Материалдар / "Пути и средства повышения эффективности урока" доклад
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

"Пути и средства повышения эффективности урока" доклад

Материал туралы қысқаша түсінік
Материал предназначен для зам.директоров с целью оказания методической помощи.
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
02 Желтоқсан 2020
263
0 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады














Пути и средства повышения эффективности урока










Докладчик: зам.дир. по УР Новоникольской СШ

Кабдешева Г.А.














2020 год


Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа. Какие бы новации не вводились, только на уроке, как много лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Что бы ни твердили о компьютеризации и дистанционном образовании, преподаватель всегда будет капитаном в этом плавании. Как бы ни старались уравнивать учителя и ученика, он как был, так и остается главным действующим лицом на любом занятии. Потому что за ним – знания, опыт понимания и применения этих знаний. Но все это – не облегчает, а осложняет его жизнь. Перед учителем – живые, вечно меняющиеся, непредсказуемые ученики, от которых не всегда знаешь, чего ожидать.
 Любой урок - имеет огромный потенциал для решения новых задач. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату. Как для учащихся, так и для учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. Актуальный [от лат. actualis – деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени. Помимо этого, если урок – современный, то он обязательно закладывает основу для будущего.
Уроки бывают разными: хорошими и плохими, интересными и скучными, познавательными и бесполезными. Настоящий урок начинается не со звонка, а задолго до него.

Достоинство урока определяется качеством подготовки к нему преподавателя. Подготовка – это не что иное, как разработка урока, его моделирование или проектирование, оформленного в поурочный план. Поурочный план – это не только рациональная конструкция урока, но и программа деятельности, продукт творчества преподавателя, отражение его педагогического почерка, важнейший элемент культуры, средства экономии времени и сил.

Проект - это прообраз предполагаемого результата, попытка заглянуть в будущее. Урок никогда не будет носить целостного системного характера, если отсутствует основательная подготовка к нему. Преподаватель сегодня не является единственным источником информации и его роль на уроке состоит в том, чтобы организовать работу учеников с информацией, полученной ими из множества других источников. Ученик на практике приобретает одно из важнейших умений – умение планировать. Совместное проектирование урока, взаимодействие, диалог, партнерство – это уже черты современного урока. Можно подумать, что проектирование поурочного плана по одной и той же технологии приведет к однотипности уроков. Этого не случиться никогда. Индивидуальность преподавателя, разный уровень компетентности, творчества, различные предметы, разнообразная тематика уроков, возрастные особенности учеников, степень педагогических и ученических умений не позволит сделать уроки одинаковыми.

Успех урока определяется не только качеством планирования, не только тем, насколько эмоционально будет рассказывать или объяснять преподаватель, а прежде всего уровнем общения преподавателя с учеником, организацией взаимодействия учащихся друг с другом, характером их деятельности, а интересом к теме урока. И действия преподавателя на уроке не должны быть связаны обязательством выполнения собственного плана. По ходу урока не исключена любая импровизация. Но хорошая импровизация возможна только при условии заранее продуманного урока.

Повышение эффективности урока — важнейшая проблема, волнующая всех преподавателей. Преподаватели ищут разные способы «оживления» урока, привлечения учеников к активной работе, разнообразия форм объяснения и обратной связи.

Разумеется, никто не требует «отмены» традиционного урока как основной формы обучения и воспитания детей. Речь идет о придании тому или иному виду учебной деятельности нестандартных, оригинальных приемов, активизирующих всех обучающихся, повышающих интерес к знаниям, воспитывающих пытливость мысли и увлеченность молодых людей и, вместе с тем, обеспечивающих быстроту запоминания, понимания и усвоения учебного материала с учетом возраста и способностей учащихся.

Это значит, мы должны обратиться к проблеме эффективности урока. Обращение к проблеме эффективности урока оправданно на любом этапе движения школы к новому более высокому качеству образования. Слово «эффективность» в переводе с латинского – «эффектос» означает выполнение действий, результат, вследствие каких либо действий.

Предмет наших сегодняшних размышлений – эффективность урока, основного компонента системы обеспечения качества образования.

выявлены следующие проблемы:

·        Однообразие применяемых методов, изучения нового материала и методов проверки знаний;

·        Неполнота планирований целей урока. Игнорирование возможностей воспитания в процессе обучения;

·        Оторванность теоретических знаний от их использования или недостаточное внимание к применению знаний;

·        Односторонний подход к дифференциации обучения;

·        Увлечение фронтальными формами работы.


Требования к современному уроку Цель урока – это заранее запрограммированный результат, который должен быть достигнут преподавателем и учеником в конце занятия.

Триединая цель урока – это сложная составная цель, вбирающая в себя три аспекта: учебно-образовательный, воспитательный и развивающий.

Необходимо работать над повышением эффективности урока. Но как? На что необходимо в первую очередь обратить внимание?

Основой эффективности урока – целеполагание. Цель – заранее запланированный конечный результат обучения, развитие и воспитание учеников. Цели дают возможность организовать и целенаправить познавательную деятельность обучающихся.

Задача преподавателя обеспечить осознание цели учащимися, вызвать их личное заинтересованное отношение к ее достижению. Задача преподавателя вместе с обучающимися сформулировать образовательную цель урока для учащихся, показать им, чему они должны научиться в ходе урока, какими знаниями, умениями и навыками овладеть.

Сформировать у учащихся понимание, что без цели очень трудно оценить результаты их учебной деятельности на уроке, что успешно работать можно только в том лишь случае, когда для каждого ясен предполагаемый конечный результат.

Учебно-образовательный аспект определяет какие предполагаются приращения в знаниях.

Это может быть:

- формирование новых знаний; усвоение новых знаний;

обеспечение усвоения (углубления, расширение) наиболее существенных элементов знаний, определений, правил, формул, формулировок, теорий и их доказательств.

- формирование общеучебных умений и навыков: планировать учебную работу, работать с учебником, работать с таблицами, справочной литературой, самостоятельно проверять правильность выполнения упражнений, усвоение материала.

- формирование навыков (точных, безошибочно выполняемых действий, доведенных в силу многократного повторения до автоматизма);

- формирование умений (сочетания знаний и навыков, которые обеспечивают успешное выполнение деятельности);

контролирование степени усвоения знаний, умений, навыков.

Развивающий аспект - какие логические операции и приемы умственной деятельности усвоят учащиеся:

1) Развитие речи: обогащение и усложнение ее словарного запаса; усложнение ее смысловой функции; усиление коммуникативных свойств речи ; овладение учащимися художественными образами, выразительными свойствами языка.

2) Развитие мышления:

умение выделить объекты сравнения;

находить параметры и признаки сравнения;

умение соотносить, сопоставлять, противопоставлять, находить сходства и различия;

умение анализировать;

умение строить аналогии;

обобщать;

систематизировать;

объяснять понятия;

ставить и решать проблему.

3) Развитие сенсорной сферы - развитие глазомера, ориентировки в пространстве, и во времени, точности и тонкости различения цвета, света и тени, формы, звуков, оттенков речи.

4) Развитие двигательной сферы - овладение моторикой мелких мышц, умением управлять своими двигательными действиями, развивать двигательную сноровку, соразмеримость движений и т.п.

5) Формировать интерес к предмету, связывая изучение творческого материала с историей развития науки, эмоции, волю.

Воспитывающий аспект - какие качества личности будут формироваться.

Личность преподавателя: его отношение к обучающимся (любовь, равнодушие или раздражение), к содержанию излагаемой идеи (равнодушие или безразличие, артистизм, жесты, манера и даже внешний вид) – все это прямо или косвенно воспитывает. Воспитательные цели должны быть конкретны, достижимы, реальны. Таким образом, цели формируются максимально конкретно и измеримо. Время достижения образовательных целей можно назвать более или менее точно, а вот достижение воспитательных целей и целей развития только приблизительно.


Воспитание нравственности, чувства патриотизма, чувства долга, ответственность, сознательную дисциплину и культуру поведения, коммуникабельность. Эстетическое воспитание.


Дидактические требования к современному уроку - четкое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами. Определение места в общей системе уроков;

определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями занятия, с учетом уровня подготовки и подготовленности обучающихся;

прогнозирование уровня усвоения обучающимися научных знаний, сформированности умений и навыков, как на уроке, так и на отдельных его этапах;

выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля оптимального воздействия их на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении обучающихся;

реализация на уроке всех дидактических принципов;

создание условий успешного учения учащихся.

Психологические требования к уроку

К ним относятся:

  • учет возрастных особенностей;

  • учет психологических особенностей (памяти, внимания, темперамента, воображения, воли, эмоциональной сферы).

Гигиенические требования к уроку

  • температурный режим;

  • освещенность;

  • критические точки усвояемости.

Время

1-4 мин.

5-23 мин.

23-34 мин.

35-45 мин.

Усвояемость

60 %

80 %

45-60 %

6 %

Кризисы внимания:

1 - на 14-18-ой минуте

2 - через 11-14 минут

3 - через 9-11 минут

4 - через 8-9 минут

(по Высоцкой С.И.)

Классификация типов уроков, изучения и первичного закрепления новых знаний.

  • Закрепления новых знаний.

  • Комплексного применения знаний.

  • Обобщения и систематизации знаний.

  • Проверки, оценки и коррекции знаний.

Преподаватель в зависимости от места урока в теме (разделе), от типа урока определяет его структуру, используя тот или иной набор элементов.

Объем учебного материала, выносимого на урок, должен быть оптимальным, не перегружать учащихся и не быть недостаточным. Преподавателю необходимо обеспечить связь содержания данного урока с предыдущим уроком и ранее изученным материалом.


Методы обучения – это совокупность приемов и подходов, отражающих форму взаимодействия ученика и учителя в процессе обучения.

В современном понимании обучения процесс обучения рассматривается как процесс взаимодействие между преподавателем и обучающимися (урок) с целью приобщение обучающихся к определенным знаниям, навыкам, умениям и ценностям. С первых дней существования обучения и до сегодняшнего дня сложились, утвердились и получили широкое распространение в общем три формы взаимодействия преподавателей и обучающихся.

Методы обучения можно подразделить на три обобщенные группы:

  • Пассивные методы;

  • Активные методы;

  • Интерактивные методы.

Каждый из них имеет свои особенности.

Пассивный метод - это форма взаимодействия обучающихся и преподавателя, в которой преподаватель является основным действующим лицом и управляющим ходом занятия, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам преподавателя. Связь преподавателя с учащимися в пассивных уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д. Лекция - самый распространенный вид пассивного урока.

Активный метод - это форма взаимодействия обучающихся и преподавателя, при которой преподаватель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Если в пассивном уроке основным действующим лицом и менеджером урока был преподаватель, то здесь преподаватель и учащиеся находятся на равных правах. Если пассивные методы предполагали автократный стиль взаимодействия, то активные больше предполагают демократический стиль.

Интерактивный метод. Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находится в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учащихся не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности обучающихся в процессе обучения. Место преподавателя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что выполняя их учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый. Нужно ясно представлять себе: что конкретно собираетесь развивать, отказаться от старого заблуждения «Учу – значит уже развиваю». Необходимо помнить, что развитие происходит только в процессе собственной деятельности ребенка.

Наиболее полной и приемлемой в практической работе сегодня является классификация методов обучения, предложенная Бабанским Ю.К.


Классификация методов обучения


пп

Основные группы методов обучения

Основные подгруппы методов обучения

Отдельные методы обучения

1.

Методы стимулирования и мотивации учения

1.1. Методы формирования интереса к учению

1.2. Методы формирования долга и ответственности в учении

Познавательные игры, учебные дискуссии, методы эмоционального стимулирования и др.

Методы учебного поощрения, порицания, предъявления учебных требований и др.

2.

Методы организации и осуществления учебных действий и операций

2.1. Перцептивные методы (передачи и восприятия учебной информации посредством чувств):

словесные методы

наглядные методы

аудиовизуальные методы

практические методы

2.2. Логические методы (организация и осуществление логических операций)

2.3. Гностические методы (организация и осуществление мыслительных операций)

2.4. Методы самоуправления учебными действиями

Лекция, рассказ, беседа и др.

Методы иллюстраций, демонстраций, кинопоказа и др.

Сочетание словесных и наглядных методов

методы упражнений, проведение опытов, выполнение трудовых заданий и др.

Индуктивные, дедуктивные, метод аналогий и др.

Проблемно-поисковые (проблемное изложение, эвристический метод, исследовательский метод и др.), репродуктивные методы (инструктаж, иллюстрирование, объяснение, практическая тренировка и др.).

Самостоятельная работа с книгой, с приборами, объектами труда и др.

3.

Методы контроля и самоконтроля

3.1. Методы контроля

Методы устного контроля, письменного контроля, лабораторного контроля.

Методы самоконтроля.


Мы применяем необычные формы урока, по-новому строим учебные занятия. Это не заменяет классические уроки, а дополняет, вносит оживление, разнообразие, повышает интерес, значит, способствует совершенствованию учебного процесса. Поскольку урок - основная форма обучения, нельзя недооценивать его возможности в развитии познавательного интереса обучающихся. Занимательность – необходимое средство возбуждать и поддерживать внимание и интерес к предмету. Стремясь сделать обучение более интересным, преподаватели все чаще уходят от традиционного проведения уроков, увеличивая их разнообразие (урок- викторина, урок - ролевая игра, уроки-диспуты, уроки-конкурсы и т.д.). Уроки-игры направлены на развитие творческих способностей, фантазии, внимания и памяти учащихся, расширение кругозора, приобретение новых знаний и умений. Типы нестандартных уроков самые разнообразные. Нет предела преподавательской фантазии. Да и не это главное. Учащиеся увлечены, их работоспособность повышается, результативность урока возрастает — вот что важно. Вместе с тем нужно заметить, что и в выборе нестандартных уроков нужна мера. Если все уроки делать нестандартными, если отказаться от традиционного урока, то общая картина будет неблагоприятная, учащиеся привыкают к таким необычным способам работы, теряют интерес, и успеваемость заметно понижается. Педагогическое мастерство преподавателя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами. Именно от выбранной технологии и степени ее адекватности ситуации и контингенту обучающихся во многом зависит качество обучения.

Делая вывод из всего вышесказанного, отмечаем, что положительно изменить многое в отношении обучающихся к учению может творческий подход преподавателя к подготовке и проведению урока. Подобный личностно-ориентированный подход к проведению урока позволяет побудить обучающихся к активизации умственной деятельности, к самостоятельному творчеству, к скрытым возможностям каждого обучающегося, делает его соавтором в конструировании урока.


Мониторинг.

Основной целью мониторинга является непрерывное отслеживание результатов качества знаний и результатов воздействия воспитательно-образовательного процесса на личность обучающегося. Педагогический мониторинг обеспечивает преподавателей информацией, определяет насколько рациональны формы, методы обучения, учитываются ли возрастные особенности учащихся. Педагогический процесс эффективен, если преподаватель опирается не только на информацию об уровне качества образования, но и проводит анализ, на основе которого ищет способы повышения эффективности учебного процесса.

Главная цель при организации и проведении мониторинга является непрерывное отслеживание результатов качества знаний.

В течение учебного года проводим мониторинг по следующему плану:

начало учебного года – стартовый контроль по предмету;

за две недели до окончания четверти промежуточный контроль;

за две недели до окончания учебного года – итоговый контроль.


Рефлексия.

Рефле́ксия (от позднелат. reflexio — обращение назад) — междисциплинарное понятие с многовековой историей, обращение внимания субъекта на самого себя и на своё сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление. В частности, — в традиционном смысле — на содержания и функции собственного сознания, в состав которых входят личностные структуры (ценности, интересы, мотивы), мышление, механизмы восприятия, принятия решений, эмоционального реагирования, поведенческие шаблоны и т. д.


      Рефле́ксия способствует повышению эффективности урока – обеспечение практической направленности учебного процесса, создание реальных возможностей применения обучающимися полученных знаний, не допуская формального усвоения теоретических сведений. Осуществление перехода от человека знающего – к человеку знающему, понимающему и деятельному.





10


Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!