Қазақстан Республикасының
Білім және ғылым министрлігі
ШҚО
әкімдігінің Білім басқармасы
«Көлік колледжі»
КМҚК
Министерство
образования и науки
Республики
Казахстан
Коммунальное
государственное казенное предприятие
«Колледж
транспорта» управления образования
Восточно-Казахстанского областного
акимата
Дене тәрбиесі және АӘД пәндерінің
бірлестігі
Цикловой
комиссии физического воспитания и НВП
Әдістемелік бюллетень
Методический бюддетень
«Мамандардың
кәсіби құзыреттілігін қалыптастыру барысындағы кәсіби-қолданбалы
дене дайындығын»
«Профессионально-прикладная физическая подготовка в
процессе формирования профессиональной компетенции
специалистов»
г.
Семей.
2019 -
2020 учебный
год.
Содержание
-
Дюсембаев Ж.Б.
«Профессионально-прикладная физическая подготовка
и необходимость ее применения в трудовой
деятельности»
Профессионально-прикладная физическая
подготовка и
необходимость ее
применения в трудовой деятельности
Возникновение проблемы
формирования индивидуальной профессионально-прикладной физической
подготовки (ППФП) обусловлено необходимостью дальнейшего
теоретического и организационно-методического совершенствования
прикладных основ физической культуры, особенно в современных
изменяющихся социально-экономических условиях.
Современный уровень
физического воспитания студенческой молодежи, основанный на
существующих традициях и положениях коллажного образования, следует
рассматривать в спектре постоянно усиливающихся требований,
предъявляемых к специалисту-выпускнику колледжа. Используемые
формы, средства, методы физического воспитания и спортивной
подготовки разработаны в достаточно широком диапазоне.
Для большинства людей,
занимающихся умственным трудом, характерна низкая двигательная
активность и нервно-эмоциональные перегрузки, что является основной
причиной высокой заболеваемости и снижения работоспособности среди
них. Следует подчеркнуть, что в современных условиях в профилактике
болезней, укреплении здоровья и повышении работоспособности у лиц
умственного труда первостепенную роль играет широкое использование
средств и методов ППФП.
Основной целью ППФП
студентов колледжа является достижение ими психофизической и
профессиональной подготовленности к предстоящей трудовой
деятельности. Многочисленный ряд факторов оказывают влияние на
данный процесс и среди них не последнее место занимает отсутствие
программ, методических рекомендаций по ППФП студентов технического
профиля.
С учетом особенностей ППФП
технического в пособии предлагаются эффективные комплексы
упражнений для развития двигательных качеств студентов различного
уровня тренированности. На основании накопленного передового опыта
нами были отобраны и систематизированы наиболее эффективные и
приемлемые, исходя из особенностей ППФП, средства и методы
развития, необходимых для будущих экономистов двигательных
качеств.
Принцип органической связи
физического воспитания с практикой трудовой деятельности наиболее
конкретно воплощается в ППФП. Хотя этот принцип распространяется на
всю социальную систему физического воспитания, именно в ППФП он
находит свое специфическое выражение. В качестве своеобразной
разновидности физического воспитания профессионально-прикладная физическая
подготовка (ППФП) представляет собой педагогически
направленный процесс обеспечения специализированной физической
подготовленности к избранной профессионально-прикладной
деятельности.
Результативность многих
видов профессионального труда существенно зависит от специальной
физической подготовленности, которая приобретается предварительно
путем систематических занятий физическими упражнениями, адекватными
в определенном отношении требованиям, предъявляемым к
функциональным возможностям организма, профессиональной
деятельности и ее условиям. Эта зависимость получает научное
объяснение в свете углубляющихся представлений о закономерностях
взаимодействия различных сторон и общего развития индивида в
процессе жизнедеятельности. Опыт практического использования этих
закономерностей и привел в свое время к становлению особой
разновидности физического воспитания — ППФП.
Главной целью ППФП студентов
колледжа является достижение ими психофизической и профессиональной
подготовленности к предстоящей трудовой деятельности.
С накоплением полезного
практического опыта и научно-исследовательских данных в
соответствующих сферах сложилась целая профилированная отрасль
физической культуры — профессионально-прикладная физическая
культура. Педагогически направленный процесс использования ее
факторов занял важное место в общей системе образования –
воспитание подрастающего поколения и профессиональных кадров. В
настоящее время ППФП в нашей стране осуществляется прежде всего в
качестве одного из разделов обязательного курса физического
воспитания в профессионально-технических училищах, средних
специальных и высших учебных заведениях, а также в системе научной
организации труда в период основной профессиональной деятельности
трудящихся, когда это необходимо по характеру и условиям
труда.
Необходимость дальнейшего
совершенствования и внедрения ППФП в системе образования в сферу
профессионального труда определятся главным образом следующими
причинами и обстоятельствами:
1. Время, затрачиваемое на
освоение современных практических профессий и достижение
профессионального мастерства в них, продолжает зависеть от уровня
функциональных возможностей организма, имеющих природную основу, от
степени развития физических способностей индивида, разнообразия и
совершенства приобретаемых им двигательных умений и
навыков.
2. Производительность
достаточно многих видов профессионального труда, несмотря на
прогрессирующее убывание доли грубых мышечных усилий в современном
материальном производстве, прямо или косвенно продолжает быть
обусловленной физической дееспособностью исполнителей трудовых
операций, причем не только в сфере преимущественного физического
труда, но и в ряде видов трудовой деятельности смешанного
(интеллектуально-двигательного) характера, как у наладчиков
машинных устройств. В целом же нормальное физическое состояние, без
которого не мыслится здоровье и эффективное функционирование,
остается важнейшей предпосылкой устойчивой высокой плодотворности
любого профессионального труда.
3. Сохраняется проблема
предупреждения вероятных негативных влияний определенных видов
профессионального труда и его условий на физическое состояние
трудящихся. Несмотря на то, что решается эта проблема средствами
оптимизации содержания и условий труда, в том числе социальными,
научно-техническими и гигиеническими, важную роль среди них
призваны играть факторы профессионально-прикладной физической
культуры, включая ППФП.
4. Перспективные тенденции
обще социального и научно-технического прогресса не освобождают от
необходимости постоянно совершенствовать свои деятельностей
способности, а их развитие в силу естественных причин неотделимо от
физического совершенствования индивида.
Суть ППФП состоит в том, что
в основе спортивных занятий и физического труда лежит похожий
двигательный процесс и по совпадению психофизических характеристик
можно определить прямое родство каждого вида спорта с той или иной
профессией. Занятия специальными упражнениями и рекомендуемыми
видами спорта совершенствуют определенные функции и системы
организма, нужные для приобретения высокой квалификации.
Преподаватель физической культуры: Дюсембаев
Ж.Б.