Песочная терапия -
один из методов обучения детей с ОВЗ.
Уже в дошкольном возрасте у детей
закладываются основы личной культуры, понимание самого себя,
окружающих явлений общественной жизни. Становление личности ребенка
происходит успешно при условии активности малыша, когда он включен
в процесс собственного «строительства».
Мир детских эмоций и ощущений очень
хрупкий, а социальная ситуация в обществе на современном этапе не
всегда способствует сохранению психического благополучия. Поэтому
во время психологического сопровождения в рамках дошкольного
учебного заведения необходимо использовать технологии, направленные
на сохранение здоровья и инновационные элементы.
Одним из методов, с помощью которого
можно научить детей взаимодействовать со сверстниками, является
метод песочной терапии. Он позволяет удовлетворить базовые
потребности ребенка и снять напряжение, получить определенный опыт
взаимодействия с другими, в чем-то непохожими детьми, и принять
друг друга. Это является одной из важнейших составляющих
толерантного общества. Песочная терапия помогает определить виды
взаимоотношений в группе и корректировать их.
Игры с песком - одна из форм
естественной деятельности ребенка. Песок-природный материал, очень
пластичный инструмент для творчества. Он позволяет работать с собой
каждому, даже тому, кто не обладает особым художественным даром,
боится оценки и отказывается рисовать. Работа с песком учит ребенка
терпению.
Создавая композиции из песка,
придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребенка
форме можем передать ему наши знания и жизненный опыт, основы
законов окружающего мира.
Итак, предлагаем ребенку построить
собственную социальную среду-свой мир. Проиграть, «прожить», решить
проблемы (индивидуально) и научить взаимодействию со сверстниками и
принятию друг друга (в группе).
В игре с песком все возможно.
Проигрывая проблемные ситуации с помощью маленьких фигурок,
создавая картину из песка, ребенок освобождается от напряжения и
подсознательно находит для себя те ответы, которые сложно получить
от взрослых. У взрослых появляется уникальная возможность увидеть
внутренний мир ребенка «здесь и сейчас», в проигрывании различных
ситуаций с героями песочных игр осуществляется переход
воображаемого в реальное и наоборот. Уникальность песочной терапии
позволяет делать видимым то, что не имеет словесных форм для своего
отражения. Ребенок не просто предлагает выход из ситуации, но и
реально проживает ее с помощью миниатюрных фигурок.
Начиная работу с группой детей,
прежде всего, необходимо создать естественную обстановку, в которой
каждый ребенок чувствовал бы себя комфортно и защищённым. Задачи
должны соответствовать возможностям всех детей (группа может
состоять из 2-4 человек), инструкция подается в сказочной форме. Во
время работы мы поощряем фантазию и творческий подход, исключая
негативную оценку действий, идей, результатов.
Расположив детей у поддона с песком,
предложить им руками прикоснуться, взаимодействовать с песком: «Что
вы чувствуете, прикасаясь к песку?». Это упражнение стабилизирует
эмоциональное состояние и имеет большое значение для развития
психики ребенка.
Поддон с песком имеет ограниченный
размер. Благодаря этому дети могут не только отразить свои
переживания, но и достичь интеграции и вступить в невербальное
взаимодействие с другими участниками игры.
Можно увидеть как в песочных играх у
детей «включается» механизм естественной регуляции взаимодействия.
Так формируется эмпатия - способность понимать ближнего и
сопереживать ему.
Развитие толерантного отношения к
людям с ограниченными возможностями здоровья - это одна из
приоритетных задач дефектолога в условиях инклюзивного образования.
Проблема очень похожа на каменный мяч: форма шара визуально очень
знакома каждому, но наполненность другая-мяч каменный,
отшлифованный временем и ладонями. И для того, чтобы его хоть
как-то сдвинуть с места, нужно приложить много усилий. Итак,
давайте начнем строить «свой мир» - ведь все в наших руках.