Тема:
«Саки-древние жители
Казахстана»
Цели
урока.
Обучающая:
Ознакомить учащихся со
сведениями расселения сакских
племен, их культуре,
занятиях и быте.
Развивающая:
Развивать способности
раскрытию хозяйственных условий саков,
их занятий ремеслом, умению
сравнивать с племенами эпохи бронзы, раскрывать особенности жизни и
быта сакских племен, развивать способности к мышлению и
умозаключению, работе с картой.
Воспитательная: Определить вклад саков в мировую историю и
культуру. Воспитывать у учащихся трудолюбие, патриотизм, уважение к
предкам.
Наглядности:
-
Карта «Казахстан в эпоху саков» на интерактивной
доске.
-
Таблица «Племена саков» на интерактивной
доске.
-
Слайды о жизни и быте саков на
ноутбуке.
Ход урока
-
Организационный момент.
-
Опрос домашнего задания.
Делю класс на 3 группы и
выдаю каждой из них задание из заданных на дом.
1 группа.
Временные рамки эпохи
бронзы, как добывалась бронза? В чем её отличие от меди?
2 группа.
Напишите о трех основных
особенностях эпохи бронзы.
3
группа. Что
означает «андроновская культура»? Какие племена обитали на
территории Казахстана в то время?
Время работы 7
минут. Собираю
ответы учащихся на листочках , а за тем с целью развития памяти,
навыков нахождения общих черт и различий предлагаю им заполнить
диаграмму. Учащиеся должны записать в круги особенности эпох, а в
прямоугольник – общее для обеих эпох.
К
аменный век Эпоха
бронзы
Тема нашего урока: «Саки- древние жители
Казахстана».
В 1 тыс. до н. э. земли от
Жетысу и Туркестана до Черного моря , от Алтайских гор до Хорезма
населяли многочисленные племена, известные в истории под названием
«саки».Показываю
на интерактивной доске земли расселения сакских
племен.
Это историческое время
называют по- разному: «ранний железный век», «эпоха ранних
кочевников», «эпоха саков».В истории саков называли по – разному в
разных источниках.
Саки -
древнее племя, населявшее в 1 тысячелетии до н.э.
территорию Средней Азии и
Казахстана,
Восточный Туркестан. Саки - предки
казахского народа. В античных
источниках
соответствуют названию "скифы".
Надписи, обнаруженные в Иссык-ском кургане,
свидетельствуют
о том, что язык саков имеет много
общего с древнетюркским
языком.
Греческий
историк Страбон в своих трудах называет саков "азиатские скифы". Отсюда
произошло название "сак", "сака", пишет он. В
казахском языке существуют понятия "сак,", "сакдны",
"сакд адам".
Эти слова подтверждают, что казахи
являются
потомками саков.
Упоминаются у
Геродота, как «скифы», в древнеперсидских
надписях упоминаются как
«саки» в состав саков входило много племен. В древнегреческих
источниках – даи, массагеты, исседоны. То в персидских:
саки-хаомаварга, «варящие
хаому - дурманящий напиток», населявшие долину реки
Мургаб;
саки-тиграхауда, «в
остроконечных шапках» (в Бехистунской надписи), проживавшие в
предгорьях Тянь-Шаня;
саки-парадрайя, «которые за
морем (Каспием)», которые проживали в бассейне Аральского моря в
низовьях Сырдарьи и Амударьи.
Обратим внимание на
таблицу. На ноутбуке..
В каких
источниках?
|
Как называли?
|
В ираноязычных
|
Саки
|
В европейских
|
Скифы
|
В древнегреческих источниках
|
Даи, массагеты, исседоны
|
В персидских источниках
|
Хаомаварга, тиграхауда, парадарайа
|
Сохранилось множество
исторических сведений о саках. Для запоминания начертим следующую
схему. Раздаю детям заранее подготовленные схемы. Они её заполняют,
за тем вклеивают к себе в тетрадь.
ПОКАЗЫВАЮ СЛАЙДЫ НА
НОУТБУКЕ, КОТОРЫЕ РАССКАЗЫВАЮТ О РАЗЛИЧНЫХ ПЛЕМЕНАХ, КОТОРЫЕ
ВХОДИЛИ В СОСТАВ САКСКИХ ПЛЕМЕН.
С АКСКИЕ
ВОИНЫ
Подтема «Жизнь, традиции
и хозяйство саков» рассказывают учащиеся, которые готовили материал
на эту тему.
Саки-кочевники первыми изготовили и
применили боевую колесницу, с юных лет их сыновья и дочери
были великолепными наездниками, образовали самое сильное
государство своей эпохи. Они научились выплавлять не только бронзу,
но и железо. О том, как много было у саков золота, люди слагали
легенды. "Они сражаются с одинаковой ловкостью в пешем и
конном строю. Обычно вооружены луками, копьями и топорами, -
писал древнегреческий историк Геродот, живший в
середине V в. до нашей эры.
-Наконечники
копий и стрел, лезвия топоров изготовляют из
латуни.
Головной убор - шлем украшают золотом. На своих
коней надевают
латунные нагрудники. Уздечки и удила позолоченные, с
узорами.
Они не используют в быту железо и серебро, потому что
их нет в этих
краях. Но золота и латуни не счесть".
Так писал
древний историк о богатствах наших предков -
саков, не
скрывая своего восхищения. К тому же саки владели
таким огромным
количеством скота, какого в те времена не было
ни у одного
народа. Саки были известны своими высокими
боевыми качествами, особенно как прекрасные
кавалеристы.
Саки, сохраняя древние традиции арийцев,
поклонялись богу неба Тенгри, Солнцу и Луне, считали
священными Землю-мать, Реку-мать. Эти верования саков лежат в
основе названий некоторых сибирских рек. Например, река Лена -
древнетюркское название "йлеана", т.е. Лена-мать. Саки
устраивали пышные похороны наиболее выдающихся людей - царей,
цариц, воинов-батыров.
Показываю
слайды на доске о хозяйстве саков.
Вещи, посуда и изделия саков украшались в
зверином стиле. Главным божеством считалось солнце. Саки приносили
душам умерших предков жертвы возле курганов.
У саков традиция погребения
умерших отличалась от предшествующих эпох. Умерших хоронили в
вытянутом положении курганах, сооруженных из песка, камня и дерева.
Саки возводили огромные курганы, в которых хоронили вождей
племен.
«Кочевое
скотоводство» показываю на доске
схему.
-
-
-
-
-
-
Подведение итогов урока.
Заключение.
Скифы – саки создали
замечательную культуру, охватившую Восточную Европу, запад и центр
Азии. Саки были воинственными племенами, внесли вклад в развитии
мировой цивилизации.
Заключение:Мы сегодня
познакомились с новым племенем-саками.Ознакомились с их видом
искусства.
ШКОЛА ЛИЦЕЙ №1
Выполнила: Самылтарова
С.А.
|