бумаги учащиеся указывают профессию, которой они хотят себя посвятить, затем они отвечают на вопрос: есть ли у них для этого необходимые умения на данный момент. Если нет, то позволяют ли их психофизиологические возможности обрести эти умения. Далее ребятам необходимо подумать и написать для себя, какие профессии, по их мнению, востребованы в настоящее время и является ли выбранная ими профессия востребованной. Нет ли, каких-либо особых обстоятельств, которые могут препятствовать заниматься выбранным видом деятельности. Если есть, то необходимо указать их.
Данное упражнение заставляет учащихся задуматься над проблемной ситуацией в целом, и призвано побудить к активному поиску решения обозначившихся проблем.
Многие ребята при ответе на вопросы данного упражнения испытывают затруднения: они указывают профессию, которой они хотели бы себя посвятить, но при этом не осведомлены о своих потенциальных способностях, о том какие физические и психологические требования предъявляет выбранная ими профессия к человеку. Приведу пример: учащийся хочет посвятить себя профессии адвоката, но для того, чтобы им стать, ему необходимо обладать такими способностями как умение аргументировать, сопоставлять факты, анализировать и т.п., а данный момент у него таких умений нет; или учащийся относится с большим интересом к какому-либо школьному предмету, получает хорошие отметки и, в конце концов, выбирает его в качестве будущей профессии; либо учащийся внезапно выбрал профессию врача, только потому, что подошло время для принятия решения.
В результате проведения упражнения, ребята убеждаются, насколько нелегко решать вопрос о выборе профессии.
Помочь человеку правильно решить проблему профессионального выбора, призвана профориентация. Профессиональная ориентация представляет собой выбор профессии, наиболее отвечающей индивидуальным особенностям, склонностям и способностям человека.
В помощь человеку, выбирающему профессию, были разработаны специальные тесты, которые могут помочь человеку узнать и понять себя. Один из таких тестов – тест Джона Голланда. Данный тест позволяет выявить профессионально личностный тип и определить социальную направленность личности учащегося. Всего выделяется шесть типов: реалистический, интеллектуальный, социальный, конвенциональный, предприимчивый и артистический типы. Ребятам попарно представляются различные профессии, в каждой паре профессий, им необходимо выбрать ту профессию, которой они отдают предпочтение. Выявленный с помощью теста Д.Голланда профессионально-личностный тип в действительности характеризует имеющиеся способности учащегося и рекомендует, какие профессии ему следует выбирать. Например, социальный тип – отличается выраженными социальными умениями, то есть умением общаться, стремлением к лидерству, потребностям в многочисленных социальных контактах. Такой тип независим от окружающих, с успехом приспосабливается к любым жизненным обстоятельствам. Эмоционален и чувствителен. В структуре интеллекта выражены вербальные способности. Обладает социальными умениями, нуждается в контактах. Черты его характера: стремление поучать и воспитывать, психологический настрой на человека, гуманность, женственность. Представитель данного типа старается держаться в стороне от интеллектуальных проблем; активен, но часто зависим от мнения группы людей. Проблемы решает, опираясь на эмоции, чувства, умение общаться. Обладает хорошими вербальными способностями. Рекомендуемые сферы деятельности: медицина, преподавание, психология, адвокатская деятельность, возможно продажи.
Определить интересы и способности личности учащегося помогает модифицированная методика Карта интересов А.Е.Голомштака. Карта интересов содержит опросник из 174 вопросов, отражающих направленность интересов в 29 сферах деятельности: экономика, медицина, общественная деятельность, военные специальности, легкая и пищевая промышленность, сфера обслуживания, торговля, изобразительное искусство и т.д. . Для определения ведущих интересов, учащимся предлагается перечень вопросов. Перед ответом на каждый вопрос ребятам нужно подумать и постараться дать как можно более точный ответ. Лист ответов к карте интересов состоит из 29 строк и 8 столбцов. В каждом столбике по 29 вопросов: с 1 по 7 столбиках нужно отмечать положительные ответы, а в 8 столбике – отрицательные. При оценке направленности интересов в первую очередь учитываются сферы с наибольшим количеством положительных ответов, но необходимо обратить внимание также на сферы с наибольшим количеством отрицательных ответов, отвергаемые учащимся. Столбцы с преобладанием плюсов необходимо учитывать, прежде всего, при оценке направленности интересов. Данные полученные с помощью этой методики, позволяют выявить не только круг интересов учащихся, но и степень их выраженности, что имеет особое значение в формировании мотивации выбора будущей профессии. Оценка степени выраженности или отрицания интереса осуществляется путем подсчета количества плюсов и минусов в каждом столбце, после чего можно выделить те учебные предметы или виды деятельности, которые либо принимаются, либо отрицаются.
Также вниманию учащихся можно предложить методику ДДО (дифференцированного диагностического опросника) «Я предпочту» Е.А. Климова. В основу методики положена идея о делении всех существующих профессий на шесть типов по признаку предмета или объекта, с которыми взаимодействует человек в процессе труда – другие люди, природа, техника, знаковые системы, художественные образы и сам человек. Данная методика исследует склонности и профессиональные интересы учащихся и позволяет определить, к работе с какими предметами труда более склонен работать человек. Из двух пар видов работ ребятам нужно выбрать ту работу, с которой они бы справились. Например, с помощью методики ДДО определен тип «художественные образы». Деятельность таких профессионалов направлена на создание, совершенствование, реставрацию художественных образов, создаваемых с помощью разных изобразительных средств. Это сфера живописи, скульптуры, архитектуры, создания литературных текстов, кинематографии и т.п. Можно назвать здесь такие профессии, как художник, скульптор, писатель, литературный редактор, режиссер, кинооператор, дизайнер, реставратор художественных произведений. Как правило, подобные профессии подразумевают творческую работу, для их овладения важны соответствующие способности, хорошее воображение, готовность действовать в новых, необычных ситуациях, где нет готовых шаблонных способов решения возникающих проблем.
Благодаря данному тесту можно определить склонность к профессиям. К сожалению, наши склонности не всегда совпадают с нашими способностями, то есть нашим «могу». И не всегда нам нравятся те виды деятельности, которые у нас больше всего получаются. В таких случаях выбор профессии наиболее сложен, ведь необходимо выбирать, на что же ориентироваться: на «хочу» или на «могу».
При выборе профессии очень важно руководствоваться сферами «хочу», «могу» и «надо». Для этого необходимо четко осознавать свои профессиональные предпочтения, то какие требования к нам предъявляет та или иная профессия, какие требования предъявляет к нам рынок труда, а возможно, есть какие-либо жизненные обстоятельства, ограничивающие выбор профессии. На правильность решения проблемы выбора будущей профессии будут оказывать влияние то, насколько активно мы накапливаем информацию об интересующем нас виде деятельности, умеем ли взвешивать все «за» и «против», планировать, строить свой жизненный прогноз, учиться предвидеть возможные последствия собственных решений.
Несомненно, к выбору будущей профессии нужно подходить осознанно. Очень важно при выборе профессии учитывать свои способности и личностные качества. Имея предрасположенность к одной профессии, не следует выбирать другую. Ведь профессию предстоит выбирать один раз и на всю жизнь. И от сделанного выбора сейчас будет зависеть будущее завтра. Успешность профессионального самоопределения оказывает влияние на физическое и психологическое состояние человека, на его личностный рост и его будущее. Выбор профессии только тогда будет правильным, когда он осознан, когда ему предшествует кропотливая и длительная во времени работа по самопознанию и изучению мира профессий. Поэтому, нужно хорошо обдумать и сделать правильный выбор своей будущей профессии.
Мир профессий необозрим и велик, и каждая специальность в свою очередь явление достаточно сложное. Выбор профессии - это задача со многими неизвестными, и насколько правильно выбран жизненный путь, зависит общественная ценность человека, его место в обществе, удовлетворённость работой, физическое и нервно-психическое здоровье, радость и счастье.
Литература:
-
Кн. для учителя / Л.М. Фридман, Т.А. Пушкина, И.Я. Каплунович. - М.: Просвещение, 1988. - 207 с.
-
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: учебное пособие: кн. 1 – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 384 с.
-
Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы (2-е изд.)/ Серия «Справочники» - Ростов н/Д: «Феникс», 2004. – 512 с.
-
Климов Е.А. Путь в профессию. Лениздат, 1974. – 190с.