Материалдар / Профилактика буллинга среди несовершеннолетних
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

Профилактика буллинга среди несовершеннолетних

Материал туралы қысқаша түсінік
Мероприятия, направленные на преодоление и профилактику буллинга в школе
Авторы:
04 Қаңтар 2024
167
2 рет жүктелген
Материал тегін
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Профилактика буллинга среди несовершеннолетних


Что же такое буллинг?

Буллинг — это постоянные намеренные негативные действия, направленные на одного и того же ребенка со стороны другого ребенка или группы детей.

Буллинг может принимать различные формы:

  • распространение слухов,

  • угрозы,

  • физическое или словесное нападение,

  • исключение ребенка из группы, изоляция,

  • другие жесты или действия, причиняющие вред ребенку прямо или косвенно.

Буллинг включает в себя:

  • желание причинить вред кому-либо,

  • само вредоносное действие,

  • дисбаланс силы между обидчиком и жертвой,

  • повторение такого поведения,

  • несправедливое использование силы,

  • очевидное наслаждение обидчика и чувство угнетенности жертвы.

Наиболее близкими русскими аналогами слова “буллинг” являются  “травля” и “издевательство”.

С чем не следует путать буллинг?

Дети, склонные к агрессивному поведению, часто эмоционально не уравновешенны и не контролируют свое поведение. Дети же, которые совершают буллинг, делают это с целью унизить (установить отношения доминирования) и при этом сохраняют здравомыслие и контроль над своими действиями.

Ни один подросток не избежал конфликтов с одноклассниками. Это не вредно, если конфликт разрешается взаимоприемлемым образом. Но насмешки и драки превращаются в буллинг, если происходят преднамеренным и повторяющимся образом. Есть три особенности, которые отличают буллинг от других форм негативного поведения и действий:

  1. Направленность на конкретного человека.

  2. Повторяемость.

  3. Превосходство одной из сторон конфликта (моральное, численное, физическое) над другой стороной.

Если кого-то из детей в классе не любят, у него нет друзей, его неохотно принимают в игру, но насилия в его адрес нет, это не травля, а непопулярность. При непопулярности человеку может быть обидно, грустно и одиноко. При травле ему страшно, он не чувствует себя в безопасности. Никто не может обещать каждому ребенку в классе, что он будет всем нравиться. Но безопасность, физическую и психологическую, школа обязана обеспечить каждому ученику.

Каковы признаки регулярной травли?

Ребенок может ничего не говорить о своих проблемах. Но есть признаки, игнорировать которые нельзя:

  1. Физические отметки (такие как порезы и ушибы) без логического объяснения, особенно если они часто встречаются.

  2. Ребенок больше не хочет ходить в школу или проводить время на общественных мероприятиях, не проводит время с друзьями.

  3. Частая потеря вещей или исчезновение предметов из дома, порванная одежда или испорченные книги, сломанные гаджеты или какие-либо другие личные вещи.

  4. Ребенок говорит о чувстве одиночества, ведет себя скрытно и замкнуто.

  5. Неожиданное изменение в поведении: чрезмерное беспокойство, привязанность к родителям, сопротивление повседневным делам.

  6. Необычно агрессивное поведение, запугивание более слабых.

  7. Жалобы на физические боли без каких-либо медицинских причин (например, головные боли, проблемы со сном, пищевые нарушения).

  8. Внезапное снижение успеваемости и трудности в концентрации внимания.

  9. Жалобы на вещи, которые раньше ребенка не беспокоили (на внешний вид, на место жительства и т.д.).

  10. Саморазрушительное поведение, побеги из дома, самоповреждения или разговоры о суициде.

Чего не надо делать

  1. Ждать, что само пройдет. Не замечать.

  2. Искать причины и объяснения. Наличие объективных причин не делают травлю допустимой. Это как будто вместо лечения болезни оправдывать ее разгуливающим вирусом.

  3. Путать травлю и непопулярность.

  4. Cчитать травлю проблемой только жертвы. В очень щекотливом положении оказываются молчаливые свидетели. Многие в глубине души понимают, что происходит что-то нехорошее, но не имеют решимости сказать об этом, боясь сами оказаться в роли жертвы. В результате в их мировоззрении появляется убеждение, что они — нехорошие люди, а мир кругом небезопасен.

  5. Cчитать травлю проблемой личностей, а не группы. Причина травли – не в особенностях жертвы, а в особенностях группы, в размытости границ допустимого и недопустимого, отсутствии правил игры либо отсутствии взрослых, устанавливающих эти правила.

  6. Давить на жалость к жертве. Лишнее негативное внимание к жертве только усугубит ее положение.

  7. Мириться и терпеть.


И вот здесь необходимо отметить важную роль классного руководителя.

В работе каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия – быть классным руководителем. Одни учителя считают эту работу дополнительной нагрузкой к своей преподовательской деятельности, другие называют ее самой главной.

Как бы ни была трудна работа классного руководителя, несомненно, она нужна детям, поскольку основным структурным звеном в школе является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися.

В классах реализуется забота о социальном благополучии детей, решаются проблемы их досуга, осуществляется первичное сплочение коллективов, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера.

Организатором деятельности учащихся в классе, координатором воспитательных воздействий остается классный руководитель. Именно он непосредственно взаимодействует как с учениками, так и с их родителями, искренне стремится помочь детям в решении их проблем в школьном коллективе, интересно и с пользой организовать школьную жизнь.

Обеспечение для всех детей благоприятных условий жизни, развития, воспитания и получения образования наряду с их защитой от насилия и жестокого обращения является одной из главных задач социальной политики для любого государства.

Что вам как классному руководителю нужно сделать после эпизода, когда один ребенок издевается над другим, толкает его, а другие дети наблюдают за происходящим?

Школьное насилие является серьезной проблемой современной образовательной системы. Согласно исследованиям психологов многие в детстве хотя бы раз становились жертвами травли и были психологически травмированы ситуацией.

Проблема буллинга долгое время умалчивалась, о ней не принято было говорить, не было специального научного термина для обозначения данного явления.

С травлей учащихся, или буллингом, можно столкнуться, к сожалению, практически в любой школе. Буллинг как социально-психологическое явление создает угрозу безопасности участников образовательного процесса.

Последствия буллинга – как непосредственные, так и отсроченные – негативно сказываются на интеллектуальном и личностном развитии обучающихся.

К сожалению, многие школьники и их родители недостаточно осведомлены о вреде буллинга для физического и ментального здоровья ребенка.

С этой целью на внеклассных мероприятиях, учебных занятиях, родительских собраниях рассматриваются различные виды насилия, его причины и факторы, последствия для вовлеченных сторон и организации образования в целом. Особое внимание уделяется мерам по предотвращению насилия в школе, предложены алгоритмы действий всех специалистов образовательного учреждения по реагированию на факты насилия и оказанию помощи пострадавшим. И освещаются следующие принципы работы с проблемой буллинга

    1. Конфиденциальность специалисты, работающие с проблемой буллинга, должны гарантировать конфиденциальность участникам этой ситуации (жертве, агрессору, свидетелям). Это будет способствовать раскрываемости таких случаев в детском коллективе, повышению доверия детей взрослым.

    2. Поэтапность (изучение ситуации, подготовительные работы внутри коллектива, согласие участников, выработка программы помощи, еѐ реализация и оценка).

    3. Отказ от обвинений кого-либо из взрослых в допущении случаев буллинга.

    4. Категорический запрет на любое насилие в учреждении («Скажи насилию нет!»). Любое насилие несправедливо и его можно предотвратить, вмешавшись в ситуацию.

    5. Комплексность (учет всех аспектов и участие разных сотрудников в работе).

    6. Индивидуальный подход в каждом случае буллинга.

    7. Смещение акцента с наказания обидчиков на их реабилитацию. Особое внимание следует обращать на случаи, когда действия обидчика представляют опасность для жизни и здоровья других или являются нарушением закона.

Что может классный руководитель?

  1. Не игнорировать. Пресекать.

  2. Развивать идеи недопустимости травли.

  3. Повышать внимание сотрудников и администрации к проблеме.

  4. Вовлекать родителей в обсуждение и поиски решения проблемы.

  5. Развивать альтернативные способы взаимодействия уважение, взаимопомощь, поддержка, внимание, интерес.

Алгоритм работы с классом:

  1. Назвать вещи своими именами, проговорить ситуацию (травля – это…).

  2. Дать оценку:

  • недопустимость и неприятие любых агрессивных форм поведения

  • вспомнить личное состояние, когда все смеются, издеваются

  1. Обозначить травлю как общую проблему:

  • решать всем вместе;

  • стараться, чтобы был дружный класс.

  1. Принять правила для класса: не оскорблять, не быть равнодушным и т.п.

  2. Поддерживать благоприятный климат и контролировать эмоциональное состояние.

Несмотря на масштабность и сложность проблемы, система образования имеет большие возможности для профилактики насилия. Ее профессиональный и организационный ресурс, сфера ее социального влияния позволяют осуществлять комплексное и системное воздействие на всех участников образовательного процесса в целях недопущения насилия в межличностных отношениях и совместной деятельности.

Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!