Рефлексивный отчёт по
проведению Lesson Study
в 5
«В» классе.
Если вы хотите улучшить обучение,
Что может быть более очевидным,
Чем сотрудничать с другими
учителями?
- планировать, наблюдать и размышлять над
уроками?
Lewis, 2002
г
Очень важным аспектом работы по развитию
профессионализма учителей является Lesson Study, представляющий
собой подход для исследования класса в целях усовершенствования
школьной практики, стремясь улучшить методы и приёмы преподавания.
Этот метод наиболее эффективен для сплочения учителей, совместного
определения проблем, создания коллаборативной среды для совместного
обучения, обмена опыта и коллективной ответственности за результаты
исследования.
5 «В» класс проходят адаптационный период в
старшей школе. В классе 28 учеников: 10 девочек и 18 мальчиков. По
уровню успеваемости – знания не плохие. В I и II четверти 1
отличница и 11 ударников. Все остальные - троечники. Неуспевающих –
нет. Но дисциплина в классе не на должном уровне. Ученики не могут
вести себя прилежно на уроках. Из-за плохого поведения мальчики не
добросовестно относятся к учёбе, не стремятся повышать свои знания.
Некоторые ученики не могут развивать свои способности, особенно
ученики среднего звена.
Мы, группа учителей, работающих и (
неработающих) в данном классе решили провести Lesson Study, т.к заинтересованы в совместной работе по
улучшению обучения учеников. Всего в группе - 6 человек. Группа
работала по принципу доверительных и доброжелательных
отношений
Модератор – Иманкулова М.Ш
, учитель I уровня.
Учитель физкультуры -
Жолдошев М.Э.
Учитель информатики –
Танекеева А.
Учитель начальных классов –
Зайцева Г.Г.
Учитель начальных классов –
Айбасова Г.
Учитель начальных классов –
Магометова Р.
Первый этап
- это изучение теоретического материала
Lesson Study, (руководство) изучение практического
опыта.
Второй этап
– это выбор исследовательской темы, цели и
задачи.
Так у нас есть проблема, мы
вывели тему Lesson Study : Работа
по формированию сознательной дисциплины как одной из путей
повышения качества знаний через применение новых подходов к
организации учебной деятельности.
Цель:
- Совершенствовать методику
преподавания для повышения качества знаний
учащихся.
- Исследовать, как новые
методы и формы обучения влияют на формировании мыслительной
деятельности обучающихся.
- Продолжить работу по
формированию сознательной дисциплины.
Задачи:
- расширить круг знаний
учащихся;
- воспитывать чувство
ответственности за работу;
- научить детей работать
вместе;
- подтянуть отстающих
детей;
- привлечь их внимание к
работе и заинтересовать;
- научить детей
самооцениванию и взаимооцениванию.
Ожидаемые
результаты:
-
увидеть обучение
учеников в реальности;
-
обратить внимание на применяемые приёмы
группового обучения, с целью активизации деятельности учащихся на
уроке;
-
выяснить и понять, как можно изменить
планирование обучения, чтобы оно удовлетворило потребности наших
учеников; вовлечь учителей школы в исследовательский процесс для
улучшения практики, для того, чтобы они могли изнутри увидеть
трудности и проблемы в обучении своих учеников. Чтобы коллеги могли
сотрудничать, делиться опытом и знаниями.
Третий этап – план
действий.
На первом совещании учителя фокус – группы
составили список открытых уроков, а также цели обучения и цели
преподавания. Цели обучения школьников направлены на развитие ума,
интеллектуальных способностях, личностных качеств, в сущности, что
ученики будут знать, что они могут делать и что они будут
проходить. Цели преподавания сосредоточены на том, как учителя
будут объяснять новый материал. Перед первым и последующими уроками
учителя вместе составляли планы уроков. Члены группы обычно
обмениваются мнениями о том, как они учили и будут учить, обсуждают
достоинства различной деятельности, заданий, упражнений. Учителя
предложили учебные стратегии, которые предоставляют возможность
сделать деятельность учеников открытой для наблюдения и анализа.
Это необходимо для того, чтобы увидеть, как ученики учатся на
уроке.
|
Уроки
|
Учителя
|
Время
проведения
|
1
|
Английский
язык
|
Иманкулова
М.Ш.
|
27
февраля
|
2
|
Физкультура
|
Жолдошев
М.Э.
|
10
марта
|
3
|
Русский
язык
|
Магометова
Р.
|
23
марта
|
4
|
Естествознание
|
Зайцева
Г.Г.
|
13 апреля 2017
г
|
Перед первым уроком, учитель английского
языка, а также классный руководитель этого класса предложила
выбрать трех «исследуемых» учеников : сильный – А, средний – В,
слабый – С. Была дана характеристика детям. Учителя - наблюдатели
фиксировали информацию о своих «подопечных».
Ученик А ( Абдраим Даяна)_– с 1 - 4 класс –
отличница, в 5 классе – ударница, всесторонне развитая девочка,
высокая познавательная деятельность, часто выполняет задания сама,
в группе – работает также одна.
Ученик В ( Поварёнкин Анатолий) –
имеет среднюю успеваемость по всем предметам, не уверен в своих
способностях. Старается, но не может.
Ученик С ( Ядрышников
Дмитрий)- со слабой мотивацией, не уверен, не может и не хочет
учиться. Постоянно требуется помощь при выполнении
заданий.
Наша задача помочь ученице А - учиться лучше,
как прежде, не молчать, а работать в группе сообща; ученику В –
быть более активным, развивать свои способности. Ученик С должен
развиваться на уроке, не оставаясь на том же уровне.
Поставлена цель в процессе исследования
изменить их отношение к учебе, повысить желание работать
самостоятельно.
Группой был совместно разработан план первого
урока. Данный урока был разработан с учётом цели Lesson Study. (
SMART) В схемах наблюдения были отмечены ожидаемые действия
«исследуемых» учащихся на каждом этапе урока. Для того чтобы
добиться ожидаемых результатов в обучении, необходимо создать
условия для освоения, нужную атмосферу на уроке, дать возможность
детям высказаться. При планировании уроков нашей задачей была
построить свою деятельность так, чтобы вовлечь в учебный процесс
всех учащихся, повысить их мотивацию. Мы хотели проследить, как
будут раскрываться учащиеся, какие качества характера будут
проявляться, как учебный процесс с применением новых подходов
повлияет на их обучение, на потенциал ребенка, мотивацию, на
самооценку, на самовыражение. На что обратить внимание в дальнейшей
работе с этими учениками? При
планировании серии уроков, мы задавались вопросами, какие
педагогические приёмы способствуют повышению мотивации обучения
учащихся и как организовать сознательную самостоятельную работу
учеников на уроке.
Урок английского языка. Тема урока :
Homes. Describe different homes.
There is…. / There are….
|
Term
III
|
|
English
Английский язык
|
Lesson
12
|
Grade 5
“B”
|
The theme of the
lesson
Тема урока
|
Homes. Describe
different homes.
There is…. /
There are….
|
Data
27. 02.
2017
|
Reсourses
Ресурсы, ресурсы
|
Textbook, Workbook,
dictionary
|
The Aims of the
lesson
Цели урока
|
S- To read and translate, to
write a conversation about homes in the UK, in
Kazakhstan
M
- To enrich knowledge in English
grammar : There is / There are…
A – To speak about your
house.
R – You can draw and describe
your house.
T – You will speak in definite
time.
|
Expected
results
Ожидаемый результат
|
During the lesson
s/s are expected to:
S1 -To speak about homes in
present and future.
S2 -To speak about homes in
different countries.
S3 – To speak about his
own house.
|
The main ideas of
the lesson
Основные идеи урока
|
( Что должно
запомниться?)
Present Simple :
questions and short answers.
Speaking about homes
and rooms using grammar rules.
|
Наблюдатели вели схему
наблюдения за «исследуемыми» учащимися, фиксировали все ответы,
действия учеников. Собирали весь материал, необходимый для
дальнейшей работы. Наблюдатели передвигались по учебному кабинету,
параллельно наблюдая и за другими учениками. Внимание наблюдателей
не сконцентрировано на учителе, а лишь только на учениках, и их
действиях. Попутно наблюдатель может фиксировать вопросы, которые
он может задать своему ученику по окончании
урока.
На уроке английского языка
Ученица А – действительно работала одна, не раскрывая свои
способности, не делилась своими знаниями с одноклассниками. За этой
ученицей наблюдала учитель начальных классов Айбасова
Г.
Ученик В – не мог
рассказать о своём доме, т.к не выполнил домашнее задание дома. Он
хотел получить оценку за счёт остальных учеников в классе. За этим
учеником наблюдала учитель информатики Танекеева
А.
Ученик С – не отвечал на
уроке, т.к. не был готов к уроку. Иногда разговаривал с соседом по
парте не по теме урока. На замечания учителя не
реагировал.
Недостаточный словарный
запас не позволяет ученикам 5-го класса высказывать свои идеи на
английском языке. Они постоянно переходят на русский язык.
Грамматические задания объясняются на русском языке, а примеры на
английском языке.
Открытый урок по
физической культуре прошел на
очень высоком методическом уровне. Все ученики с удовольствием
ходят в спортзал. Тема урока – баскетбол. Учитель использовал все
новые подходы в преподавании и обучении. На уроке присутствовали
директор школы, завучи и учителя физкультуры. На учениками А.В,С не
наблюдали, т.к все ученики были очень активны на
уроке.
Урок русского языка.
Тема – Неопределённая форма глагола «
Инфинитив».
Наблюдающий учитель Зайцева
Г.Г. заметила, что Ученица А – стала занимать активную позицию:
работала над созданием постера, выходила на презентацию. Мы были
приятно удивлены тем, что она может работать не только одна, но и в
группе.
Ученик В – Наблюдающий
учитель Айбасова Г. Ученик В взял на себя роль секретаря, отвечал
на вопросы учителя, один раз выходил к доске для выполнения
письменной работы. Думаем, что этот ребенок должен быть более
уверен в себе и полностью раскрывать свои
способности.