Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Субъектная позиция участников образовательного процесса в условиях модернизации системы образования РК.docxДокладСубъектная позици
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
«Субъектная позиция участников образовательного процесса в условиях модернизации системы образования РК»
Научно – практическая конференция педагогов
г. Усть – Каменогорск
Мухаметжанова Ляззат Турсунбековна
«Лицей № 44 имени Оралхана Бокея»КГУ
Акимата города Усть - Каменогорск
Тема доклада: «Позиционирование человека как во внутреннее поле ценностей и смыслов, так и во внешнее поле реального действования»
«Субъектная позиция по отношению к учебной деятельности» зачем нам это нужно сегодня? Почему новые стандарты так серьезно требуют от педагога и ученика выработки в себе и обязательного осуществления именно субъектной позиции в работе?
Чарльз Диккенс — английский писатель, один из
величайших англоязычных прозаиков XIX века, гуманист, классик
мировой литературы утверждает: «Человек не может по-настоящему
усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться
другим»
Согласно определению С.И. Ожегова, сообщество является объединением
людей, народов, государств, имеющих общие интересы и цели
Совместная деятельность людей, имеющих общие профессиональные
интересы, благотворным образом влияет не только на профессиональную
среду конкретного образовательного учреждения, но и на возможность
саморазвития каждого учителя, движение его вперед, достижение
значимых целей в направлении личностного и творческого роста. Одной
из основных целей современной системы образования должно стать
формирование субъектной позиции личности. В чем суть вопроса?
Субъект – это индивид, обладающий сознательной творческой
активностью и свободой в преобразовании себя и окружающей
действительности. Применительно к учителю и ученику: субъект – этот
тот, кто ставит перед собой цели, сам ищет способы их реализации и
осуществляет их, сам оценивает результаты. Если еще проще, то
субъект сам планирует, осуществляет и анализирует свою работу,
ничего ни у кого не списывая, ни на кого не кивая, сам себя
мотивирует и несет ответственность и за то, что и как делает, и за
результаты. Учитель (и ученик), если он субъект, всегда активен,
что означает способность к инициативным действиям, имеющим
побудительную причину (мотив) в самом себе.
Проблема субъектности, несмотря на очевидно фундаментальный характер, имеет не менее явные прикладные аспекты. Одним из них является необходимость создания условий для обретения субъектности учащимися, как предпосылки успешности их образовательной и предстоящей профессиональной деятельности. Учитывая эти внешние и внутренние вызовы, система образования проходит период глубокой и поэтапной стратегической модернизации. И так как ядром и основой образовательного процесса является учебно-воспитательный процесс, его перестройка всегда играет ключевую роль. Модернизация должна затронуть все уровни образовательного процесса и особенно среднее и высшее. Начальная школа в Казахстане, как и в других постсоветских странах отличается традиционного высоким качеством, является одной из ведущих и заслужено. Основная работа по модернизации ведется в среднем образовании, которая характеризуется следующими направлениями: развитие функциональной грамотности учащихся: в Казахстане впервые на постсоветском пространстве разработан план , который предусматривает развитие у школьников навыков компетентности, способности успешно применять полученные знания в реальной жизненной ситуации; пилотное апробирование электронного обучения. Переход на 12-летнее обучение;
внедрение английского языка в образовательный процесс по всем уровням от школы до университетов.
Воспитательная работа, в рамках Национального плана, направленного на формирование в общеобразовательных школах интеллектуального, физически и духовно развитого гражданина Республики Казахстан, способного творчески мыслить, уметь выбирать профессиональный путь и готового обучаться в течение всей жизни. Таким образом, субъектная позиция личности включает внутреннюю и внешнюю составляющие, позиционирование человека как во внутреннее поле ценностей и смыслов, так и во внешнее поле реального действования, тогда как субъектность — это особый психологический механизм самоопределения личности через самосознание, диалог с другими людьми, окружающим миром. По моему мнению, субъектная позиция есть проявление через внутреннюю и внешнюю активность субъектности личности. В этом случае субъектная позиция будет рассматриваться как возможность реализовывать личностью собственную субъектность во взаимодействии с окружающим миром. Субъектная позиция не является чем-то фиксированным, неспособным к изменениям. Под воздействием внутренних (развитие высших потребностей, развитие личности) и внешних факторов (вызовы внешней среды, педагогическое воздействие) она может развиваться. Развитие субъектной позиции личности является одной из основных задач современного профессионального образования.
Главным центром и транслятором модернизации школьного процесса обучения являются «Назарбаев Интеллектуальные школы». На их базе отрабатываются нововведения, основанные на успешном международном опыте.
Следует отметить, что для реализации современной модели образования разработана Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2011-2020 годы, приоритетным направлением которой является разработка, внедрение и распространение инновационных образовательных проектов. Инновационные образовательные проекты способствуют формированию новых критериев, принципов и подходов для модернизации всей системы образования, обеспечивая ее гармоничное развитие.
Почему новые стандарты так серьез- но требуют от педагога и ученика выработки в себе и обязательного осуществления именно субъектной позиции в работе? В чем суть вопроса? Субъект – это индивид, обладающий сознательной творческой активностью и свободой в преобразовании себя и окружающей действительности. Применительно к учителю и ученику: субъект – этот тот, кто ставит перед собой цели, сам ищет способы их реализации и осуществляет их, сам оценивает результаты. Если еще проще, то субъект сам 2 планирует, осуществляет и анализирует свою работу, ничего ни у кого не списывая, ни на кого не кивая, сам себя мотивирует и несет ответственность и за то, что и как дела- ет, и за результаты. Учитель (и ученик), если он субъект, всегда активен, что означает способность к инициативным действиям, имеющим побудительную причину (мотив) в самом себе.
2. Провести теоретический анализ в отечественной и зарубежной литературы по проблеме отношения к учебной деятельности (становления субъектной позиции) в условиях модернизации системы образования РК
У каждой страны свое видение системы школьного образования. Кто в этом вопросе был прав — покажет время.
Системы школьного образования Беларуси, Казахстана и России – преемницы советской системы. Портал EurasiaNet.org проанализировал, как эти страны видят будущее своих школ и выпускников. Основное отличие, по мнению автора, в том, что Россия и Беларусь смотрят на советский опыт, как на идеал, а Казахстан строит новую систему школьного образования, учитывающую современную мировую практику. Образование в Казахстане — непрерывный процесс воспитания и обучения, осуществляемый в целях нравственного, интеллектуального, культурного, физического развития и формирования профессиональной компетентности.
Выделяют этапы развития образовательной системы в независимом Казахстане.
(1991—1994 гг.) — Становление законодательной и нормативной правовой базы высшего образования.
(1995—1998 гг.) — Модернизация системы высшего образования, обновление её содержания (Реформирование высшего образования в республике наиболее интенсивно стало проводиться с 1995 года[2].).
(1999—2000 гг.) — Децентрализация управления и финансирования образования, расширение академических свобод организаций образования.
(2001—2007 гг.) — Стратегическое развитие системы высшего и среднего образования.
(2005—2010 годы) — поиски оптимальных путей адаптации системы высшего образования к условиям рыночной экономики.
Общие черты и различия
Структурно и организационно системы школьного образования Беларуси, Казахстана и России схожи. Среднее общее образование состоит из трех ступеней: начальной (1-4 классы), основной (5-9 классы) и старшей (10-11 классы) школы.
И это почти все, что их сближает
В России кроме средних школ существуют гимназии и лицеи с профильным обучением. До недавнего времени были они и в Беларуси, но новый министр образования Игорь Карпенко выступил с инициативой оставить профильное обучение только в старших классах, поэтому учебные программы гимназии и средней школы сейчас не будут отличаться. В Казахстане создали «Назарбаев Интеллектуальные школы» — экспериментальные образовательные учреждения нового типа,
ориентированные на модернизацию системы школьного образования.
В Беларуси планировался перевод среднего образования на 12-летнее обучение, однако в 2008 году вернулись к 11-летнему, чтобы, как сказал президент страны Александр Лукашенко, «прекратить затратные эксперименты и возвратиться к той школе, которую мы все хорошо знали». Казахстан сейчас переходит к 12-летнему обучению, но как раз для того, чтобы сократить расходы высшей школы, так как введение 12-го класса позволит сократить количество общеобразовательных программ в ВУЗах.
Все три страны заканчивают обучение едиными государственными экзаменами, которые имеют разные названия в каждой стране, но по сути первоначально были организованы схоже. Изменения последних лет в Беларуси и России обозначили отличия. Чиновники в Беларуси говорят о необходимости оценки тестов учащихся с точки зрения логики предложенного решения или вывода, а также изучения личностного и социального развития выпускника. В России вносят изменения в устную часть экзамена по русскому языку, окончательный формат которого пока не утвержден, а также убирают тестовые задания из экзаменов по всем предметам, кроме иностранного языка. А Казахстан принципиально меняет систему оценки. Теперь, по словам министра образования Ерлана Сагадиева, она будет двигаться в сторону интеграционных тестов System Integration Test, которые позволяют определить интеллектуальный уровень и потенциал выпускника.
Все три страны активно обсуждают внедрение базового учебника, правда, ожидания у каждой из стран от этого учебника разные. Все рассматривают проблему чрезмерной загруженности учителей и обсуждают возможность повышения заработка педагогам, но делают это тоже по-разному.
В США в средней школе также начинается разделение
учеников на обыкновенные и продвинутые потоки. Ученики, которые
учатся лучше других по данному предмету, могут учиться в
продвинутом («почётном») классе, где быстрее проходят материал и
задают больше домашних заданий. В последнее время такие классы,
особенно по гуманитарным дисциплинам, в некоторых местах
упразднены: критики считают, что изолирование хорошо успевающих
учеников не дает плохо успевающим подтягиваться.
Отметки, как в школе, так и в вузах, выдаются по системе A/B/C/D/F,
где A — лучшая отметка, F — неудовлетворительно, а D может
считаться удовлетворительно или неудовлетворительно в зависимости
от обстоятельств. Ко всем отметкам, кроме F, может приставляться
«+» или «−». В некоторых школах не существует оценок А+ и D−. Из
этих отметок вычисляется среднее (англ. grade point average, сокр.
GPA), в котором A считается за 4, B — за 3, и так далее. Отметки за
продвинутые классы в школе часто поднимаются на очко, то есть A
считается за 5, и так далее. В отличие от США, где номер класса
обычно постепенно инкрементально возрастает с 1 до 12, в Южной
Корее номер класса каждый раз начинает считаться с одного при
поступлению в начальную, среднюю и высшую школы. Чтобы провести
различия между ними, номер класса обычно указывается вместе с
уровнем образовательной ступени. К примеру, первый класс средней
школы будет называться как «Первый класс средней школы»,
«чунгхаккьо иль хакнён».
По-корейски средняя школа называется «чунхакё», что дословно
обозначает «средняя школа». В корейской средней школе 3 класса.
Большинство учеников поступают в неё в возрасте 12 лет и
заканчивают, соответственно, к 15 годам (по западным меркам). Эти
три года соответствуют примерно 7-9 классам североамериканской и 2
и 4 классам (form) британской образовательных систем.
По сравнению с начальной, южнокорейская средняя школа предъявляет
гораздо более высокие требования к своим учащимся. Почти всегда
строго регулируются форма одежды и прически, как и многие другие
аспекты жизни ученика. Как и в начальной школе, школьники проводят
большую часть дня в одном классе со своими одноклассниками; однако
каждый предмет преподается своим учителем. Учителя переходят из
класса в класс и только у некоторых из них, исключая тех, кто
преподает «специальные» предметы, имеют свою аудиторию, куда
ученики ходят сами. Классные руководители играют очень важную роль
в жизни учеников и имеют существенно больший авторитет, чем их
американские коллеги.
У учеников в средней школе по шесть уроков в день, которым обычно
предшествует особенный блок времени ранним утром, а также седьмой
урок, особенный для каждой специализации.
В Финляндии почти все средние школы являются государственными, а
обучение бесплатное. Стойт заметить, что в этой стране
категорически отвергают идею конкуренции между школами, их не
ранжируют по успеваемости учащихся. Директоры финских школ не
лишаются работы из-за результатов национальных тестов. Казалось бы,
где тут можно говорить о конкуренции и частном интересе? Однако при
ближайшем рассмотрении обнаруживается, что конкуренция, частный
интерес, личная инициатива и ответственность являются одними из
главных факторов успеха финской системы среднего
образования.
Мощная созидательная сила конкуренции, личной и предпринимательской инициативы реализованы в финской системе среднего образования в следующих аспектах:
- В отсутствии государственной монополии на методику преподавания
В Финляндии нет единых государственных учебников, единых методик обучения. Правительство через «Основы учебного плана» устанавливает минимальные требования к знаниям учащихся по тем или иным дисциплинам. Каким образом эти знания будут даны учащимся, решают сами школы и преподаватели. Различные методики и учебные пособия разрабатываются частными структурами, наравне с государственными. Целый ряд частных издательств зарабатывает на выпуске школьных учебных пособий. В конкуренции среди учителей
Профессия учителя в Финляндии является одной из самых престижных. Конкурс при поступлении на учительскую специальность в Финляндии достигает десяти человек на место. В ходе обучения среди студентов осуществляется жесткий многоступенчатый отбор; студенты, непригодные к профессии учителя, безжалостно отсеиваются. Все учителя средних школ должны обладать степенью магистра. Финские учителя ежегодно заключают годовые трудовые контракты со школами. Если администрация школы или родители недовольны работой учителя, контракт не продлевается. В качестве стимулов к выбору профессии учителя - высокая зарплата (выше средней зарплаты по стране), отсутствие административного контроля, свобода в методике преподавания, высокий социальный статус. Быть учителем в Финляндии действительно почетно и престижно.
В Казахстанской системе образования ни о какой конкуренции, частном интересе, личной инициативе и ответственности говорить пока не приходится. Министерство образования через обязательные поурочные учебные планы и единые государственные учебные пособия лишило школы и учителей какой-либо творческой инициативы в формировании актуальных учебных программ и выборе лучших методик преподавания. Озвученные недавно планы по реформе среднего образования в целом разумны и их можно только приветствовать. Однако они не устраняют главных проблем казахстанского среднего образования – абсолютной монополии государства на процесс и методику преподавания, бюрократического управления школами, низкого статуса профессии учителя. Без решения этих узловых вопросов любая, самая содержательная реформа будет выхолощена и ее реализация пройдет только на бумаге. Как писал классик, «всякая монополия порождает стремление к застою и загниванию». И наш случай не является исключением. Отсюда и появляется понимание решающего фактора, способного сделать реформы в среднем образовании успешными – необходима комплексная система мер, направленная на поощрение конкуренции, частного интереса, личной инициативы и ответственности в следующих областях:- создание программ, учебных пособий и методик;- управление школами;- создание стимулов для преподавательских кадров, их обучение и отбор. Финская система среднего образования дает нам прекрасный пример, как это можно реализовать на практике. Что касается Казахстана , то, повторюсь, ни одна из сложившихся в мире систем нам не подходит без адаптации. Строя новую школу для страны, нужно будет комбинировать решения со всех концов мира.