Город Караганда
КГКП «Ясли сад «Ақбота»
Каргашинская Елена
Михайловна
Особенности игровой деятельности детей с
расстройством аутистического спектра.
Игровая деятельность существенно определяет
психическое развитие ребенка на всем протяжении его детства,
особенно в дошкольном возрасте, когда на первый план выступает
сюжетно – ролевая игра. Дети с чертами аутизма ни на одном
возрастном этапе не играют со сверстниками в сюжетные игры, не
принимают социальных ролей и не воспроизводят в играх ситуации,
отражающие реальные жизненные отношения: профессиональные, семейные
и др. Интерес и склонность к воспроизведению такого рода
взаимоотношений у них отсутствует.
Недостаточная социальная направленность,
порождаемая аутизмом, у этих детей проявляется в отсутствии
интереса не только к ролевым играм, но и к просмотру кинофильмов и
телепередач, отражающих межличностные отношения.
Развитие сюжетно-ролевой игры аутичного ребенка
отличается рядом особенностей. Во-первых, обычно без специальной
организации такая игра не возникает. Требуется обучение и создание
особых условий для игр. Однако даже после специального обучения еще
очень долго присутствуют лишь свернутые игровые действия – вот
ребенок бегает по квартире с пузырьком; увидев мишку, быстро
закапывает ему «капли» в нос, озвучив это действие: «Закапать нос»,
и бежит дальше; бросает в таз с водой кукол со словами «Бассейн –
плавать», после чего принимается переливать воду в
бутылку.
Во-вторых, развивается сюжетно-ролевая игра очень
постепенно, и в своем развитии должна пройти несколько
последовательных этапов. Игра с другими детьми, как обычно
происходит в норме, сперва недоступна аутичному ребенку. На
начальном этапе специального обучения с ребенком играет взрослый. И
лишь после долгой и кропотливой работы можно подключать ребенка к
играм других детей. При этом ситуация организованного
взаимодействия должна быть максимально комфортна для ребенка:
знакомая обстановка, знакомые дети.
Кроме сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте
для детей с аутистическими симптомами так же важны и другие виды
игр.
1. Каждый вид игры имеет свою основную
задачу:
-
стереотипная игра ребенка – основа взаимодействия
с ним; также она дает возможность переключения, если поведение
ребенка выходит из-под контроля;
-
сенсорные игры дают новую чувственную информацию,
переживание приятных эмоций и создают возможность установления
контакта с ребенком;
-
терапевтические игры позволяют снять внутреннее
напряжение, выплеснуть негативные эмоции, выявить скрытые страхи и
в целом являются первым шагом ребенка к контролю над собственным
поведением;
-
психодрама – способ борьбы со страхами и
избавления от них;
-
совместное рисование дает замечательные
возможности для проявления аутичным ребенком активности, для
развития его представлений об окружающем.
2. Игры вводятся в занятия в определенной
последовательности. Построение взаимодействия с аутичным ребенком
основывается на его стереотипной игре. Далее вводятся сенсорные
игры. В процессе сенсорных игр возникают терапевтические игры,
которые могут вылиться в проигрывание психодрамы. На этапе, когда с
ребенком уже налажен тесный эмоциональный контакт, можно
использовать совместное рисование.
В дальнейшем на разных занятиях используются вы
виды игр попеременно. При этом выбор игры часто зависит не только
от целей, которые поставил педагог, но и от того, как протекает
занятие, от реакций ребенка. Это требует гибкости в использовании
различных игр.
3. Все игры взаимосвязаны между собой и свободно
«перетекают» одна в другую. Игры развиваются в тесной взаимосвязи.
Так, в ходе сенсорной игры может возникнуть игра терапевтическая. В
этом случае спокойная игра перерастает в бурное выплескивание
эмоций. Точно так же она может вернуться в прежнее спокойное
русло.В терапевтической игре выявляются старые, скрытые страхи
ребенка, что тут же может вылиться в разыгрывание психодрамы.
Сдругой стороны, чтобы не допустить перевозбуждения ребенка во
время терапевтической игры или психодрамы, в нужный момент у нас
есть возможность переключить его на воспроизведение действий его
стереотипной игры или предложить полюбившуюся сенсорную игру. Кроме
этого, возможно развитие одного и того же игрового сюжета в разных
видах игр.
4. Для всех видов игр характерны общие
закономерности:
-
повторяемость;
-
путь «от ребенка»: недопустимо навязывать ребенку
игру, это бесполезно и даже вредно;
-
игра достигнет своей цели лишь в случае, если
ребенок сам захотел в нее поиграть;
-
каждая игра требует развития внутри себя –
введения новых элементов сюжета и действующих лиц, использование
различных приемов и методов.
Список использованной
литературы
-
Карвасарская Е. Осознанный аутизм, или Мне не
хватает свободы / Е.Карвасарская. – М.: Издательство: Генезис, 2010
г.
-
Епифанцева Т. Б. Настольная книга
педагога-дефектолога/ Т. Б. Епифанцева – Ростов н/Д: Феникс, 2007
г.
-
Никольская О.С. Аутичный ребенок. Пути помощи /
О.С.Никольская, Е.Р.Баенская, М.М. Либлинг. – М.:Издательство:
Теревинф, 2005г.
-
Никольская О.С. Дети и подростки с аутизмом.
Психологическое сопровождение /О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М.
Либлинг, И.А. Костин, М.Ю. Веденина, А.В. Аршатский, О. С.
Аршатская – М.: Издательство: Теревинф, 2005г.
-
Мамайчук И.И. Помощь психолога детям с аутизмом.
– СПб.: Речь,2007 г.
-
Основы специальной психологии/под ред. Кузнецовой
Л.В., Москва, Академия, 2005 г.