Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Современные технологии обучении химии
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
Жандосова Айжан Нурланбаевна
Преподаватель химии и биологии
Евразийский гуманитарный колледж
г. Нур-Султан
Современные технологии обучении химии
Использование информационных и коммуникативных технологий открывает новые перспективы и поразительные возможности для обучения химии. Информационные и коммуникативные технологии можно использовать на различных этапах урока: для проведения химической разминки, на этапе объяснения нового материала, для коррекции знаний, умений, навыков. В условиях ДОТ учитель должен уметь проводить уроки, используя современные технологии обучения. Это является главной задачей обучения в условиях онлайн.
Информационные технологии делают уроки яркими и содержательными, развивают познавательные способности студентов и их творческие силы. Эти задачи решаются через технологию мультимедийных уроков. Одновременное воздействие на два важнейших органа (слух и зрение) облегчает процесс восприятия и запоминания информации.
В концепции химического образования указано, что химия вооружает учащихся конкретными химическими знаниями, необходимыми в практической деятельности и формирует качества мышления для полноценного его функционирования в обществе.
Каждый преподаватель хочет, чтобы его предмет вызывал глубокий интерес у студентов, чтобы они умели не только писать химические формулы и уравнения реакций, но и понимать химическую картину мира, умели логически мыслить, чтобы каждый урок был праздником, маленьким представлением, доставляющим радость и ученикам и учителю. Мы привыкли, что на уроке преподаватель рассказывает, а студент слушает и усваивает. Слушать готовую информацию – один из самых неэффективных способов учения. Знания не могут быть перенесены из головы в голову механически (услышал – усвоил). Многим кажется, что нужно только заставить слушать студента и дело тут же пойдет на лад. Однако студент, как любая личность, наделен свободой воли, с которой нельзя не считаться. Поэтому нарушить этот природный закон и подчинить их себе даже ради благих целей невозможно. Желательного результата на этом пути добиться нельзя.
Отсюда следует, что необходимо сделать из студента активного соучастника учебного процесса. Учащийся может усвоить информацию только в собственной деятельности при заинтересованности предметом. Поэтому преподавателю нужно забыть о роли информатора, он должен исполнять роль организатора познавательной деятельности обучаемого.
Проведение уроков с использованием информационных технологий – это мощный стимул в обучении. Использование мультимедиа в образовательном процессе дает учащимся больше возможностей для самостоятельной и независимой работы, а преподавателю - возможность варьировать учебную деятельность.
При использовании мультимедиа имеется реальная возможность объединения нескольких способов подачи информации – текст, неподвижные и подвижные изображения (графики, рисунки, чертежи, символы в графическом режиме, фотографии, схемы и др.). Кроме того, аудиоинформация включает в себя звуковые эффекты (речь, музыка).
Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся. Необходимо добиваться, чтобы студент стал активным участником учебного процесса, а преподаватель, забыв о роли информатора, являлся организатором познавательной деятельности учащегося.
Можно выделить различные виды деятельности по освоению нового материала учеником: материальную, материализованную и интеллектуальную. Под материальной деятельностью понимают деятельность с объектом изучения. Для химии таким объектом является вещество, т.е. материальной деятельностью на уроках химии является проведение опытов. Опыты могут проводить ученики или демонстрироваться учителем.
Материализованная деятельность – это деятельность с материальными моделями, формулами, табличным, цифровым, графическим материалом и т.д. В химии – это деятельность с материальными моделями молекул, кристаллическими решетками, химическими формулами, решение химических задач, сопоставление физических величин, характеризующих изучаемые вещества. Любая внешняя деятельность (деятельность руками) отражается в мозге, т.е. переходит во внутренний план, в интеллектуальную деятельность. Проводя опыты, составляя химические формулы и уравнения, сопоставляя цифровой материал, ученик делает выводы, систематизирует факты, устанавливает определенные взаимосвязи, проводит аналогии и т.д.
Итак, преподаватель должен организовать на уроке для учащегося все виды учебно-познавательной деятельности. Необходимо, чтобы учебно-познавательная деятельность студента соответствовала тому учебному материалу, который должен быть усвоен. Необходимо, чтобы в результате деятельности, учащийся самостоятельно приходил к каким-либо выводам, чтобы сам для себя созидал знание.
Важнейшим принципом дидактики, является принцип самостоятельного созидания знаний, который заключается в том, что знание учащимся не получается в готовом виде, а созидается им самим в результате организованной преподавателем определенной познавательной деятельности.
Самостоятельное открытие малейшей крупицы знания учащимся доставляет ему огромное удовольствие, позволяет ощутить свои возможности, возвышает его в собственных глазах. Учащийся самоутверждается как личность. Эту положительную гамму эмоций студент хранит в памяти, стремится пережить еще и еще раз. Так возникает интерес не просто к предмету, а что более ценно – к самому процессу познания – познавательный интерес. Развитию познавательных и творческих интересов у учащихся способствуют различные виды технологий: компьютерные технологии, технология проблемного и исследовательского обучения, технология игрового обучения, использование тестов.
1. Компьютерная технология
Использование компьютера и мультимедийных технологий дают положительные результаты при объяснении нового материала, моделировании различных ситуаций, при сборе нужной информации и т. д., а также позволяют на практике реализовать такие методы обучения, как: деловые игры, упражнения по решению проблем, презентации и прочее. Компьютерная технология дает возможность располагать таким объемом информации, которым не владеют преподаватели, опирающиеся на традиционные методы обучения. В мультимедийных обучающих программах используются анимации и звуковое сопровождение, которые, воздействуя сразу на несколько информационных каналов обучаемого, усиливают восприятие, облегчают усвоение и запоминание материала. На своих уроках использую различные программы на компакт дисках, которые помогают мне для объяснения новых или повторения старых тем, закрепить и систематизировать полученные знания. Пример одного урока. Тема: “Подгруппа кислорода, характеристика. Получение кислорода”. В процессе урока использовался мультимедиа проектор, где на экране демонстрировались опыты, которые в лаборатории продемонстрировать невозможно. Так же на экране проектировались несколько таблиц. Ребятам предлагалось проанализировать, сравнить и сделать вывод. Из вышесказанного приходим к выводу, что компьютерная технология повышает уровень обучения и вызывает интерес учащихся к предмету.
2. Технология проблемного обучения
Технология проблемного обучения предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитием мыслительных способностей. Проблемные ситуации на уроке могут возникать самым неожиданным образом. Например, на 1-ом курсе при изучении темы “Электроотрицательность” студент задал вопрос: “Водород отдает электроны литию или наоборот?” Однокурсники ответили, что электроны отдает литий, так как у него радиус атома больше. Тут же другой студент спросил: “А во что превратится тогда водород?” Мнения разделились: одни посчитали, что атом водорода, присоединяя электрон, превратился в атом гелия, так как у него стало два электрона, а другие не согласились с этим, возразив, что у гелия заряд ядра +2, а у данной частицы +1. Так что же это за частица? Возникла проблемная ситуация, которую можно разрешить, ознакомившись с понятием об ионах. Проблемную ситуацию на уроке может создать и сам преподаватель. Пример урока. Тема: “Буферные растворы”. Преподаватель предоставляет студенту широкое поле деятельности: задает проблемные вопросы, предлагает из перечня различных веществ выписать отдельно простые и сложные вещества и подводит к тому, чтобы ученик сам, используя свой жизненный опыт, знания предыдущих уроков, попытался сформулировать понятие простого и сложного вещества. Ученик сам для себя созидает знания, так возникает интерес не просто к предмету, а к самому процессу познания.
3. Технология исследовательского обучения
Исследовательская деятельность школьников – это совокупность действий поискового характера, ведущих к открытию неизвестных фактов, теоретических знаний и способов деятельности. Таким путем учащиеся знакомятся с основными методами исследования в химии, овладевают умениями самостоятельно добыть новые знания, постоянно обращаясь к теории. Привлечение опорных знаний для решения проблемных ситуаций предполагает формирование и совершенствование как общеучебных, так и специальных умений учащихся (проводить химические опыты, соотносить наблюдаемые явления с изменениями состояния молекул, атомов, ионов, проводить мысленный химический эксперимент, моделировать сущность процессов и т. п.). Исследование может проводиться с целью получения новых знаний, обобщения, приобретения умений, применять полученные знания, изучения конкретных веществ, явлений, процессов. Так, при изучении темы “Соли азотной кислоты” использую элементы исследовательской работы. Исследование включает: проведение теоретического анализа; прогнозирование способов получения веществ и их свойств; составление плана экспериментальной проверки и его выполнение; формулирование вывода. Получается логическая цепочка: теоретический анализ – прогнозирование – эксперимент. Майкл Фарадей говорил: “Ни одна наука не нуждается в эксперименте в такой степени как химия. Ее основные законы, теории и выводы опираются на факты. Поэтому постоянный контроль опытом необходим.” Для систематизации получаемых знаний учащиеся заполняют таблицу:
Соли азотной кислоты
План урока |
Теоретический анализ |
Прогнозирование |
Эксперимент |
Задание на дом |
Исследовательская работа учащихся занимает на уроке больше времени, чем выполнение заданий по образцу. Однако затраты времени впоследствии компенсируются тем, что учащиеся быстро и правильно выполняют задания, могут самостоятельно изучать новый материал. Кроме того, повышается осознанность и прочность их знаний, появляется устойчивый интерес к предмету.
4. Технология игрового обучения
Интеллектуально-творческие игры (ИТИ) стимулируют развитие познавательных интересов учащихся, способствуют развитию их интеллектуально-творческих способностей, дают возможность ребятам самоутвердиться и реализовать себя в интеллектуально-творческой сфере через игру, помогают восполнить дефицит общения. ИТИ могут быть использованы не только во внеклассной и внеурочной работе, но и на уроках (при изучении нового материала, повторении пройденного, контроля знаний учащихся и т. д.)
Наиболее сложны и трудоемки деловые и ролевые игры. Проведение подобных игр позволяет достигать следующих целей: научить учащихся выделять главное в содержании учебного материала, излагать его в краткой форме; развивать навыки анализа текста, ассоциативное мышление, самостоятельность суждений, способствовать самоопределению учащихся, развивать коммуникативные способности, расширить кругозор, повторять и обобщать изученный материал. В своей практике я систематически использую игровые формы организации контроля знаний и постоянно замечаю, как это повышает интерес учащихся к изучаемому материалу и предмету в целом, как учащиеся, которые в последнее время так мало читают, вдруг начинают листать книги, справочники, энциклопедии. Так на уроках, при изучении тем, связанных с экологией, например по теме “Природные источники углеводородов и их переработка”, применяю ролевые игры с применением экспертных групп. Класс разбивается на две группы: “специалистов” и “журналистов”. Первые подбирают материал и подготавливают наглядное пособие. Вторые готовят вопросы, которые они должны задавать во время игры.
5. Использование тестов на уроках химии
Использование тестов на уроках химии также занимает видное место в процессе внедрения новых технологий. Что дает возможность массовой проверки знаний учащихся. Тестовая методика – универсальное средство проверки знаний, умений. Тесты являются экономной целенаправленной и индивидуальной формой контроля. Систематическая проверка знаний в виде тестов способствует прочному усвоению учебного предмета, воспитывает сознательное отношение к учебе, формирует аккуратность, трудолюбие, целеустремленность, активизирует внимание, развивает способность к анализу. При тестовом контроле обеспечиваются равные для всех обучаемых условия проверки, то есть повышается объективность проверки знаний. Этот метод вносит разнообразие в учебную работу, повышает интерес к предмету. Итоговые контрольные работы в 8 – 10 классах провожу в форме теста.
Применение на уроках интерактивных презентаций, созданных преподавателем и обучающимся, позволяет эффективно проводить проверку выполненных заданий и убедиться в правильности ответа, активизирует познавательную деятельность студентов. Обучающиеся имеют возможность принимать активное участие в создании уроков (поиск и систематизация информации), тем самым формируя навыки самостоятельной работы по предмету, а также навыки владения информационными компьютерными технологиями. При подготовке к урокам студенты могут использовать Интернет-ресурсы, образовательные сайты как информационное поле, позволяющее получить дополнительную оперативную, актуальную информацию по темам урока.
На своих занятиях преподаватель может использовать интерактивное тестирование студентов в режиме on-line, развивающее интеллектуальные способности обучающихся, т.к один и тот же тест они могут проходить по несколько раз, пока не будет получен положительный результат.
Используя учебное электронное пособие «Химия: 8-11 класс. Виртуальная лаборатория» можно проводить демонстрации химических экспериментов, которые в силу опасности для здоровья студентов или трудности выполнения в условиях аудитории или при on-line-обучении не могут быть проделаны на занятии непосредственно.
Таким образом, использование компьютерных технологий дает увеличение плотности занятия без ущерба качеству усвоения, позволяет преподавателю повысить темп занятия, помогает лучше усвоить логику рассуждений. Все это повышает уровень обучения и вызывает интерес учащихся к предмету.
Используемые технологии способствуют повышению эффективности обучения химии.
Литература:
-
Беспалько В.П. «Педагогика и прогрессивные технологии обучения» -М.,1995
-
Концепция образования в Республике Казахстан до 2015г- Астана,2005
-
Селевко Г.К. «Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств» - М.,2005
-
Сулейменова Г.С. «Инновационные технологии обучения, реализуемые в практике учителя хмиии» - Алматы, 2014