Материалдар / Сказка как методологическая основа воспитания современных детей младшего школьного возраста
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

Сказка как методологическая основа воспитания современных детей младшего школьного возраста

Материал туралы қысқаша түсінік
Младший школьный возраст – это идеальная почва для систематического и последовательного воспитания детей. Обучая, учитель получает возможность влиять на их развитие, давать ему эмоциональную направленность.
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
13 Қараша 2021
414
0 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Сказка как методологическая основа воспитания современных детей младшего школьного возраста


Тюнина Л.Ф.

учитель начальных классов КГУ СОШ №8 им. В.Комарова

г.Арыс, Туркестанская область, Казахстан


Духовно-нравственное воспитание на современном этапе развития общества обрело особый статус: оно вошло в число приоритетных направлений современного образования в Казахстане. Не случайно методологической основой перехода образования на новый государственный образовательный стандарт является Программа «Рухани жаңғыру».

Младший школьный возраст – это идеальная почва для систематического и последовательного воспитания детей. Обучая, учитель получает возможность влиять на их развитие, давать ему эмоциональную направленность.

Из всех фольклорных жанров сказка является наиболее структурированной и более всех других жанров подчиняющейся определенным законам. Слово “сказка” впервые встречается в семнадцатом веке в качестве термина, обозначающего те виды устной прозы, для которых в первую очередь характерен поэтический вымысел [1, 137].

В начальной школе учащиеся лишь практически знакомятся с особенностями сказки как жанра фольклора. Отмечают две существенные особенности сказки: наличие вымысла и композиционное своеобразие. В сказке обычно повторяется один основной эпизод, как правило, совершается контрастное событие и следует развязка. В книги для чтения включены сказки о животных и волшебные.

Мысль в сказке очень простая: хочешь себе счастья, учись уму-разуму. Сказки – своего рода нравственный кодекс народа, их героика – это хотя воображаемые, но примеры истинного поведения человека. В сказках выражено радостное приятие бытия – удел честного, умеющего постоять за своё достоинство человека [2, 98].

Мир сказок великолепен и интересен для младших школьников. Их захватывает сильный интересный сюжет сказок, особенность обстановки, в какой развертываются события; притягивают герои – смелые, сильные, изобретательные люди; небылицы подкупают своей идейной направленностью: добро всегда побеждает зло. Детям импонирует и сама форма повествования, общепринятая в сказке напевность, живописность языка, убедительность выразительных средств. Сила воздействия образов и сюжета сказки такова, что младшие школьники уже в процессе первого чтения ярко проявляют свои симпатии к персонажам сказок, всецело встают на сторону угнетаемых, обездоленных, готовы прийти им на помощь. Дети искренне радуются, что побеждает справедливость: простые бедные люди выходят из беды, а злые погибают, т.е. зло наказано, добро восторжествовало. Дети хотят, чтобы и в жизни всегда было так. В этом, прежде всего, и состоит большая педагогическая ценность сказки [3, 32].

Очень важна познавательная область сказки. В народной басне о своей жизни рассказывает сам ее создатель – народ. Однако главная ценность заключается не столько в показе отдельных моментов жизни народа, сколько в самом подходе к изображению народа. Народ талантлив, трудолюбив, великодушен, хитер на выдумку, мастер на все руки. Анализ сказок на уроках чтения способствует пониманию и оценке поступков героев.

В основном сказки направлены на воспитание в детях доброты, отзывчивости, взаимопомощи и справедливости. Они помогают детям понять, почему люди должны быть внимательны к другим, к близким, товарищам, с уважением и доброжелательностью относиться к живым существам, способным чувствовать боль и обиду.

Сказка служит средством воспитания. Через сказочные элементы учитель может найти путь в сферу эмоций ребенка. Встреча детей с героями сказок не оставляет их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – все это стимулирует умственную деятельность ребенка, наблюдательность, воссоздающее воображение, способность к сопереживанию, эмоциональную и образную память, чувство юмора, формирует умение овладеть оценочной терминологией, рождает умение удивляться, видеть в обычном необычное [4, 33].

Сказка в воспитании детей играет важную роль, так как она обогащает духовный мир ребенка, воспитывает морально-нравственные нормы поведения в обществе. Сказка развивает устную речь ребёнка, влияет на его фантазию, развивает смекалку. Сказка является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития.


Список литературы

1. Косачева И.П. Нравственное воспитание младшего школьника в процессе обучения и воспитания / И.П. Косачева. – М.: АРКТИ, 2005.

2. Аникин В.П. К мудрости ступенька. О русских песнях, сказках, пословицах, загадках, народном языке: Очерки / В.П. Аникин. – М.: Детская литература, 1991. – 235 с.

3. Буравова О.С. Устное народное творчество в воспитании нравственной культуры школьников / О.С. Буравова // Начальная школа. – 2010. – №7 – С. 24–25.

4. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И.Ю. Кулагина. – М.: ТЦ "Сфера", 2001.

Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!