Материалдар / Развитие духовно – нравственных качеств личности учащихся на уроках литературного чтения
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

Развитие духовно – нравственных качеств личности учащихся на уроках литературного чтения

Материал туралы қысқаша түсінік
Қазіргі қоғамдағы рухани - адамгершілік қасиеттердің құнсыздануы, білім ордаларындағы тәрбие берудің кемшіліктеріне байланысты деп ойлаймын. Менің баяндамамдағы қозғап отырған мәселе - әдебиет сабағында тек теориялық білім ғана емес, саналы тәобие беру. Орта буын оқушыларының бойында адамгершілік қасиеттерді дамыту мақсатында, әрбір әдебиет сабағы өмірмен байланыстыра отырып жүргізілуі қажет. Жан-жақты дамыған тұлға тәрбиелеу үшін әр мұғалім үлкен еңбек сіңіруі қажет.
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
21 Желтоқсан 2017
459
0 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Развитие духовно – нравственных качеств личности учащихся на уроках литературного чтения

В наше время огромное влияние на современное общество оказывает наука, прогресс. Материальные блага и достижения прогресса облегчают нашу жизнь и делают её беззаботной. Современные тенденции развития образования говорят о том, что машина может заменить человека. Мы знаем, что образованный, но безнравственный человек будет разлагающе действовать на общество. Ребёнок, не усвоивший в школьные годы азы нравственности, вырастет духовно скупым. Когда – то давно Аристотель сказал: «Кто двигается в науках, но отстаёт в нравственности, тот более идёт назад, чем вперёд». Слова философа как нельзя лучше отражают положение нынешнего образования, так нуждающегося в нравственности. В чём же заключается сущность духовно-нравственного воспитания?

И почему мы настаиваем на единстве духовного и нравственного, а не обращаемся к одному из этих понятий? Умение быть добрым, милосердным, нравственно уравновешенным, культурным, умение прощать и другое- это и есть духовность. Это качество всей человеческой деятельности, все то, что может нас возвысить над нашими вчерашними достижениями.

Нравственность- это способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом, это способы и приемы передачи вовне своего внутреннего духовного мира. Таким образом, духовно- нравственное воспитание- это создание условий для воспитания человека, который старается жить в согласии со своей совестью. Трудно переоценить в решении задач образования и воспитания роль и значение уроков литературного чтения. Произведения литературы имеют особое значение в духовно-нравственном воспитании ученика. Во- первых, на уроках литературы происходит знакомство учащихся с нравственно-этическими ценностями культуры своего народа и человечества в целом. Во-вторых, литература, как вид искусства, способствует глубокому, личностному усвоению этих ценностей, поскольку в процессе восприятия художественного текста участвуют и разум, и чувства, и воля. В учебнике литературного чтения 6 класса в казахской школе есть рассказ Ю.Нагибина «Зимний дуб». Главной целью этого урока является развитие умения формулировать свои эмоционально – оценочные суждения. При первичной проверке понимания учащимися нового материала учащиеся выбирают определения для характеристики Савушкина: прямодушный, прямолинейный, нелицемерный, бесхитростный. Мальчик постоянно опаздывает на уроки, потому что по дороге в школу он любуется красотой зимнего леса. В этом рассказе есть и любовь к животным и растениям, а также вещам (в которых скрыта невидимая простому глазу поэзия, но которую можно научиться видеть). Работая над содержанием этого рассказа, мы воспитываем в учениках чувство прекрасного, которое поможет удержаться от агрессивного поведения по отношению к окружающему миру. В наши дни отношение к природе приобрело социальную значимость, стало нравственным принципом. У Савушкина есть и умение понимать природу, и желание помочь беззащитным животным. На этом уроке после комментированного чтения рассказа предлагаю учащимся в группах найти в рассказе слова, которые посвящены описанию дуба, и оформить мысли в виде кластера и пятистишия с ключевым словом «Зимний дуб». Учащиеся, выполнив работу на листках, выносят работу на защиту. Вот некоторые примеры ученических работ:

Зимний дуб

Огромный и величественный

Рос, стоял, качнул ветвью

Сильное переполненное жизнью дерево

Настоящее существительное

Ответы на вопросы разного уровня и направленное чтение помогают учащимся понять, что самым удивительным в этом лесу был не зимний дуб, а маленький человек - Савушкин. Составление диаграммы Венна «Современные дети и Савушкин» помогает учащимся понять поступок главного героя и увидеть разницу между ними и Савушкиным. Ведь ни для кого не секрет, что некоторым современным детям присуща социальная пассивность, отсутствие убеждений и равнодушие к природе. При обсуждении рассказа Л.Воронковой «Радости» в 5 классе для личного восприятия ребёнка можно задать вопросы: «Что вы можете сказать о характере Вани, который видит радость в обычных явлениях природы? Можно ли Ваню считать хорошим мальчиком? Почему? Как вы думаете, каким человеком вырастет Ваня?»

Но не просто так духовно-нравственное содержание, а тем более социально-нравственный опыт «перетекает» из художественного произведения в душу ребенка. Главным условием этого процесса является личностное восприятие и принятие ребёнком этого произведения.  

В своей работе использую инсценирование, которое помогает заинтересовать

ученика, «прочувствовать» героев, причины их поступков:

- предлагаю разделиться на группы для проигрывания литературного произведения. Предлагаю  подумать, как бы они поступили, окажись на месте героев произведения, как бы вели себя в аналогичной жизненной ситуации.

  • - выбираю лучшую команду, которая наиболее удачно показывала характер героев литературного произведения. 

В процессе проигрывания различных нравственных ситуаций активизируется воображение ребенка. Это имеет большое значение для положительных изменений в нем самом благодаря появлению у него «образа себя», действующего по нравственным законам. Надо так организовать учебный процесс и внеклассную работу, чтобы дети думали над серьёзными нравственными проблемами, спорили, переживали и сопереживали героям. Можно ещё долго говорить о развитии духовно –нравственных ценностей на уроках литературного чтения. Основным содержанием духовно- нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаём от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку правильно поступить в тех или иных ситуациях, подготовят ребят к вступлению «во взрослую» жизнь.

Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!