Пояснительная записка
В
развивающей образовательной среде особое место должна занять
культуролого-личностная подготовка учащихся, которая
имеет целью приобщить детей овладению национальными и
общечеловеческими ценностями, к осознанию той культуры, того
социального опыта, который выработало
человечество.
Эффективным средством для достижения этой цели в
работе с детьми может служить сказка. В
ней зашифрован в форме метафоры жизненный опыт многих
предшествующих поколений, традиций разных народов, многогранность и
многоуровневость хранимой информации.
Программа занятий по интересам
«В гостях у сказки сказки»
выступает в качестве вариативного
компонента.
Сказочные истории, складывающиеся в
разных культурах,
имеют свои оттенки и отличительные черты, но обладают общим
свойством: в них заложен высокий нравственный
потенциал,
объединяющий все нации и культуры.
РЕЦЕНЗИЯ
Сказка дает философское осмысление
действительности, активизирует мышление, чувства, психологические
состояния детей. Она адресована живому, творческому,
созидательному, открытому детскому началу в человеке, способствует
его личностному развитию. Воспринимая и осмысливая сказку, ребенок
«впитывает» стили взаимоотношений и модели поведения людей.
Пережитые им события сказки косвенно приобретают значимый для него
жизненный опыт.Знание сказок –
это постижение и освоение культурных традиций, духовных ценностей,
жизни определенных народов, что определяет выбор учебного материала
(художественная сказка – народная и авторская), это и процесс
поиска смысла содержания, образов сказок, расшифровка знаний о мире
и системе взаимоотношений в нем, образование связи между сказочными
событиями и поведением в реальной жизни, перенос сказочных смыслов
в реальность.
При
отборе художественных сказок – народных и авторских – учитываются
следующие их особенности: идейно-эстетические качества
произведений, занимательность, доступность текстов данному
возрасту, национально-культурная особенность
материала.
Ожидаемый
результат
Воспитанники будут иметь
:
-
четкие представления и понятия о жанре сказка (народная,
литературная и их специфика);
-
анализировать под руководством учителя не только идейное, но и
художественное своеобразие сказок разных народов и тот жизненный
опыт, который в них заложен;
-
осознавать причинно-следственные связи в развитии
сюжета;
-
понимать роль каждого персонажа в развивающемся
событии;
-
понимать, что одно и то же событие, ситуации могут иметь несколько
значений и смыслов;
Воспитанники будут уметь
:
-
видеть прямую и скрытую мотивацию поступков героя сказки, общую
направленность его действий (он созидатель или разрушитель по
отношению к окружающему миру, другим героям);
-
осознавать, какие тенденции, уроки, способы поведения несет в себе
каждый герой сказки, какую эмоциональную реакцию вызывает у героя
определенная ситуация и почему;
-
предвидеть в каких жизненных ситуациях пригодится то, что узнали из
сказок;
-
осознавать то, что каждая сказочная ситуация – некий жизненный
урок;
-
применять полученный нравственный опыт в жизненных
ситуациях.
Цель предусматривает решение следующих
задач:
-
овладение социальным и нравственным опытом, представленным в
сказках разных народов и авторских произведениях;
-
приобретение нового жизненного опыта и проявление нравственных
качеств на новом уровне (любви и уважения в семье, милосердия,
доброты, чуткости, сострадания, чувства долга, трудолюбия и
т.д.);
-
обогащение эмоционально-ценностной сферы младших школьников, их
представлений о мире и природе;
-
развитие индивидуальности личности, ее творческой активности,
самостоятельности, критичности мышления;
-
расширение и углубление представлений и понятий о сказке как
литературном жанре;
-
развитие читательского интереса;
-
создание условий для формирования потребности в самостоятельном
чтении художественных произведений.
Содержание и структура
программы:
1.
Ритуал «входа» в сказку (создание настроения на совместную
работу).
2.
Видение сказки через зрительные, слуховые и осязательные
ощущения.
3.
Расширение и углубление представлений и понятий.
4.
Закрепление (приобретение нового опыта, прогнозирование проявления
нового уровня качеств личности).
5.
Интеграция (связь нового опыта с реальной
жизнью).
6.
Резюмирование (обобщение приобретенного опыта).
7.
Ритуал «выхода» из сказки (проигрывание ситуаций, в которых
приобретенный опыт можно использовать в социальной среде) и
т.д.
Вариативный компонент «В
гостях у сказки»32 занятий
№
|
Тема
|
Часы
|
Сроки
|
1-2
|
Русская
народная сказка «Курочка
Ряба»
|
2
|
|
3
|
рассказывание сказки с опорой на
иллюстрации
|
1
|
|
4
|
Русская
народная сказка
«Репка»
|
1
|
|
5
|
Чтение.
пересказ сказки по иллюстрациям и
вопросам
|
1
|
|
6
|
Русская
народная сказка
«Теремок»
|
1
|
|
7
|
Просмотр
мультфильма, обмен впечатлениями, активизация словаря "Дом", "
Животные".
|
1
|
|
8
|
Русская
народная сказка
«Колобок»
|
1
|
|
9
|
чтение и
выборочный пересказ
сказки.
|
1
|
|
10
|
Татарская
народная сказка «Три
дочери»
|
1
|
|
11
|
чтение.
пересказ сказки по иллюстрациям и
вопросам
|
1
|
|
12
|
Русская
народная сказка «Маша и
медведь»
|
1
|
|
13
|
Просмотр
мультфильма, обмен впечатлениями, активизация словаря "Дом", "Еда",
"Лес".
|
1
|
|
14
|
Русская
народная сказка «Волк и семеро
козлят»
|
1
|
|
15
|
Слушание
аудиозаписи, чтение,
пересказ
|
1
|
|
16
|
Русская
народная сказка
«Гуси»
|
1
|
|
17
|
рассказывание
сказки
|
1
|
|
18
|
А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и
рыбке»
|
1
|
|
19
|
Просмотр
мультфильма, обмен
впечатлениями,
|
1
|
|
20
|
Казахская народная сказка
«Жадный бай и Алдар Косе»
|
1
|
|
21
|
Слушание
аудиозаписи
|
1
|
|
22
|
Русская народная сказка «Умей
обождать»
|
1
|
|
23
|
пересказ сказки
по иллюстрациям и
вопросам
|
1
|
|
24
|
Казахская народная сказка
«Птица счастья»
|
1
|
|
25
|
рассказывание сказки с опорой на
иллюстрации
|
1
|
|
26
|
Казахская народная сказка «Про
Толегена батыра»
|
1
|
|
27
|
пересказ сказки
по иллюстрациям и
вопросам
|
1
|
|
28
|
Русская народная сказка
«Гуси»
|
1
|
|
29
|
рассказывание сказки с опорой на
иллюстрации
|
1
|
|
30
|
Русская народная сказка «Петух
и кот»
|
1
|
|
31
|
рассказывание сказки с опорой на
иллюстрации
|
1
|
|
32
|
Повторение
пройденного
|
1
|
|
Список использованной
литературы
1.Аникин В.П.Русская народная
сказка.М.Просвещение 1989
2.Бахтин В.С.От былины до
считалки.Рассказы о фольклоре.Детская литература 1988
г
3.Брауде Л.Ю.Зарубежная
литература для детей.Мастера старинной
речи.
4.Нагишкин Д.Д.Сказка и
жизнь.Просвещение 1987г
5.Пермяков Г.Л.От поговорки до
сказки.
6.Френкель П.Л.Четыре добрых
пера(литературные портреты зарубежных писателей).М .Знание 1984
г
7.Александрова З.Е. Словарь синонимов русского
языка. Под. ред. Л.А. Чешко. Изд.
8.Быстрова Е.А. и др. Учебный фразеологический
словарь русского языка: пособие для учащихся нац. Школ/ Е.А.
Быстрова, А.П. Окунева, Н.М. Шацкий.- Л.: Просвещение,
1984.