Развитие духовно – нравственных качеств
личности учащихся на уроках литературного
чтения
В наше время огромное влияние на современное
общество оказывает наука, прогресс. Материальные блага и достижения
прогресса облегчают нашу жизнь и делают её беззаботной. Современные
тенденции развития образования говорят о том, что машина может
заменить человека. Мы знаем, что образованный, но безнравственный
человек будет разлагающе действовать на общество. Ребёнок, не
усвоивший в школьные годы азы нравственности, вырастет духовно
скупым. Когда – то давно Аристотель сказал: «Кто двигается в
науках, но отстаёт в нравственности, тот более идёт
назад, чем
вперёд». Слова философа как нельзя лучше отражают
положение нынешнего образования, так нуждающегося в нравственности.
В чём же заключается сущность духовно-нравственного
воспитания?
И
почему мы настаиваем на единстве духовного и нравственного, а не
обращаемся к одному из этих понятий? Умение быть добрым,
милосердным, нравственно уравновешенным, культурным, умение прощать
и другое- это и есть духовность. Это качество всей человеческой
деятельности, все то, что может нас возвысить над нашими вчерашними
достижениями.
Нравственность- это способность человека
действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным
началом, это способы и приемы передачи вовне своего внутреннего
духовного мира. Таким образом, духовно- нравственное воспитание-
это создание условий для воспитания человека, который старается
жить в согласии со своей совестью.
Трудно переоценить в решении задач образования и
воспитания роль и значение уроков литературного чтения.
Произведения литературы имеют особое значение в
духовно-нравственном воспитании ученика. Во- первых, на уроках
литературы происходит знакомство учащихся с нравственно-этическими
ценностями культуры своего народа и человечества в целом.
Во-вторых, литература, как вид искусства, способствует глубокому,
личностному усвоению этих ценностей, поскольку в процессе
восприятия художественного текста участвуют и разум, и чувства, и
воля. В учебнике литературного чтения 6 класса в казахской школе
есть рассказ Ю.Нагибина «Зимний дуб». Главной целью этого урока
является развитие умения формулировать свои эмоционально –
оценочные суждения. При первичной проверке понимания учащимися
нового материала учащиеся выбирают определения для характеристики
Савушкина: прямодушный, прямолинейный, нелицемерный, бесхитростный.
Мальчик постоянно опаздывает на уроки, потому что по дороге в школу
он любуется красотой зимнего леса. В этом рассказе есть и любовь к
животным и растениям, а также вещам (в которых скрыта невидимая
простому глазу поэзия, но которую можно научиться видеть). Работая
над содержанием этого рассказа, мы воспитываем в учениках чувство
прекрасного, которое поможет удержаться от агрессивного поведения
по отношению к окружающему миру. В наши дни отношение к природе
приобрело социальную значимость, стало нравственным принципом. У
Савушкина есть и умение понимать природу, и желание помочь
беззащитным животным. На этом уроке после комментированного чтения
рассказа предлагаю учащимся в группах найти в рассказе слова,
которые посвящены описанию дуба, и оформить мысли в виде кластера и
пятистишия с ключевым словом «Зимний дуб».
Учащиеся, выполнив работу на листках, выносят
работу на защиту. Вот некоторые примеры ученических
работ:
Зимний дуб
Огромный и величественный
Рос, стоял, качнул
ветвью
Сильное переполненное жизнью
дерево
Настоящее
существительное
Ответы на вопросы разного уровня и направленное
чтение помогают учащимся понять, что самым удивительным в этом лесу
был не зимний дуб, а маленький человек - Савушкин. Составление
диаграммы Венна «Современные дети и Савушкин» помогает учащимся
понять поступок главного героя и увидеть разницу между ними и
Савушкиным. Ведь ни для кого не секрет, что некоторым современным
детям присуща социальная пассивность, отсутствие убеждений и
равнодушие к природе. При обсуждении рассказа Л.Воронковой
«Радости» в 5 классе для личного восприятия ребёнка можно задать
вопросы: «Что вы можете сказать о характере Вани, который
видит радость в обычных явлениях природы? Можно ли Ваню считать
хорошим мальчиком? Почему? Как вы думаете, каким человеком вырастет
Ваня?»
Но не просто так духовно-нравственное содержание,
а тем более социально-нравственный опыт «перетекает» из
художественного произведения в душу ребенка. Главным условием этого
процесса является личностное восприятие и принятие ребёнком этого
произведения.
В своей работе использую инсценирование, которое
помогает заинтересовать
ученика, «прочувствовать» героев, причины их
поступков:
-
предлагаю разделиться на группы для проигрывания литературного
произведения. Предлагаю подумать, как бы они поступили,
окажись на месте героев произведения, как бы вели себя в
аналогичной жизненной ситуации.
В
процессе проигрывания различных нравственных ситуаций
активизируется воображение ребенка. Это имеет большое значение для
положительных изменений в нем самом благодаря появлению у него
«образа себя», действующего по нравственным законам. Надо так
организовать учебный процесс и внеклассную работу, чтобы дети
думали над серьёзными нравственными проблемами, спорили, переживали
и сопереживали героям. Можно ещё долго говорить о развитии духовно
–нравственных ценностей на уроках литературного чтения. Основным
содержанием духовно- нравственного развития, воспитания и
социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности
мы храним в культурных и семейных традициях, передаём от поколения
к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку правильно
поступить в тех или иных ситуациях, подготовят ребят к вступлению
«во взрослую» жизнь.