Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Развитие креативных компетенций младших школьников средствами инновационных технологий по русскому языку
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
Содержание
1.1. Понятие креативной компетентности 4
1.2. Особенности формирования креативной компетентности в младшем школьном возрасте 8
2. Развитие креативных компетентностей младших школьников на уроках русского языка 14
2.1 Развитие креативных компетентностей младших школьников 14
2.2 Обучающие игры с применение инновационных технологий на уроках русского языка 22
Список используемой литературы 29
Введение
Все знания о мире, и школьные предметы в том числе, постигаются через язык, посредством языка. Язык – это не только гимнастика ума и главное средство общения, но и основной инструмент формирования национального самосознания.
В современном мире мерилом богатства наиболее развитых стран становится производство, распространение и потребление знания, а социальное расслоение общества будет определяться отношением к знанию, к возможностям его создания и использования. Поэтому повышение качества образования является одной из актуальных проблем, как для Казахстана, так и для всего мирового сообщества. [3].
Одной из ключевых компетентностей является коммуникативная компетентность, так как грамотность и компетентность в общении сегодня являются одним из факторов успеха человека в любой сфере жизнедеятельности, а формирование коммуникативных умений учащихся ведет к повышению качества учебно - воспитательного процесса. Свободное владение языком, которое позволит уверенно общаться с различными людьми в различных ситуациях - это одна из новых целей, которую ставит современная жизнь перед учеником. Поэтому формирование умений связно излагать мысли в устном и письменном виде, анализировать и совершенствовать написанное, умение цивилизованно высказывать мнение по обсуждаемому вопросу, быть тактичным и убедительным в дискуссии — одно из самых важных направлений в развитии коммуникативной деятельности учащихся [12].
Именно младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными навыками в силу особой чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению. Следовательно, развитие коммуникативной компетентности ученика - актуальная задача образовательного процесса начальной школы. В качестве обязательных умений, обеспечивающих креативность индивида, в «Законе об образовании» ставятся задачи формирования у выпускника начальной школы умения слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию [11].
Таким образом, тема нашей курсовой работы актуальна на сегодняшний день и заслуживает большого внимания.
Объект исследования: процесс формирования креативной
компетентности учащихся на уроках русского языка в начальной школе.
Предмет исследования: приемы и упражнения, направленные на формирование креативной компетентности на уроках русского языка в начальной школе.
Гипотеза: мы предполагаем, что формирование коммуникативной компетентности у младших школьников будет проходить успешнее, если на уроках русского языка применять специальные приемы и упражнения.
В соответствии с объектом и предметом исследования мы сосредоточили свое внимание на решение следующих задач:
-
проанализировать понятие «креативная компетентность»;
-
рассмотреть особенности формирования креативной компетентности на уроках русского языка в начальной школе;
-
определить формы организации учебной деятельности для формирования креативной компетентности на уроках русского языка в начальной школе;
-
подобрать и систематизировать приемы и упражнения с применением средств информационных технологий, направленные на формирование креативной компетентности у учащихся младших классов на уроках русского языка.
При проведении исследования мы использовали следующие методы: анализ педагогической и методической литературы, синтез и обобщение, полученной информации; подбор и систематизация материала, направленного на формирование креативной компетентности на уроках русского языка в начальной школе.
Теоретической основой исследования послужили материалы: теория речевой деятельности А.А. Леонтьева, Н.И. Жинкина, А.Л. Лурии, методическая теория обучения русскому языку М. Р. Львова, Г.А.Цукерман, а также работы К.П. Зайцевой, Н.Н. Макаровой, Т.П. Сальникова, В. А. Кустарева, О.В. Кубасова, Н.В. Кузьмина, М.И. Лисина, Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина, Л.В. Корольковой, В.А. Козырева, Е.А. Овсянниковой, Н.А. Песняевой , О.С. Саломатовой, А. В. Хуторского и др.
1. Понятие и особенности развития креативной компетентности младших школьников на уроках русского языка
1.1. Понятие креативной компетентности
Для педагогической литературы понятия «компетенция», «компетентность» сегодня относительно новые и в последнее время активно разрабатываются в научных исследованиях. В современных словарях слово «компетенция» раскрывается с указанием на его латинское происхождение (competentia – согласованность частей и compete – добиваюсь, соответствую, подхожу). Соответственно, слово «компетенция» может иметь два разных значения: во-первых, это круг полномочий какого-либо учреждения или лица, во-вторых, это круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом [9].
В современной педагогической литературе слово «компетенция» употребляется во втором значении.
Наиболее полно и точно сущность этого понятия раскрывает А.В. Хуторской, который отмечает, что «компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним» [8].
Под компетенцией необходимо иметь в виду некоторое отчужденное, наперед заданное требование к обязательной подготовке ученика, а под компетентностью – уже состоявшееся его личностное качество. «Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности» - так дает определение этому понятию доктор педагогических наук А.В. Хуторской.
Термин «креативная компетентность» связан с актуальными на современном этапе образования подходами к подготовке специалистов нового времени. Первым понятие «креативная компетентность» в научный обиход ввел Р.Эпстайн, который характеризует данный феномен как готовность адаптивно применять полученные знания, дополнять систему знаний самостоятельно и стремление к самосовершенствованию. [10]
И.Е Брякова определяет креативную компетентность как интегральное многофакторное качество личности, обусловливающее на профессиональной основе развитие и саморазвитие литературно-творческих и собственных творческих способностей личности. [2]
При рассмотрении понятия «креативность», автор отмечает, что креативность в профессио- 47 нальной педагогике – это способность к творчеству, принятию и созданию нового, нестандартному мышлению, генерированию большого числа оригинальных и полезных идей [1].
А.М. Давтян представляет креативную компетентность учащихся как теоретическую и практическую готовность действовать творчески в различных ситуациях. Личностные образования, включающие в себя систему обобщенных знаний, умений и навыков, обладающих свойством широкого переноса, эрудицию в той или иной области, а также теоретическую и практическую готовность эффективно действовать в этой области [4].
Согласно А.Г. Нафиевой, креативная компетентность специалиста – это устойчивое свойство личности, выражающееся в согласовании знаний, умений, личностных качеств и опыта релятивного процесса создания нового [6].
Вслед за О.В.Соловьевой и Л.А. Халиловой, Т.В.Бугайчук, и С.Л.Янбых полагают, что креативная компетентность включает систему знаний, умений, навыков, способностей и личностных качеств, необходимых для творчества [3].
Креативная компетентность студента в интерпретации Н.А.Тимофеевой, является интегральным многофакторным качеством личности, обусловливающим на профессиональной основе развитие творческих способностей школьников и саморазвитие собственных творческих способностей студентов. Это самостоятельное личностное образование, находящееся в сложных диалектических связях с профессиональной компетентностью, предполагающих возможность, как совпадения, так и расхождения с ней [8].
А.Г.Шумовская трактует креативную компетентность личности как способность к творческой деятельности, обусловленная владением собственно креативной, командной и коммуникативной компетенциями по генерированию идеи, созданию нового, творческому решать различного рода задач и т.п. В своем определении автор делает акцент на способность (компетентность) личности создавать новое (креативность) [9].
На основе вышеизложенных мнений авторов относительно сущности креативной компетентности, нами выведено интегративное определение понятия: Креативная компетентность – это многофакторное качество личности, система интеллектуальных, эмоциональных, нравственных, волевых и пр. знаний, умений, навыков, личностных качеств и опыта личности, обусловливающих развитие творческих способностей человека и позволяющих на принципиально новом уровне генерировать множество оригинальных, нестандартных и полезных идей и продуктов, а так же их адаптивность, теоретическая и практическая готовность человека действовать творчески в различных жизненных и профессиональных ситуациях.
Некоторые определения понятия «компетентность» обусловливают необходимость включения в структуру компетентности определенных характеристик мышления, в частности, творческих характеристик, обеспечивающих способность экстраполировать знания и умения в новые области их применения, самостоятельность в принятии решений, способность к разрешению проблем.
Различные авторы так же включают в состав компетентности: компетенции, охватывающие способности, готовность познания и отношения (образы поведения), необходимые для выполнения деятельности (В.И.Байденко); способности и умения выполнять определенные трудовые функции (А.К.Маркова); готовность и способность к деятельности, а так же ряд личностных качеств (О.М.Атласова). По И.А.Зимней, каждая компетентность включает в свою структуру пять компонентов:
а) готовность к проявлению компетентности (личностного свойства) в деятельности и поведении человека (мотивационный аспект);
б) знание средств, способов, программ выполнения действий, решения социальных и профессиональных задач, осуществления правил и норм поведения, то есть владение содержания компетентности (когнитивный аспект);
в) опыт проявления компетентности (реализации знаний, умений) в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях (поведенческий аспект);
г) отношение к процессу, содержанию и результату компетентности и объекту ее приложения, личностная значимость (ценностно-смысловой аспект);
д) эмоционально-волевая регуляция процесса и результата проявления компетентности в деятельности (эмоционально-волевой аспект) [5].
По мнению Бряковой И.Е. креативная компетентность объединяет мотивационный, когнитивный, операциональный, аксиологический, рефлексивный компоненты, обусловливающие умение продуктивно решать профессиональные задачи, достигая при этоммаксимальной эффективности, результативности, успешности. В диссертационном исследовании, структуру креативной компетентности филолога автор раскрывает через специфические креативные компоненты следующих компетенций: филологической (литературоведческой, языковой и лингвистической), культурологической, психолого-педагогической, методической [2].
О.В.Соловьева и Л.А.Халилова в структуре креативной компетентности выделяют следующие качества: способность к творчеству, к решению проблемных задач; изобретательность; гибкость и критичность ума, интуицию, самобытность и уверенность в себе; способность ставить и решать нестандартные задачи, способность к анализу, синтезу и комбинированию, способность к переносу опыта, предвидению и др.; эмоционально-образные качества: одухотворенность, эмоциональный подъем в творческих ситуациях; ассоциативность, воображение, чувство новизны, чуткость к противоречиям, способность к эмпатии (эмпатийность); проницательность, умение видеть знакомое в незнакомом; преодоление стереотипов; склонность к риску, стремление к свободе [7].
На основе анализа изученной литературы, структуру креативной компетентности бакалавров мы видим в единстве следующих компонентов:
1) Когнитивный компонент. Приобретение необходимых теоретических знаний в процессе активной поисково-познавательной деятельности, обращенной к различным областям и источникам знаний и наличие интеллектуальных качеств. Включает в себя: способность к синтезу, анализу, сравнению, прогнозу; способность ставить и решать нестандартные, проблемные задачи; развитое дивергентное мышление; сформированность базовых знаний, умений; способность к отбору и применению методик, адекватных целям и ситуациям; умение извлекать необходимую информацию из окружающей среды; семантическая гибкость; образная адаптивная гибкость; способность к переносу опыта; боковое мышление.
2) Волевой компонент. Преодоление внешних и внутренних препятствий для достижения цели. Составляющими волевого компонента являются: независимость; настойчивость; способность к преобразованию; открытость новому опыту; способность идти на риск; умение доводить дело до конца; ярко выраженное стремление к интеллектуальной новизне; преодоление стереотипов; стремление к свободе; способность самостоятельно принимать решения.
3) Эмоциональный компонент. Регулирование и оптимизация деятельности на сознательном и бессознательном уровне. Данный аспект объединяет: умеренная чувствительность; экспрессивность; эмоциональная устойчивость; чувство новизны; чуткость и терпимость противоречий.
4) Мотивационный компонент представлен в виде пускового механизма для активизации психики, ее настройки и мобилизации на предстоящую деятельность; наличие мотивации к осознанному и качественному осуществлению собственной творческой деятельности. Мотивационный компонент включает в себя: стремление к самореализации; мотивация достижения успеха; сформированность мировоззрения; готовность к актуализации; реалистический уровень притязаний; ценностные ориентации; благоприятные условия окружающей среды; внутренняя мотивация.
5) Деятельностный компонент это реализация совокупности знаний, умений, навыков, творческого опыта и личностных качеств в деятельности; содержит набор операций и способов, с помощью которых осуществляется достижение осознанной цели деятельности, а именно: способность находить решение в нестандартных ситуациях; гибкость поведения и мышления; активность; толерантность к неопределенности; уверенность; владение основными способами и средствами хранения и переработки информации; адаптивность; оригинальность, нетривиальность, необычность высказываемых идей.
6) Рефлексивный компонент подразумевает наличие таких качеств как объективная оценка себя и своей деятельности; самоконтроль; критичность оценки достигнутого; самоуважение; развитая интуиция; развитое самосознание; внутренний локус контроля; прогнозирование результатов своей деятельности.
1.2. Особенности формирования креативной компетентности в младшем школьном возрасте
Младший школьный возраст характеризуется как наиболее благоприятный для развития способности ребенка выделять неизвестное в проблемной ситуации и активно ее изучать. Познание ребенка достигает весьма высокого уровня развития, которое и обеспечивает свободное усвоение государственных образовательных стандартов начальной школы. В этот период у школьника достаточно хорошо развит самоконтроль, трудовые умения и навыки, ролевое поведение, умение общаться с другими людьми. Сформированы личностные особенности: интересы, мотивы, способности, черты характера ребенка, а также качества, связанные с выполнением им различных видов деятельности. Если у младшего школьника хорошо развита избирательность, осмысленность, предметность, то можно говорить о хорошем развитии восприятия.
Внимание у младших школьников становится произвольным, обладающим нужным объемом, устойчивостью, распределением, переключаемостью. Мышление развито и представлено во всех трех основных формах: наглядно-действенной, наглядно-образной и словесно-логической. В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. Именно в этом возрасте происходит интенсивное развитие высших психических функций детей. По мнению ученых, «психологическая природа человека представляет собой совокупность человеческих отношений, перенесенных вовнутрь и ставших функциями личности и формами ее структуры».
Высшие психические функции происходят из совместной деятельности, из формы коллективных взаимоотношений и взаимодействий. Эти отношения являются движущей силой развития, формой существования новых психических функций. У поступившего в школу ребенка начинается перестройка всех его познавательных процессов, приобретение им качеств, свойственных взрослым людям. Психологи утверждают, что дети в младшем школьном возрасте вполне способны усваивать более сложный материал при правильных формах и методах обучения.
Главная задача педагога – вызывать и поддерживать постоянный интерес у учащихся с учетом индивидуальных возможностей каждого. Объем и устойчивость, переключаемость и концентрация произвольного внимания к четвертому классу школы у детей почти такие же, как и у взрослого человека. Что касается переключаемости, то она в этом возрасте даже выше, чем в среднем у взрослых, считает Р.С. Немов, объясняя это молодостью организма и подвижностью процессов в центральной нервной системе ребенка. Младшие школьники могут переходить от одного вида деятельности к другому без особых затруднений и внутренних усилий. Однако и здесь внимание ребенка сохраняет еще некоторые признаки «детскости». Свои наиболее совершенные черты внимание у детей обнаруживает лишь тогда, когда предмет или явление, непосредственно привлекшие внимание, особенно интересны для ребенка.
Младший школьный возраст содержит в себе значительный потенциал умственного развития детей. За первые 4 года обучения в начальной школе очень заметен прогресс в умственном развитии. Это происходит потому, что детский интеллект развивается в нескольких направлениях:
1) усвоение и активное использование речи как средства мышления;
2) соединение и взаимообогащающее влияние друг на друга всех видов мышления: нагляднодейственного, наглядно образного и словесно-логического;
3) выделение, обособление и относительно независимое развитие в интеллектуальном процессе двух фаз – подготовительной и исполнительной.
Учащиеся первого класса могут понять и принять поставленную задачу, выполняя ее с опорой на образец. В третьем классе учащиеся способны выполнить поставленную перед ними задачу без образца. В.В. Давыдов считает, что основные психологические новообразования возникают внутри учебной деятельности ученика начальных классов [цит. по 5]. Расширение сферы и содержания общения младших школьников с окружающими людьми, особенно взрослыми, имеет не меньшее значение для интеллектуального развития.
Основываясь на том, что коммуникативная компетентность рассматривается как фактор личностного развития человека, условие его саморегуляции, можно предположить, что вопрос о влиянии учебно-воспитательного процесса на формирование коммуникативной компетентности младших школьников актуален в данный возрастной период. Ребенок, попадая в сферу образовательного процесса, впервые сталкивается с определенными условиями педагогического взаимодействия. Если раньше его общение строилось по типу симпатии или антипатии, то в условиях школы, когда все учащиеся погружены в одну общую ведущую деятельность для каждого – учебную, необходимо общение со всеми участниками независимо от симпатии или антипатии. При этом в процессе учебной деятельности и общения очень велико влияние сотрудничества и взаимодействия детей между собой. Дети, обучающиеся в форме совместной работы в классе, в два раза лучше оценивают свои возможности и уровень знаний, у них более успешно формируются рефлексивные действия. В школе есть все необходимые условия для организации такого общения. Возникает необходимость в определенном опыте общения, который активно осваивается учащимися под руководством педагога.
Анализ особенностей развития младших школьников, структуры коммуникативной компетентности, содержания ее компонентов позволяет нам перейти к обоснованию структуры коммуникативной компетентности младших школьников, критериев и показателей, уровней развития. Определяя структуру коммуникативной компетентности младших школьников, мы будем опираться, прежде всего, на общепринятую в педагогике и психологии структуру, включающую эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты.
В качестве первого компонента коммуникативной компетентности младших школьников мы выдвигаем интеллектуально-познавательный компонент, включающий интеллектуальный и познавательный критерии. Для нас важно, что коммуникативная компетентность – это наличие коммуникативных знаний, практических умений и навыков, способствующих решению коммуникативных задач. Как уже было отмечено выше, младший школьный возраст содержит в себе значительный потенциал интеллектуального развития, который позволяет усвоить ребенку знания, обеспечивающие человеку успех в достижении своих целей через общение с людьми: знание норм невербального и вербального поведения; знание приемов и методов убеждения и сотрудничества; знание индивидуальных особенностей поведения других людей. Однако, накопление определенных знаний и овладение определенными умениями возможно лишь при определенных предпосылках, т.е. при достаточном уровне развития высших психических функций человека. Поэтому мы предлагаем дополнить традиционный когнитивный компонент и включить в него развитие познавательной сферы учащихся, а также то, что, имеет особое значение для данного возрастного периода: развитие языковых способностей, фонематического слуха, имитационных способностей, способности скоростного проговаривания и т.д.
Интеллектуально-познавательный компонент Интеллектуальный критерий – знания, обеспечивающие человеку успех в достижении своих целей через общение с людьми;
– знание норм невербального и вербального поведения; – знание приемов и методов убеждения и сотрудничества;
– знание индивидуальных особенностей поведения других людей Познавательный критерий
– развитие познавательной сферы учащихся; – развитие языковых способностей (фонематического слуха, имитационных способностей, способности скоростного проговаривания)
2. Личностно - смысловой компонент Личностный критерий – желание «быть личностью»; – развитие самооценки; – отношение к близким; – отношение к другу; – отношение к окружающим взрослым; – социальный статус ребенка в детском коллективе Эмоциональный критерий – проявление чувства удовлетворенности от коммуникации, проявление чувства дружелюбности к собеседнику; – направленность на общение, на партнерство
3. Деятельностный компонент Мотивационный критерий – непосредственный интерес к общению; – потребность в позитивном использовании знаний по организации коммуникации; – развитие таких особенностей ребенка, как любознательность; стремление к общению в больших или маленьких группах; стремление к уединению, отгороженность. Организационный критерий – планировать и организовать коммуникативные действия; – оценить ситуацию и выбрать коммуникативную модель поведения; – составить план коммуникативных действий в соответствии с поставленной коммуникативной задачей; – дать оценку собственным коммуникативным действиям Исполнительский критерий – умения, обеспечивающие человеку успех в достижении своих целей через общение с людьми: – умение создать благоприятную атмосферу общения; – умение оказывать влияние на людей, убеждать, располагать к себе, создавать ситуации сотрудничества; – умение вести беседу и диалог; – умение адаптироваться к новым условиям коммуникации; – умение воспринимать на слух и воспроизводить чужую речь
770 ₸ - Сатып алу
Сіз үшін 400 000 ұстаздардың еңбегі мен тәжірибесін біріктіріп, ең үлкен материалдар базасын жасадық. Төменде пәніңізді белгілеп, керек материалды алып сабағыңызға қолдана аласыз
- Жүктелуде...
- Жүктелуде...
- Жүктелуде...
тақырыптармен дайындаймыз