Роль аудирования на уроках обучения русскому
языку
Речевая деятельность, как утверждают ученые,
явление сложное. Прежде всего, оно связано с понятиями языковой
системы, речевого общения, речевого взаимодействия, деятельности
человека в целом.
Как известно, в современной методике обучения
второму языку все большее внимание уделяется вопросу рассмотрения
коммуникации в контексте человеческой деятельности. В процессе
коммуникации присутствует говорящий, слушающий или читающий,
пишущий. Отсюда деление основных видов речевой деятельности на
устные (слушание и говорение) и письменные (чтение и письмо). Также
следует отметить, что в общении ни один из указанных видов речевой
деятельности не существует отдельно, т.е. один дополняет другой.
Ошибочно было бы думать, что каждому умению можно было бы обучить в
отрыве от других видов речевой деятельности, т.е. коммуникативных
умений.
Коммуникация – это взаимодействие партнеров, в
нашем понимании учителя и ученика. Например, у говорящего всегда
есть намерение воздействовать на слушающего. В методике
преподавания второго языка термин «аудирование» используется
недавно, и противопоставлен другому термину, как «слушание». Если
слушание обозначает акустическое восприятие звукоряда, то понятие
аудирование включает процесс восприятия и понимания звучащей речи
[1]. Но они в совокупности обеспечивают возможность коммуникации на
иностранных языках.
В научной литературе термин аудирование был
введен американским социальным психологом Роджером Брауном во
второй половине ХХ века. На сегодняшний день существует много
работ, посвященных проблеме изучения аудирования. Н.Д. Гальскова,
Н.И. Гез, И.А. Зимняя, С.М. Никонова, Г.В. Рогова, Е.Н. Соловова,
А.А. Миролюбов, А.Н. Щукин и многие другие внесли большой вклад в
развитие не только аудирования, но и остальных видов речевой
деятельности. Если обратить внимание на характеристики аудирования,
то Н.Д. Гальскова определила этот вид речевой деятельности «как
сложную рецептивную мыслительно-мнемическую деятельность, связанную
с восприятием, пониманием и активной переработкой информации,
содержащейся в устном речевом сообщении» [2].
И.А. Зимняя выделила следующие характеристики
аудирования:
«а) аудирование реализует устное и
непосредственное общение;
б) оно является реактивным и рецептивным видом
речевой деятельности в процессе общения;
в) основная форма протекания аудирования –
внутренняя, неравномерная» [3].
Изучающие иностранный язык сталкиваются в
процессе аудирования с различными ситуациями, т.е. когда они
слушают новости по радио, телевидению и особенно из интернета,
лекции, рассказы, а также собеседника по
телефону.
Анализ научной литературы наглядно показал, что в
процессе занятий с использованием материалов из СМИ на втором языке
перед учащимися возникает множество трудностей в основном
лингвистического характера. С одной стороны, это отсутствие
языковой среды, с другой стороны, подход к воспринимаемому
сообщению, т.е. монологическая, диалогическая речь, способы
изложения мыслей различного характера. В процессе аудирования
обучающие иностранный язык получают и обрабатывают
информацию.
В книге «Общеевропейские компетенции владения
иностранным языком: Изучение, обучение, оценка» говорится, что
могут осуществляться следующие виды деятельности данного вида
речевой деятельности:
1) прослушивание объявлений по громкоговорителю
(информации, правил, предупреждений и др.);
2) прослушивание/просмотр радио- и телепрограмм,
записей, кинофильмов;
3) восприятие сообщения в аудитории (в театре, на
собрании, на лекции, на приеме и др.);
4) прослушивание случайных разговоров и
др.
Учащиеся слушают с определенной целью, чтобы
во-первых, понять суть, во-вторых, получить конкретную информацию,
в-третьих, понять детали, весь смысл высказывания [4]. Исходя из
вышесказанного, можно различать два вида аудирования, т.е. учебное
и коммуникативное.
Учебное аудирование выступает в качестве средства
обучения, а коммуникавное аудирование является целью обучения,
которое представляет собой сложное речевое умение понимать речь на
слух. В учебном процессе аудирование выступает как цель и как
средство. Аудирование как средство обучения мы можем использовать в
качестве способа организации учебного процесса, введения языкового
материала в устной форме и обучения другим видам речевой
деятельности, а также контроля и закрепления полученных знаний,
умений и навыков. Если обратить внимание на коммуникативное
аудирование, то оно нацеливается на восприятие и понимание устной
речи. Аудирование может быть, во-первых, с понимаем основного
содержания, во-вторых, с полным пониманием, в-третьих, с выборочным
извлечением информации, в-четвертых, с критической оценкой
полученной информации.
Для изучающих русский язык как второй, на наш
взгляд, является важным анализ аудирования с пониманием основного
содержания, с извлечением основной информации, т.е. ознакомительное
аудирование, которое представляет собой обработку смысла информации
аудиотекста. Здесь основная цель состоит в том, чтобы отделить
новое от известного, существенное от несущественного, закрепить в
памяти наиболее важные сведения. Учебные задания, нацеливающие на
этот вид аудирования и развивающие необходимые умения, включают в
себя прогнозирование содержания текста по заголовку перед
прослушиванием, определение темы и коммуникативного намерения
говорящего, перечисление основных фактов, ответы на вопросы по
основному содержанию, составление плана прослушанного, резюме и
аннотации.
Обучающиеся второму языку учащиеся должны
понимать простые информационные сообщения об обычных повседневных
вопросах и темах, таких, как: дом и ближайшее окружение,
повседневная жизнь, свободное время, развлечения, путешествия,
отношения с другими людьми, здоровье, образование, покупки, еда и
напитки, услуги, места, язык, погода.
Таким образом, в методике обучения второму языку
роль аудирования постепенно повышается. В настоящее время
необходимо обращать особое внимание вопросам обучения второму языку
как методической проблеме. Следует также рассматривать аудирование
более шире, чем слушание, потому что понятие аудирование включает
процесс не только восприятия, но и понимания звучащей
речи.
Список литературы
1. Азимов Э.Г. Новый словарь методических
терминов и понятий / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. – М.: Издательство
ИКАР, 2009. – С. 140.
2. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения
иностранным языкам: Пособие для учителя. – 2-е изд., перераб. и
доп. / Н.Д. Гальскова – М.: АРКТИ, 2003. – С.
192.
3. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным в
школе / И.А. Зимняя. – М.: Просвещение, 1991. – С.
160.
4. Общеевропейские компетенции владения
иностранным языком: Изучение, обучение, оценка. – Страсбург, 2001.
– С. 63.
Рашимова Айжан Асановна
учитель русского языка и
литературы
Туркестанская область,
Тюлькубасский район, село М.
Жаримбетова
ОСШ им. Асанбая Аскарова