Материалдар / рефлексивный отчет
2023-2024 оқу жылына арналған

қысқа мерзімді сабақ жоспарларын

жүктеп алғыңыз келеді ма?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен 2022-2023 оқу жылына арналған 472-бұйрыққа сай жасалған

рефлексивный отчет

Материал туралы қысқаша түсінік
Рефлексивный отчет по одному уроку из запланированной серии последовательных уроков.
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады.
Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
05 Маусым 2018
426
0 рет жүктелген
Бүгін алсаңыз 25% жеңілдік
беріледі
770 тг 578 тг
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Рефлексивный отчет по одному уроку из запланированной серии последовательных уроков.

 Я работаю в школе уже больше двадцати лет. В своей работе стараюсь полностью отдаваться поставленным передо мною целям, тщательно планировать свои действия. При планировании работы стараюсь чётко разграничить временные рамки. В основном моя педагогическая практика складывалась из понятий традиционного обучения, время от времени применяла в своей работе некоторые элементы новых педагогических технологий. В данной статье мне хотелось бы проанализировать свой урок в 6 классе, в котором я проводила занятия по использованию ключевых идей Программы во время практики в школе. В классе 7 учащихся. Показатели успеваемости по предметам хорошие. Мальчиков в классе четыре, девочек три, они очень активные. Есть старательные дети, например, Акниет. Она пробует писать стихи, неординарно мыслит, активно везде участвует, самостоятельно пишет сочинения. На данном уроке я планировала сформировать у ребят понятия и представления о категориях временных форм глагола в русском языке. Тема «Употребление глаголов будущего времени» учащимся знакома, так как в предыдущих классах части речи изучались на уроках подробно. Но необходимо научить ребят грамотно определять и использовать формы глаголов в устной и письменной речи. Углубить знания по разделу Морфология. Далее я ставила перед собой цели повысить коммуникативную культуру учащихся в процессе обучения с помощью активных форм преподавания, активизации мыслительной деятельности через критическое мышление, развивать в учениках навыки работы в группах и в парах, умению объективно оценивать себя и друг друга, критически мыслить, рассуждать. Для решения поставленных целей и задач планировала применить идеи семи модулей. Одним из важных моментов урока стало создание в классе коллаборативной среды через стратегию «Собери картинку» для деления на подгруппы и решение кроссворда на тему «Глагол», которые способствовали созданию атмосферы открытости и доброжелательности на уроке. Сообща составили правила индивидуальной работы, работы в группах и в парах. Ученики обладают потребностью участвовать в разговоре друг с другом, усваивая новую информацию, они учатся помогать друг другу, выражать сочувствие, оказывать поддержку. Данное взаимодействие со сверстниками дает им возможность рассуждать, высказываться. Именно здесь необходима поддержка учителя, чтобы дать правильное направление, помочь, объяснить. Для уточнения и раскрытия темы урока и определения цели урока учащимся было предложено решить кроссворд, после чего они должны были обсудить и озвучить, чем мы будем заниматься на данном уроке. Мне понравилось, что ребята активно участвовали в беседе, хотя затруднялись в грамотном формулировании своего ответа. Думаю, если мы будем делать это систематически, то они научатся правильно выражать свои мысли. Обучение и преподавание строилось с учетом возрастных особенностей учащихся. Данный модуль тесно связан с модулем «Оценивание для обучения и оценивание обучения», в частности, в аспекте изучения ответственности за самооценивание на каждом возрастном этапе. Наиболее эффективными методами оценивания учебной деятельности на уроке, на мой взгляд, является взаимооценивание и самооценивание. Ребята с большим удовольствием оценивали себя и друг друга, было заметно, что данный вид работы им понравился. Еще на данном уроке совместно вырабатывали основные критерии оценивания. Пробовала делать это после каждого этапа урока. Кроме оценивания по критериям, проводилось формативное оценивание, например, по стратегии «Большой палец» или «Хлопки в ладоши». Считаю это очень важным моментом, так как именно на этом этапе устанавливаются доверительные отношения между учителем и учеником.  «Оценивание одноклассников играет очень важную роль, поскольку оно повышает уровень мотивации, позволяет ученикам общаться на своем языке, способствует принятию критики, повышает уверенность в себе в дискуссии с учителем, а также позволяет учителям отстраниться от процесса и просто наблюдать». (Блэк и др.,2003). На данном уроке учащиеся очень ответственно отнеслись к взаимооцениванию домашнего задания, сначала попытались определить критерии оценивания, потом ознакомились с предложенными вариантами. Ребята не всегда точно могли сделать это самостоятельно, всегда нужно их направлять. Группа Реформы Оценивания определила этот момент таким образом: «…учителя не являются единственными оценивающими лицами. Ученики могут быть вовлечены в процесс оценивания своих одноклассников и самих себя, и даже, когда учителя активно проводят оценивание, ученики должны столь же активно в данном процессе участвовать». (Руководство, стр.163). Одним из качеств, необходимых современному ученику, является умение критически мыслить. Критическое мышление является одним из основных семи модулей Программы наших курсов. Диалогическое обучение является коллективным (ученики и учителя совместно обращаются к изучению задач), способствующим взаимообучению (учащиеся и учитель слушают друг друга, разделяют точки зрения друг друга, рассматривают альтернативные варианты) и поддерживающим (ученики свободно формулируют идеи, могут говорить без страха, смущения из-за «неправильного» ответа и помогают друг другу достигнуть сотрудничества, взаимопонимания). (Руководство, стр.157). Использование критического мышления на уроке проводила с помощью стратегии «ЖИГСО», где получилось коллективное обсуждение темы урока. Используя раздаточный материал, разделила текст на три части, дети работали в парах. Находили в тексте глаголы будущего времени, выполняли синтаксичекий разбор предложений с глаголами будущего времени. Правда, ребята немного затруднялись в определении того, что же они хотят узнать о глаголах будущего времени, так как эта тема им уже известна. Думаю, что на дальнейших уроках учащиеся научатся это делать. Далее проводилась работа в группах над составлением кластера по тексту «Как мы готовились к новому году» на тему «Новый год», используя глаголы будущего времени. Ученики работали в группе, сообща, самостоятельно составляли кластер по данному тексту. Это помогало им думать, осмыслить информацию, находить в тексте главное, существенное. Этот момент работы оказался на уроке самый шумный и самый интересный, ведь им ещё предстояло защитить свой проект! Постоянно необходимо правильно направлять, координировать ребят. Зато сколько услышишь интересных мнений, суждений! С каким удовольствием группы обсуждают, задают друг другу вопросы! Полученные ранее знания выводятся на новый уровень осмысления и становятся теперь базой для усвоения новых знаний. Ребята учатся критически подходить к пониманию новой информации. Положительный момент в обсуждениях в группе, когда ученики сталкиваются с многообразием мнений, когда выслушивают различные точки зрения, другие подходы. Это дает им толчок двигаться, искать, стремление найти более приемлемый вариант. В дальнейшем я провела словарную работу, ознакомление с новыми словами из текста, знание слов на трёх языках. Этот момент урока тоже заинтересовал детей. Они старались говорить новые слова на трёх языках. Обязательным этапом такого урока стала рефлексия, когда ребята оценивали свою работу на уроке и делали выводы, писали свои впечатления на стикере по стратегии «Дерево познаний». Каждый ученик должен был проанализировать свое участие в работе класса и группы, свое понимание материала, усвоение темы урока. Объективно оценив себя, он должен был ответить на вопросы по листу самооценки. Мне понравилось, что на данном этапе ребята отнеслись со всей ответственностью, некоторые честно заявили, что могли бы работать лучше, один ученик написал, что ему было непонятно. Что дает данная стратегия? Во-первых, повышается эффективность восприятия новой информации. Во-вторых, повышается мотивация обучения, качество образования. В-третьих, ребята учатся критически мыслить. В-четвертых, приобретается умение сотрудничать, «слушать» и «слышать» друг друга. Главное здесь – это доверительные отношения, обоюдное желание, атмосфера добра и со стороны учителя, как наставника, и со стороны ученика.  В педагогической деятельности учителя каждый ученик является особенным, уникальным. Для достижения цели урока были использованы подходы, то есть различные формы организации учебной деятельности. Это групповая, парная и индивидуальная работа с учащимися. Так, на этапе закрепления нового материала по теме «Употребление глаголов будущего времени», учащимся были предложены задания по уровням А, В и С. Задание «Кто что делает?» Найти глаголы, которые употребляются вместе с существительными. Затем проспрягать глаголы настоящего и будущего времени. Дальнейшее задание распределение глаголов на две группы. Данный вид работы был направлен на участие в нём учащихся с более повышенным уровнем мотивации. На курсах мы с коллегами много обсуждали, спорили на тему выявления талантливых и одаренных учеников, говорили об инклюзивном обучении. Такой насыщенный процесс работы в группах дает учителю, в первую очередь, очень большой толчок для понимания и осознания его деятельности в школьном коллективе. Совсем нетрудно составить программу для одаренных детей, просто здесь нужен особый подход, знание теоретического материала и желание поработать в этом направлении. Раньше я не задумывалась и не уточняла для себя значение слов «одаренный», «талантливый», «вундеркинд», в чём их отличие. Эта тема хорошо исследована в трудах Фримана, который выделил несколько основных критериев для выявления способных и талантливых учащихся. Согласна с авторами Руководства для учителей, которые считают, что данная категория учащихся нуждается в другом подходе к их обучению. Им нужны другие более сложные задания, способные их стимулировать на более успешные достижения. В школах, где основная масса детей «обычных», одаренные и талантливые учащиеся находятся на одном с ними уровне. Учителю порой не хватает времени, терпения, чтобы обратить внимание на «особенных» детей. Да, это нелегкий труд, но упорная и кропотливая работа приносит свой эффективный результат. Например, достижения на конкурсах, олимпиадах и т.д. И в конечном итоге, это становится и достижением самого педагога. В настоящее время проводится ряд региональных, национальных и международных конкурсов и программ, которые выявляют и поощряют высокие достижения лучших учеников в системе образования. В данном классе учится девочка, которую можно считать одаренной. После обучения на курсах я во многом пересмотрела свою работу с ней. Необходимо эффективнее работать с такими детьми и на уроках и после. В этом же классе есть ученик, Саят. Вот он действительно очень талантливый и очень работоспособный ребенок. Какие уникальные сочинения он пишет! Работа с такими учащимися не дает мне, как учителю, стоять на одном месте, необходимо самой расти и развиваться. Следующий модуль, который я внедряла на данном уроке, это использование ИКТ. Современный учитель должен быть компетентен в цифровых технологиях и способен эффективно пользоваться ИКТ в преподавании и обучении. В основе таких навыков лежат знания об информационно-коммуникативных технологиях, умения грамотно извлекать необходимую информацию, работать в сетях Интернет. Думаю, что по завершении Программы стану более успешно работать с ИКТ. Так вот на всех уроках составляла и показывала слайды-презентации по теме. Еще есть один положительный момент. Это физминутки. Они так понравились, так раскрепостили и детей и меня в том числе, сняли какое-то внутреннее напряжение «открытых уроков». И я убеждена в том, что необходимо не забывать о них на последующих уроках. Одним из условий успешной работы с детьми является диалоговое обучение, которое входит в программу семи модулей. Исследования многих ученых, занимающихся данной темой, указывают на то, что через грамотное общение учитель строит свою работу с детьми. Например, Л. Выготский предполагал, что «знания приобретаются в результате вовлечения ученика в диалог. Таким образом, роль учителя в поддержке социальной вовлеченности в процесс обучения является решающей для развития обучения ученика». (Руководство для учителя, стр. 144) Программа, по которой мы проходим обучение, полностью построена на основе групповой работы в классе, следовательно, важность развития диалогической беседы здесь просто неоценима. Могу сказать, что данный вид работы активно влияет на уровень мышления детей, развивает их речевые навыки, а учитель, управляя темой разговора, умеет направить диалог в «правильное русло». Для достижения максимального успеха в обучении необходима благоприятная среда и, конечно же, мотивация. Учащиеся с удовольствием работают в команде, ищут и предлагают идеи, неординарные решения в составлении проекта. Каждый ученик раскрылся для меня с другой стороны. Все активно обсуждали идеи друг друга, выражали свое мнение. Считаю, что главное условие здесь, это научиться грамотно задавать вопросы и научить умению «слушать» и «слышать» собеседника. Согласно исследованиям Мерсера, выделено три типа беседы, в которые «вовлечен субъект». Это беседа-дебаты, кумулятивная и исследовательская беседа. (Руководство, стр. 145). Разобрав каждый тип на наших занятиях, пришла к выводу, что учитель не всегда дает возможность выговориться учащимся. Еще ошибки в том, что дается недостаточное время на обдумывание ответов или задается много вопросов за один раз. Мы, учителя, порой можем так увлечься, что задаем вопрос и сами на него отвечаем. Теперь, после осмысления, постараюсь поработать над собой в этом направлении. Вопросы не должны быть однотипными, а ответы на них должны быть продуманными, качественными. «Хороший вопрос поддерживает уровень вовлеченности учеников, стимулирует мысли и пробуждает чувства». (Морган и Сакстон,1991). На уроке старалась грамотно сформулировать свои вопросы к классу, а также объясняла, как составлять самим вопросы через стратегию «Толстые и тонкие вопросы», например– Как вы считаете, насколько необходимо грамотно определять временные формы глаголов? – Каким образом формы глаголов настоящего времени видоизменяются в другие временные формы? – Возможно, ли определить у данных глаголов время, и почему? – Как, по - вашему мнению, определяются видовые пары глаголов? И так далее.  Размышляя над тем, насколько правильно и успешно я применила на уроке ключевые идеи Программы, просмотрев еще раз ход урока, убедилась в необходимости продолжения работы в данном направлении. Все модули Программы взаимосвязаны друг с другом и в синтезе дают на каждом уроке хороший результат. Считаю, что урок прошёл успешно, цели были достигнуты. Для себя поставила задачу научить ребят грамотно формулировать цели урока, а в конце занятий научить объективно, оценивать полученные знания и определять, над чем необходимо поработать, в каком направлении надо двигаться. Хотелось бы отметить, что при такой форме работы на уроке в значительной степени возрастает индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и своих товарищей. Причем помогающий сам получает при этом не меньшую помощь, чем ученик слабый, поскольку его знания актуализируются, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику. Очень важно на данном этапе, чтобы школьники поняли, что мышление – процесс познания нового. Именно благодаря способности человека мыслить решаются трудные задачи, делаются новые открытия, появляются изобретения. Как и другие качества ума, мышление можно и нужно развить. Развивать детское мышление – значит, развивать умение думать. Психологи говорят, что мышление начинается с удивления, недоумения или с противоречия. Вот тут-то и необходим наставник, учитель, который поймет, направит, поддержит. Думаю, что успешное преподавание и компетентный учитель, работающий по-новому, изменит всю систему нашего образования в лучшую сторону. Список использованной литературы: 1.Программа. Третий базовый уровень. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», (2012) 2.Руководство для учителя. Третий базовый уровень. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», (2012) 3. Группа Реформы Оценивания (2002) 4. Морган и Сакстон, (1991). 5.Мерсер Н. «Слова и умы». 6. Выготский Л.С.(1978) «Разум в обществе» 7. Блэк и др.,(2003). 

Материал жариялап тегін сертификат алыңыз!
Бұл сертификат «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жарияланғанын растайды. Журнал Қазақстан Республикасы Ақпарат және Қоғамдық даму министрлігінің №KZ09VPY00029937 куәлігін алған. Сондықтан аттестацияға жарамды
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!