Профилактика буллинга среди несовершеннолетних
Что же такое буллинг?
Буллинг — это постоянные намеренные
негативные действия, направленные на одного и того же ребенка со
стороны другого ребенка или группы детей.
Буллинг может принимать различные
формы:
-
распространение слухов,
-
угрозы,
-
физическое или словесное
нападение,
-
исключение ребенка из группы,
изоляция,
-
другие жесты или действия,
причиняющие вред ребенку прямо или косвенно.
Буллинг включает в себя:
-
желание причинить вред
кому-либо,
-
само вредоносное действие,
-
дисбаланс силы между обидчиком и
жертвой,
-
повторение такого поведения,
-
несправедливое использование
силы,
-
очевидное наслаждение обидчика и
чувство угнетенности жертвы.
Наиболее близкими русскими
аналогами слова “буллинг” являются “травля” и
“издевательство”.
С чем не следует путать
буллинг?
Дети, склонные
к агрессивному поведению, часто эмоционально не
уравновешенны и не контролируют свое поведение. Дети же, которые
совершают буллинг, делают это с целью унизить (установить отношения
доминирования) и при этом сохраняют здравомыслие и контроль над
своими действиями.
Ни один подросток не
избежал конфликтов с одноклассниками. Это не
вредно, если конфликт разрешается взаимоприемлемым образом. Но
насмешки и драки превращаются в буллинг, если происходят
преднамеренным и повторяющимся образом. Есть три особенности,
которые отличают буллинг от других форм негативного поведения и
действий:
-
Направленность на конкретного
человека.
-
Повторяемость.
-
Превосходство одной из сторон
конфликта (моральное, численное, физическое) над другой
стороной.
Если кого-то из детей в классе не
любят, у него нет друзей, его неохотно принимают в игру, но насилия
в его адрес нет, это не травля, а непопулярность. При
непопулярности человеку может быть обидно, грустно и одиноко. При
травле ему страшно, он не чувствует себя в безопасности. Никто не
может обещать каждому ребенку в классе, что он будет всем
нравиться. Но безопасность, физическую и психологическую, школа
обязана обеспечить каждому ученику.
Каковы признаки регулярной
травли?
Ребенок может ничего не говорить о
своих проблемах. Но есть признаки, игнорировать которые нельзя:
-
Физические отметки (такие как
порезы и ушибы) без логического объяснения, особенно если они часто
встречаются.
-
Ребенок больше не хочет ходить в
школу или проводить время на общественных мероприятиях, не проводит
время с друзьями.
-
Частая потеря вещей или
исчезновение предметов из дома, порванная одежда или испорченные
книги, сломанные гаджеты или какие-либо другие личные вещи.
-
Ребенок говорит о чувстве
одиночества, ведет себя скрытно и замкнуто.
-
Неожиданное изменение в поведении:
чрезмерное беспокойство, привязанность к родителям, сопротивление
повседневным делам.
-
Необычно агрессивное поведение,
запугивание более слабых.
-
Жалобы на физические боли без
каких-либо медицинских причин (например, головные боли, проблемы со
сном, пищевые нарушения).
-
Внезапное снижение успеваемости и
трудности в концентрации внимания.
-
Жалобы на вещи, которые раньше
ребенка не беспокоили (на внешний вид, на место жительства и
т.д.).
-
Саморазрушительное поведение,
побеги из дома, самоповреждения или разговоры о суициде.
Чего не надо делать
-
Ждать, что само пройдет. Не
замечать.
-
Искать причины и объяснения.
Наличие объективных причин не делают травлю допустимой. Это как
будто вместо лечения болезни оправдывать ее разгуливающим
вирусом.
-
Путать травлю и непопулярность.
-
Cчитать травлю проблемой только
жертвы. В очень щекотливом положении оказываются молчаливые
свидетели. Многие в глубине души понимают, что происходит что-то
нехорошее, но не имеют решимости сказать об этом, боясь сами
оказаться в роли жертвы. В результате в их мировоззрении появляется
убеждение, что они — нехорошие люди, а мир кругом небезопасен.
-
Cчитать травлю проблемой личностей,
а не группы. Причина травли – не в особенностях жертвы, а в
особенностях группы, в размытости границ допустимого и
недопустимого, отсутствии правил игры либо отсутствии взрослых,
устанавливающих эти правила.
-
Давить на жалость к жертве. Лишнее
негативное внимание к жертве только усугубит ее положение.
-
Мириться и терпеть.
И вот здесь необходимо
отметить важную роль классного руководителя.
В работе каждого учителя
есть трудная, но очень важная миссия – быть классным руководителем.
Одни учителя считают эту работу дополнительной нагрузкой к своей
преподовательской деятельности, другие называют ее самой
главной.
Как бы
ни была трудна работа классного руководителя, несомненно, она нужна
детям, поскольку основным структурным звеном в школе является
класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность,
формируются социальные отношения между учащимися.
В классах реализуется
забота о социальном благополучии детей, решаются проблемы их
досуга, осуществляется первичное сплочение коллективов, формируется
соответствующая эмоциональная атмосфера.
Организатором
деятельности учащихся в классе, координатором воспитательных
воздействий остается классный руководитель. Именно он
непосредственно взаимодействует как с учениками, так и с их
родителями, искренне стремится помочь детям в решении их проблем в
школьном коллективе, интересно и с пользой организовать школьную
жизнь.
Обеспечение для всех детей благоприятных условий жизни, развития,
воспитания и получения образования наряду с их защитой от насилия и
жестокого обращения является одной из главных задач социальной
политики для любого государства.
Что вам как классному руководителю нужно сделать
после эпизода,
когда один ребенок
издевается над
другим, толкает его, а другие дети наблюдают за происходящим?
Школьное насилие
является серьезной проблемой современной образовательной системы.
Согласно исследованиям психологов многие в детстве хотя бы раз
становились жертвами травли и были психологически травмированы
ситуацией.
Проблема буллинга долгое время умалчивалась, о ней не принято было
говорить, не было специального научного термина для обозначения
данного явления.
С
травлей учащихся, или буллингом, можно столкнуться, к сожалению,
практически в любой школе. Буллинг как социально-психологическое
явление создает угрозу безопасности участников образовательного
процесса.
Последствия буллинга – как непосредственные, так и отсроченные –
негативно сказываются на интеллектуальном и личностном развитии
обучающихся.
К сожалению, многие
школьники и их родители недостаточно осведомлены о вреде буллинга
для физического и ментального здоровья ребенка.
С этой
целью на внеклассных мероприятиях, учебных занятиях, родительских
собраниях рассматриваются различные виды насилия, его причины и
факторы, последствия для вовлеченных сторон и организации
образования в целом. Особое внимание уделяется мерам по
предотвращению насилия в школе, предложены алгоритмы действий всех
специалистов образовательного учреждения по реагированию на факты
насилия и оказанию помощи пострадавшим. И освещаются следующие
принципы работы с проблемой буллинга
-
Конфиденциальность – специалисты, работающие с проблемой буллинга, должны гарантировать конфиденциальность участникам этой ситуации (жертве, агрессору, свидетелям). Это будет способствовать раскрываемости таких случаев в
детском коллективе, повышению доверия детей взрослым.
-
Поэтапность (изучение ситуации, подготовительные
работы внутри коллектива, согласие участников, выработка программы помощи, еѐ реализация и оценка).
-
Отказ от обвинений кого-либо из взрослых в
допущении случаев буллинга.
-
Категорический запрет на любое насилие в учреждении («Скажи насилию нет!»). Любое насилие несправедливо и его можно предотвратить, вмешавшись в ситуацию.
-
Комплексность (учет всех аспектов и участие
разных сотрудников в работе).
-
Индивидуальный подход в каждом случае буллинга.
-
Смещение акцента с наказания обидчиков на их реабилитацию. Особое внимание следует обращать на случаи, когда действия обидчика представляют опасность для жизни и
здоровья других или являются нарушением закона.
Что
может классный руководитель?
-
Не игнорировать. Пресекать.
-
Развивать идеи недопустимости травли.
-
Повышать внимание сотрудников и администрации к проблеме.
-
Вовлекать родителей в обсуждение и поиски решения проблемы.
-
Развивать альтернативные способы взаимодействия – уважение, взаимопомощь, поддержка, внимание, интерес.
Алгоритм работы с классом:
-
Назвать вещи своими именами, проговорить ситуацию (травля – это…).
-
Дать
оценку:
-
недопустимость и неприятие любых агрессивных форм поведения
-
вспомнить личное состояние, когда все смеются, издеваются
-
Обозначить травлю как общую проблему:
-
Принять правила для класса: не оскорблять, не быть равнодушным и т.п.
-
Поддерживать благоприятный климат и контролировать эмоциональное состояние.
Несмотря на масштабность
и сложность проблемы, система образования имеет большие возможности
для профилактики насилия. Ее профессиональный и организационный
ресурс, сфера ее социального влияния позволяют осуществлять
комплексное и системное воздействие на всех участников
образовательного процесса в целях недопущения насилия в
межличностных отношениях и совместной деятельности.