Сказка как методологическая основа воспитания
современных детей младшего школьного возраста
Тюнина Л.Ф.
учитель начальных классов КГУ СОШ №8 им.
В.Комарова
г.Арыс, Туркестанская область,
Казахстан
Духовно-нравственное воспитание на современном
этапе развития общества обрело особый статус: оно вошло в число
приоритетных направлений современного образования в Казахстане. Не
случайно методологической основой перехода образования на новый
государственный образовательный стандарт является Программа «Рухани
жаңғыру».
Младший школьный возраст – это идеальная почва
для систематического и последовательного воспитания детей. Обучая,
учитель получает возможность влиять на их развитие, давать ему
эмоциональную направленность.
Из всех фольклорных жанров сказка является
наиболее структурированной и более всех других жанров подчиняющейся
определенным законам. Слово “сказка” впервые встречается в
семнадцатом веке в качестве термина, обозначающего те виды устной
прозы, для которых в первую очередь характерен поэтический вымысел
[1, 137].
В начальной школе учащиеся лишь практически
знакомятся с особенностями сказки как жанра фольклора. Отмечают две
существенные особенности сказки: наличие вымысла и композиционное
своеобразие. В сказке обычно повторяется один основной эпизод, как
правило, совершается контрастное событие и следует развязка. В
книги для чтения включены сказки о животных и
волшебные.
Мысль в сказке очень простая: хочешь себе
счастья, учись уму-разуму. Сказки – своего рода нравственный кодекс
народа, их героика – это хотя воображаемые, но примеры истинного
поведения человека. В сказках выражено радостное приятие бытия –
удел честного, умеющего постоять за своё достоинство человека [2,
98].
Мир сказок великолепен и интересен для младших
школьников. Их захватывает сильный интересный сюжет сказок,
особенность обстановки, в какой развертываются события; притягивают
герои – смелые, сильные, изобретательные люди; небылицы подкупают
своей идейной направленностью: добро всегда побеждает зло. Детям
импонирует и сама форма повествования, общепринятая в сказке
напевность, живописность языка, убедительность выразительных
средств. Сила воздействия образов и сюжета сказки такова, что
младшие школьники уже в процессе первого чтения ярко проявляют свои
симпатии к персонажам сказок, всецело встают на сторону угнетаемых,
обездоленных, готовы прийти им на помощь. Дети искренне радуются,
что побеждает справедливость: простые бедные люди выходят из беды,
а злые погибают, т.е. зло наказано, добро восторжествовало. Дети
хотят, чтобы и в жизни всегда было так. В этом, прежде всего, и
состоит большая педагогическая ценность сказки [3,
32].
Очень важна познавательная область сказки. В
народной басне о своей жизни рассказывает сам ее создатель – народ.
Однако главная ценность заключается не столько в показе отдельных
моментов жизни народа, сколько в самом подходе к изображению
народа. Народ талантлив, трудолюбив, великодушен, хитер на выдумку,
мастер на все руки. Анализ сказок на уроках чтения способствует
пониманию и оценке поступков героев.
В
основном сказки направлены на воспитание в детях доброты,
отзывчивости, взаимопомощи и справедливости. Они помогают детям
понять, почему люди должны быть внимательны к другим, к близким,
товарищам, с уважением и доброжелательностью относиться к живым
существам, способным чувствовать боль и обиду.
Сказка служит средством воспитания. Через
сказочные элементы учитель может найти путь в сферу эмоций ребенка.
Встреча детей с героями сказок не оставляет их равнодушными.
Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной
ситуации – все это стимулирует умственную деятельность ребенка,
наблюдательность, воссоздающее воображение, способность к
сопереживанию, эмоциональную и образную память, чувство юмора,
формирует умение овладеть оценочной терминологией, рождает умение
удивляться, видеть в обычном необычное [4, 33].
Сказка в воспитании детей играет важную роль, так
как она обогащает духовный мир ребенка, воспитывает
морально-нравственные нормы поведения в обществе. Сказка развивает
устную речь ребёнка, влияет на его фантазию, развивает смекалку.
Сказка является уникальным средством для передачи народной мудрости
и воспитании детей на начальном этапе их
развития.
Список литературы
1. Косачева И.П. Нравственное воспитание младшего
школьника в процессе обучения и воспитания / И.П. Косачева. – М.:
АРКТИ, 2005.
2. Аникин В.П. К мудрости ступенька. О русских
песнях, сказках, пословицах, загадках, народном языке: Очерки /
В.П. Аникин. – М.: Детская литература, 1991. – 235
с.
3. Буравова О.С. Устное народное творчество в
воспитании нравственной культуры школьников / О.С. Буравова //
Начальная школа. – 2010. – №7 – С. 24–25.
4. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный
жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов
высших учебных заведений / И.Ю. Кулагина. – М.: ТЦ "Сфера",
2001.