План учебного занятия
Тема: Военная тема в стихотворении «Одна война
закончилась другой…»
Наименование дисциплины
Русский язык и
литература
Подготовил(а) педагог: Джазыкбаева Б.М. "
"февраля 2024 года
1. Общие сведения
Курс, группы I,
Тип
занятия: урок усвоения новых знаний
2.Цели
,задачи
1.Понимать содержание художественного
произведения и его роль в литературном процессе.
3.Перечень ожидаемых результатов и (или)
профессиональных умений, которыми овладеют обучающиеся в процессе
учебного занятия
1.Творчески переосмысливает
содержание.
2.Сохраняет авторское
своеобразие
3.Участвует в
полемике.
4. Необходимые
ресурсы
4.1
Учебно-методическое оснащение, справочная
литература
СалхановаЖ. Х., Кыинова Ж. К.,
Бектурова А. Е. Русский язык и литература. 11 класс. 1 часть. -
Алматы: Мектеп, 2019. – 232 с. 4.2
Техническое оснащение, материалы, ссылки
ресурсы
Электронный
учебник OKULYK
KZ:https://www.okulyk.kz/
Ход урока
I.Начало занятия (5мин)
Организационный момент
Создание коллаборативной
среды.
Стратегия «Покорчим
рожи»
II.Середина занятия
(35
мин)
Предлагаю прочитать эпиграф к
уроку,ответить на вопросы и поделиться своим
мнением.
-Как вы понимаете его
смысл?
Эпиграф
Прошла война, прошла
страда
Но боль взывает к
людям:
Давайте, люди,
никогда
Об этом не
забудем.
А.Т.Твардовкий
Группа разделена на 3 группы.
Описание метода деления на группы: на столе лежат перевернутые
карточки, на которых написаны цифры 1,2, 3. Каждый учащийся
соответственно выбирает одну
карточку.
Звучит песня «Вставай, страна
огромная».
Стратегия
«Мост»
2. Слово учителя: Начнем наш
урок. Продолжим изучение произведений по разделу «Человек и
итория».
3. Индивидуальное задание.
Учащийся рассказывает о жизни и творчестве Олжаса Омаровича
Сулейменова
5. Выразительное чтение
стихотворения О. Сулейменова «Одна война окончилась другой…»
учителем.
6. Анализ стихотворения
учащимися.
Запись в тетради выделенных
слов. Словарная работа:
Угрюмый-түнерген, қабағы
ашылмайтын
Полустанок-шағын теміржол
бекеті
Зной - аптап
ыстық
Бесхлебье –жұт,аштық
Остовы - танк
қаңқалары
Ворье –ұры-қары
Порыжелых –сарғайып
кеткен
Моросящие –сіркіреген
Глазел-таңдана
қарады
Бешмет – сырылып тігілген сырт
киім
Вонзил –
қадады
7. Каждая группа получает
задание
Дескрипторы:
- прочитает самостоятельно
отрывок из стихотворения
- расскажет о том, что они
поняли из прочитанного.
Вопросы по тексту
стихотворения
1-ая группа: читает отрывок от
слов «Мой дядя, брат отца, ушел на фронт» до слов «Дед хмуро кашлял
и плевал под ноги…».
2-ая группа: читает отрывок от
слов «Все реже в домик приходили письма» до слов «Дед не разрешал
сынам своим лежать в чужой земле».
3-я группа: читает отрывок от
слов «Я помню полустанок, зной, бесхлебье» до слов «И злая, как
соседка, я запомнил».
8. Беседа по содержанию
стихотворения. Примерный план
анализа:
1- ая группа - Дядя ушёл на
фронт. Однажды пришло письмо.
2-ая группа - Решение деда.
Картины войны в дороге.
3-я группа - Дядина могила.
Дед вонзил лопату в глиняный бугор.
Дескрипторы:
-отвечает на
вопросы
Вопросы к
группам:
- От чьего имени ведется
рассказ в стихотворении?
- Сколько героев в
стихотворении?
- Кто «ушел на фронт»? «Ушел
ли он добровольно?»
- С каким наказом мальчик
провожал дядю на фронт?
- Какие чувства испытывал дед,
провожая сына на фронт?
- Какое письмо пришло однажды
с фронта? Что в нем говорилось?
- Почему мальчик был
«счастлив?» Как встретил это известие
дед?
- С какой целью старик
«проехал полстраны» с внуком?
- Какие картины войны
предстали перед ними в дороге?
- Где находилась могила
воинов? Что больше всего запомнилось мальчику? - Какой была земля
на могиле?
- Почему дед не стал копать
могилу сына?
9. Работа по теории
литературы.
Дескрипторы:
-отвечает на
вопросы
-находит в тексте ключевые
слова
-находит
тропы
- Какие «ключевые» слова есть
в тексте? (помню,запомнил).
- Найдите слова-тюркизмы в
тексте. (арык,бешмет,насвай).
- Какова тема стихотворения?
(тема войны).
- Какова идея стихотворения?
(Идея: чтобы больше никогда не повторились эти войны, у всех детей
было счастливое детство, только благодаря сплочённости и единству,
братству народов мы победили врага)
- Как в этом стихотворении
проявляется национальное мироощущение
поэта?
- Найдите тропы в тексте.
(Оксюморон – хорошей смертью. Сравнение – злая, как соседка.
Эпитеты – дубов заплесневелых, серых ливней, моросящие дожди,
пустые вокзалы , застенчивый, угрюмый старик, разбитая земля.
Повторы - я помню, я запомнил).
10. Тема , идея
стихотворения.
Слово учителя: До Великой
Отечественной войны была «война с народом», организованная
И.Сталиным. Как отмечал Олжас Сулейменов в своем интервью в газете
«Панорама»(2001,16.11)
«На Казахстан ни одна немецкая
бомба не упала, а мы потеряли столько же, сколько англичане и
американцы, вместе взятые. Благодаря полководческому гению вождя,
уничтожившему перед войной весь генеральский и офицерский корпус
Красной Армии. Боялся военного переворота. Национальные части в
36-м году были расформированы. Казахский кавалерийский полк, где
служил мой отец, потерял всех сержантов и офицеров не на войне. В
конце 36-го, кого посадили, кого расстреляли. Так готовили тридцать
седьмой в республиках... Сталин уничтожал всех, кто мог угрожать
его самовластию»...
Таковы жизненные основы
стихотворения О.Сулейменова «Одна война окончилась другой». Оно
имеет автобиографический характер.
Будучи казахом, поэтически
восстанавливающим богатую и трудную историю своего народа,
Сулейменов всякий раз напо¬минает нам о том, что мир неделим на
черных и белых людей, на русских и казахов, если людей объединяет
одно дело, высокие идеалы добра и
гуманизма.
В стихотворении «Одна война
закончилась другой» он рассказывает о распространенной во многих
странах, и в Казахстане тоже, традиции хоронить погибших героев
обязательно в родной земле. Во время войны смертью храбрых пал дядя
Олжаса, брат его отца. Дед решил отыскать могилу сына и привезти
его прах на родину, потому что «не разрешал сынам своим лежать в
чужой земле» И вот, проехав полстраны с голодным внуком, он нашел
то, что искал. «Дед помолился, пожевал, напевая, А я глазел на
глиняную землю, Она была, земля, почти такою, как наша, только
русской землею. Дед уже, было, взялся за лопату, но одна из женщин,
жителей деревни, наблюдавших за ним, сказала: «Разве можно... Здесь
восемнадцать человек лежат». И дед ее послушал: «он осторожно
вытащил лопату, рукой погладил рану в черной глине», а потом,
«плача, пел арабскую молитву». Горе старика понятно, и мы
сочувствуем ему от всего сердца, но он в своем великодушии
поднимается над горем своим, личным, потому что есть вещи более
святые и значительные, чем нацио¬нальные традиции, — военное
братство мертвых.
11.Составление кластера к
слову «война»:
Голод, холод,
лишения
ВОЙНА
Разлука,
потери
Испытания, боль,
смерть
Конец
урока
Рефлексия
Сегодня я
узнал(а)...
Мне было
трудно
Я понял(а), что теперь
смогу...
Я
попробую..
Домашнее задание: [2] стр.
67-75 Выразительное чтение