Байкина Лаззат
Токмагамбетовна
Учитель английского
языка
КГУ «Общеобразовательная школа
№22 отдела образования города Костаная» Управления образования
акимата Костанайской области
Сетевое сообщество как эффективная форма повышения
профессионального мастерства в интернет –
пространстве.
Информатизация образования в значительной мере связана с
приобщением педагогов к применению информационно-коммуникационных
технологий как для обучения и воспитания обучающихся, так и для
собственного профессионального развития, которое должно влиять не
только на совершенствование мастерства педагога, но и
способствовать его развитию в социуме. Традиционная методическая
работа не может в полной мере обеспечивать сегодня «новому учителю»
необходимую и достаточную поддержку. В условиях модернизации
становится значимым создание современной системы методической
работы, в основе которой – ИКТ, сетевой
ресурс.
Интенсивное развитие информационных технологий меняет
современный мир, меняются формы общения людей. Электронная почта,
факсимильная и сотовая связь позволяют в считанные секунды получить
или отправить информацию с любой точки земного шара. Люди
становятся ближе друг к другу, характер взаимоотношений меняется:
ускоряется процесс обсуждения и принятия решений по многим
вопросам, расширяется круг заинтересованных лиц. Интернет с его
возможностями общения по электронной почте, участия в чатах,
форумах, тематических видеоконференциях, семинарах способствует
виртуальному объединению групп людей по интересам. В сети создаются
профессиональные объединения и сообщества. Сетевое сообщество
обозначает сообщество людей, общающихся между собой при помощи сети
Интернет.
Задача
сетевого сообщества - организовать дистанционное взаимодействие
всех участников образовательного процесса – администраторов
образовательных учреждений, учителей-предметников, библиотекарей, а
также обучающихся. При создании необходимых условий все участники
сетевого сообщества будут выступать в роли партнеров. Совместная
деятельность в сетевых сообществах призвана приучить людей разного
поколения думать и действовать при помощи сети.
Важное
направление профессиональной деятельности преподавателей в
сети – это, прежде всего, деятельность, направленная на развитие
интереса к предмету, на развитие их мышления, творчества,
коллективизма. Роль преподавателя в организации учебной
деятельности обучающихся в сети очень велика. Преподаватель
организует своих обучающихся для участия в дистанционных
олимпиадах, викторинах, конкурсах и направляет деятельность
обучающихся в телекоммуникационных проектах.
Среда современных сетевых
сервисов дает возможность создавать учебные ситуации, в которых
обучающиеся могут естественным образом осваивать и компетентности,
необходимые в XXI веке. В ходе сетевого взаимодействия возможно
создание, совершенствование и расширение спектра образовательных
услуг. Существующие интернет -технологии позволяют преподавателю
оперативно получать необходимую информацию, размещенную, в том
числе и на сайтах образовательного назначения.
Не менее важное направление
профессиональной деятельности преподавателей в сети – это
деятельность, направленная на самих
преподавателей,
на их
самообразование, деятельность, связанную с повышением
квалификации.
В созданных в настоящее время
сообществах педагогов отражены все сферы деятельности преподавателя
в реальности – методическая подготовка к урокам, решение
педагогических ситуаций, консультации профессионалов,
самообразование, участие в Интернет – конкурсах, проведение
методических семинаров.
Среда сетевых сообществ дает
нам возможность обмениваться опытом с коллегами посредством
электронной почты, web – конференции, форумов и чатов, помогает нам
думать по-новому и воспитывать в себе толерантность, критическое и
экологическое мышление. Здесь можно получить адекватную оценку
своих материалов и своей профессиональной деятельности без
предвзятостей, предубеждений. А это очень мощная психологическая
поддержка, способствующая профессиональному росту. Ведь не секрет,
преподавателю самому нужна мотивация. И работа в глобальной сети
является мощным стимулом для творческого подхода к обучению,
самосовершенствованию, повышению квалификации.
Идеи профессионального
сетевого взаимодействия преподавателей как средства личностного
роста, развития способностей, раскрытия индивидуальности,
становления профессионализма педагога согласуются с идеями
личностно-ориентированного подхода в образовании.
Сетевое взаимодействие
проявляется в различных формах сетевой активности педагогов:
создание образовательных сайтов в сети Интернет, совместная
реализация программы повышения квалификации, представление
инновационного опыта в сети, он-лайн общение и взаимодействие в
профессиональных сетевых сообществах разного
уровня.
Таким образом, участие в
сетевых сообществах дает нам возможность:
-
поделиться своим бесценным опытом в организации проектной
деятельности детей (опубликовать и распространить
его);
-
получить
консультации по вопросам организации групповой работы детей в
Интернете и использованию сетевых сервисов;
-
создать копилку
профессиональных находок;
-
принять
участие в семинарах, мастер-классах, дистанционных консультациях и
тренингах по проблематике сообщества;
-
расширить круг
профессионального общения;
-
обсудить
возникающие профессиональные вопросы и проблемы;
-
поделиться своим мнением, интересными новостями, высказать
пожелания, что не исключает горячих споров по интересующим
собеседников вопросам;
-
повысить
уровень самообразования, обучаясь в мастер-классах различного
направления, в том числе изучение новейших информационно
–коммуникативных технологий, для практического
применения.
Профессиональные сообщества
предполагают не просто пассивный просмотр материалов и ресурсов, а
активное общение на профессиональной почве. Внутри сообщества
единомышленников создана плодородная почва для профессионального
самосовершенствования и роста педагога, для совместного, а значит,
более объективного, обсуждения и решения возникающих ежедневно
педагогических проблем. Начинающие педагоги могут получить
квалифицированную практическую помощь, а опытные педагоги –
поделиться своими наработками, идеями и широко проявить себя в
различных проектах и конкурсах, инициированных
сообществом.
Итак, подводя итог, хочу
выразить, думаю, общее мнение о роли сетевого профессионального
сообщества в системе повышения профессионального мастерства
педагога: чем активнее каждый педагог будет работать в сети, чем
быстрее он станет «сетевым учителем», тем дальше мы продвинемся по
пути создания единого педагогического
информационно-коммуникативного пространства. Создадим условия
внедрения лучшего из достижений и находок коллег в повседневность
обучения и воспитания. Это и есть самая реальная точка роста
модернизируемого общества на современном этапе.
Литература