Виды дифференцирования на
уроках истории.
Преподаватель
истории
Сексембаева
Г.М.
В настоящее время в области
образовании происходят значительные изменения. Предлагается иное
содержание, иные подходы, иной педагогический менталитет. Важнейшей
составляющей педагогического процесса становится
личностно-ориентированное взаимодействие учителя и ученика, но
актуальной задачей остается
повышение качества образования
и воспитания, прочное овладение основами наук, обеспечение более
высокого научного уровня преподавания каждого
предмета.
В психолого-педагогическом
плане образовательные технологии переходят от ориентации на
усредненного ученика к дифференцированным и индивидуализированным
программам обучения, которые призваны обеспечить специализацию
учебного процесса для различных групп
детей. Дифференциация обучения
является одним из эффективных средств оказания воздействия на
личность и формирования ценностных ориентаций учащихся. Но для
начала дадим определение понятию
дифференциация.
В словаре иностранных слов
дифференциация рассматривается как разделение, расчленение,
расслоение целого на части, формы и
ступени.
Дифференциация — это
преподавание одного и того же материала всем учащимся с
использованием различных учебных стратегий, и это требует от
учителя особого творческого подхода в составлении заданий разного
уровня сложности в зависимости от способностей каждого
ученика.
Дифференциация
обучения – это технология обучения,
которая ставит своей целью создания оптимальных условий для
выявления задатков, развития интересов и
способностей обучающихся. Дифференциация обучения и воспитания
основана на различии особенностей личности ученика, его
способностей, интересов, склонностей, готовности к образованию. Она
должна быть гибкой и подвижной, позволяющей учителю в процессе
обучения подходить индивидуально к каждому ученику и способствовать
общей активизации класса. Постоянное осуществление на всех этапах
учебного процесса "единства требований" ко всем учащимся без учета
особенностей их индивидуально-психологического развития тормозит их
нормальное обучение, становится причиной отсутствия учебных
интересов.
Дифференцирование учебной
деятельности с одной стороны учитывает уровень умственного
развития, психологические особенности учащихся,
абстрактно-логический тип мышления. С другой стороны — во внимание
принимается индивидуальные запросы личности, ее возможности и
интересы в конкретной образовательной
области.
Отсюда следуют выделить
распространенные виды и формы дифференцирования в учебном
процессе.
Виды
дифференциации:
1) по уровню
творчества
2) по уровню
трудности
3) по объёму учебного
материала
4) степени самостоятельности
учащихся.
5) по характеру помощи
учащимся
6) по
индивидуально-физиологическим
особенностям
7) по степени
обученности
8) по специальным
способностям
9) по познавательным
способностям
Основные формы
дифференциации:
Дифференциации по
психологическим особенностям
личности- это учет особенностей
познавательных процессов учащихся (память, мышление,
внимание)
Дифференциация по
обученности — это формирование классов по
успеваемости.
Дифференциация по
специальным особенностям –
это деление по
коммуникативным, музыкальным, познавательным
способностям.
Дифференциация по
склонностям и интересам учащихся.
Она проявляется в выполненных
творческих или любых по формату задании соответствующих интересам и
тематике.
Первостепенной задачей
современного учителя является формирование коммуникативной
компетенции в процессе обучении
истории.
Историю изучают ученики с
различными умственными способностями, различными природными
данными, разными интересами. Отсюда делаем вывод, что одной из
актуальных проблем методики преподавания является
дифференцированный подход в
обучении.
Использование данных видов и
форм позволяет разнообразить учебный процесс, что повышает качество
и интерес изучения предмета. Дифференциация в обучении позволяет
учитывать личностные качества каждого учащегося и ориентироваться
на личностную индивидуализацию в процессе
обучения.
Дифференциация в обучении
теснейшим образом связана с индивидуализацией
обучаемых.
Личностная индивидуализация в
обучении учитывает:
1. Контекст деятельности
обучаемого;
2. Жизненный опыт
ученика;
3. Сферу интересов,
желаний, склонностей;
4. Собственное
мировоззрение;
5. Эмоционально-чувственную
сферу;
6. Статус личности в
коллективе (популярность учащегося среди товарищей, взаимные
симпатии для нахождения речевых партнеров, назначение ведущего в
речевых группах).
В
заключении хочется подытожить, что
основными задачами дифференцированного подхода в процессе освоения
знаний по истории – это удовлетворение познавательных потребностей
и сильных и слабых учащихся с учетом их индивидуальной
подготовленности, индивидуальных качеств каждого. А так же
дифференцированное обучение
детей каждой индивидуально-типологической группы позволяет
достигать более высокого уровня развития внимания, восприятия,
памяти и мышления школьников. Это повышает активность ребёнка на
уроке, его интерес к предмету, стремление к самостоятельной
работе.
Список использованной
литературы:
-
Вяземский Е. Е., Стрелова О.
Ю. Методические рекомендации учителю истории: Основы
профессионального мастерства. – М.,
2000.
-
Осмоловская И. М. Как
организовать дифференцированное обучение. - М.; Сентябрь,
2002.
-
Якиманская И.С.
Личностно-ориентированное обучение в современной школе. — М.,
1996.г.;
-
Новикова Л. И.,
Дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения.
«Начальная школа», № 1, 2002
г.;
-
Полат Е.С., Разноуровневое
обучение, № 6, стр. 6, 2000
г.;