Тема: «Роль семьи в воспитании культуры поведения
детей»
Педагог психолог Бидюк Н.В.
Добрый вечер уважаемые гости.
Мы рады всех вас сегодня здесь
видеть.
Как и в любом культурном обществе при встрече
принято здороваться.
Давайте поприветствуем друг друга. Пожелаем друг
другу здоровья и благополучия.
-Мамы Сыновей, Здравствуйте!
-Мамы Дочерей, Здравствуйте!
Ну и в нашем зале есть папы, очень приятно, что
именно отцы приходят в школу, мы конечно не забудем и про
них.
-Папы сыновей, Здравствуйте!
-Папы дочерей, Здравствуйте!
В жизни каждого ребёнка родители играют очень
важную роль, сегодня мы с вами собрались, что бы поговорить о роли
семьи в воспитании культуры поведения детей.
Предлагаю обменяться опытом воспитания детей в
ваших семьях. Тренинг «А как у вас?»
Участникам
предлагается сделать следующее, если описание подходит для
них:
поднимите руки,
если вы - вместе читаете с ребёнком
книжки;
поаплодируйте,
если вы – имеете с ребёнком общее
увлечение;
скажите «Да это
так», если – ваш ребёнок помогают вам мыть
посуду;
встаньте, если
– у вашего ребёнка есть свои обязанности по
дому
Потопайте ногами, если вы – путешествуете в
месте, с ребёнком. Ну, вот мы и узнали, как вы справляетесь с
воспитанием детей.
Года идут, взрослеют наши дети…
А давайте мысленно отправимся в тот день, когда
ваш малыш появился на свет.…Вспомните те минуты восторга…
счастливые глаза матери, гордый взгляд отца. Поздравления родных и
близки…и понеслось время - первые слова, первые шаги, первые
успехи, первые огорчения…
Желая оградить ребёнка от всех проблем, мы
начинаем давать ему различные советы и устанавливать
запреты.
Не ходи туда – упадёшь!
Не смотри это – не поймёшь!
Не слушай это – не разберёшь!
Не трогай это – уронишь!
Давайте на примере рассмотрим, что в этом случае
происходит с ребёнком.
Ситуация из жизни.
Тренинг «Статуя ребёнка».
Участвуют четыре родителя, один играет роль мамы,
другой роль ребёнка, третий роль подруги матери, четвертый помощник
психолога. Предлагается сыграть сценку пантомиму. Все слова говорит
психолог.
ХОД ИГРЫ
Ситуация такова:
маленькая дочь, первоклассница вместе с мамой
спешит в школу, им надо
успеть на автобус. Девочка очень энергичный
ребёнок, очень любопытный, задаёт много вопросов даже в тот момент,
когда быстро идёт к автобусу. Мама берёт её за руку, и они
бегут.
—
Мама, а что там такое? Посмотри! — говорит
дочь.
—
Некогда, смотри под ноги! — отвечает
мама.
И в этот момент, как только будет произнесена эта
фраза, ребёнок воспринимает её буквально — он смотрит только под
ноги.
Помощник психолога достаёт шарф, завязывает
ребёнку глаза.
Мама с дочкой опять спешат в школу. Вбегают в
автобус, и мама встречает там свою подругу, начинает с ней
обсуждать вчерашний день. Дочь внимательно слушает, затем
говорит:
—
Мама. Мама, ты слышала, как пела птичка? А кто
такой дядя Юра?
Мама отвечает:
—
Ты почему вмешиваешься во взрослый разговор? И
вообще, зачем ты уши развесила, как не стыдно подслушивать! Закрой
быстро свои уши!
После этой фразы помощник психолога завязывают
дочери уши.
Мама с дочкой и подругой выходят из автобуса,
прощаются с подругой и бегу по дороге в школу. При этом мама
постоянно смотрит на часы, чтобы не опоздать.
Дочь продолжает говорить:
—
Ой, какой сегодня чудесный день! Мама, меня Маша
ждёт, я ей пообещала ластик принести, тот, что…
И в этот момент мама:
—
Отстань! Ты чего разболталась, некогда сейчас, мы
опаздываем. Ты можешь, в конце концов, помолчать? Быстро рот
закрой!
Помощник психолога завязывает дочери рот ещё
одним шарфом.
Мама хватает ребёнка за руку, и движется
дальше.
Девочка уже молчит, но начинает поднимать на ходу
какие-то веточки. Мама бью её по рукам, и говорит, какая она
непослушная:
—
Что у тебя за руки! Почему ты постоянно что-то
хватаешь? Не можешь без этого! Выброси, я тебе сказала! Убери
руки!
Помощник психолога завязывает дочке руки
шарфиком.
Но тут дочь начинает прыгать, поднимать ноги.
Мама злясь, кричит на дочь:
—
Ты где этому научилась? Это что такое? Прекрати
дрыгать ногами! Стой спокойно!
В этот момент помощник психолога завязывает ноги
девочке.
Мама смотрит на часы, нервничает, что не
успевает, и начинаю подгонять ребёнка:
—
Чего ты плетёшься? Шире шаг. Ты что, ходить
разучилась? Иди быстрее! Дай руку! Не руки, а крюки — ни писать
нормально, ни держать ничего не умеешь! Смотри на дорогу, не
спотыкайся. Чего ты как слепая плетёшься?
Мама недовольна всем, что дочь делает, забыв о
том, что сама же всё ей завязала, чтобы у той всё получалось,
причём обязательно хорошо.
Своими установками мы сами программируем поступки
и действия ребёнка, при этом не даём ему право выбора. Не
старайтесь спрятать ребёнка от трудностей, в этом случае один
ребёнок так и простоит всю жизнь в ожидании готовых решений, а
другой устав стоят, ринется вперёд, но обязательно набьёт себе
шишку, так как у него связаны руки и ноги вашими
установками.
Давайте попробуем изменить ограничения и запреты
на правила поведения. Объясняя ребёнку правила, не употребляйте
слова «не»,
- Нельзя переходить улицу на красный свет
(заменить) Нужно переходить улицу только тогда, когда светит
зеленый огонек светофора
.
- Не спеши во время еды (заменить) Будем, есть медленно.
- Не кричи так громко (заменить) Будем разговаривать тише.
- Не рисуй на стене (заменить) Рисуй на бумаге.
А устанавливая ограничения необходимо объяснить причину и
предложить альтернативу. Такую, которая устроит и вас, и вашего
ребёнка.
Упражнение
«Аплодисменты»
Цель: снятие эмоциональной усталости, улучшение
настроения.
Мы с вами хорошо поработали. И в завершение я предлагаю
представить, на одной ладони улыбку, на другой - радость. А чтобы
они не ушли от нас, их надо крепко-накрепко соединить в
аплодисменты.