Материалдар / Военная тема в стихотворении О№Сулейменова «Одна война закончилась другой…»
2023-2024 оқу жылына арналған

қысқа мерзімді сабақ жоспарларын

жүктеп алғыңыз келеді ма?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен 2022-2023 оқу жылына арналған 472-бұйрыққа сай жасалған

Военная тема в стихотворении О№Сулейменова «Одна война закончилась другой…»

Материал туралы қысқаша түсінік
"Орыс тілі және әдебиеті" сабақта қолдануға болады
Материал тегін
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

План учебного занятия

Тема: Военная тема в стихотворении «Одна война закончилась другой…»

Наименование дисциплины Русский язык и литература

Подготовил(а) педагог: Джазыкбаева Б.М. " "февраля 2024 года

1. Общие сведения

Курс, группы I,

Тип занятия: урок усвоения новых знаний

2.Цели ,задачи

1.Понимать содержание художественного произведения и его роль в литературном процессе.

3.Перечень ожидаемых результатов и (или) профессиональных умений, которыми овладеют обучающиеся в процессе учебного занятия

1.Творчески переосмысливает содержание.

2.Сохраняет авторское своеобразие

3.Участвует в полемике.

4. Необходимые ресурсы

4.1 Учебно-методическое оснащение, справочная литература

СалхановаЖ. Х., Кыинова Ж. К., Бектурова А. Е. Русский язык и литература. 11 класс. 1 часть. - Алматы: Мектеп, 2019. – 232 с. 4.2 Техническое оснащение, материалы, ссылки ресурсы

Электронный учебник OKULYK KZ:https://www.okulyk.kz/

Ход урока

I.Начало занятия (5мин)

Организационный момент

Создание коллаборативной среды.

Стратегия «Покорчим рожи»

II.Середина занятия (35 мин)

 Предлагаю прочитать эпиграф к уроку,ответить на вопросы и поделиться своим мнением.

-Как вы понимаете его смысл?

Эпиграф

Прошла война, прошла страда

Но боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем.

А.Т.Твардовкий

Группа разделена на 3 группы. Описание метода деления на группы: на столе лежат перевернутые карточки, на которых написаны цифры 1,2, 3. Каждый учащийся соответственно выбирает одну карточку.

Звучит песня «Вставай, страна огромная».

Стратегия «Мост»

2. Слово учителя: Начнем наш урок. Продолжим изучение произведений по разделу «Человек и итория».

3. Индивидуальное задание. Учащийся рассказывает о жизни и творчестве Олжаса Омаровича Сулейменова

5. Выразительное чтение стихотворения О. Сулейменова «Одна война окончилась другой…» учителем.

6. Анализ стихотворения учащимися.

Запись в тетради выделенных слов. Словарная работа:

Угрюмый-түнерген, қабағы ашылмайтын

Полустанок-шағын теміржол бекеті

Зной - аптап ыстық

Бесхлебье –жұт,аштық

Остовы - танк қаңқалары

Ворье –ұры-қары

Порыжелых –сарғайып кеткен

Моросящие –сіркіреген

Глазел-таңдана қарады

Бешмет – сырылып тігілген сырт киім

Вонзил – қадады

7. Каждая группа получает задание

Дескрипторы:

- прочитает самостоятельно отрывок из стихотворения

- расскажет о том, что они поняли из прочитанного.

Вопросы по тексту стихотворения

1-ая группа: читает отрывок от слов «Мой дядя, брат отца, ушел на фронт» до слов «Дед хмуро кашлял и плевал под ноги…».

2-ая группа: читает отрывок от слов «Все реже в домик приходили письма» до слов «Дед не разрешал сынам своим лежать в чужой земле».

3-я группа: читает отрывок от слов «Я помню полустанок, зной, бесхлебье» до слов «И злая, как соседка, я запомнил».

8. Беседа по содержанию стихотворения. Примерный план анализа:

1- ая группа - Дядя ушёл на фронт. Однажды пришло письмо.

2-ая группа - Решение деда. Картины войны в дороге.

3-я группа - Дядина могила. Дед вонзил лопату в глиняный бугор.

Дескрипторы:

-отвечает на вопросы

Вопросы к группам:

- От чьего имени ведется рассказ в стихотворении?

- Сколько героев в стихотворении?

- Кто «ушел на фронт»? «Ушел ли он добровольно?»

- С каким наказом мальчик провожал дядю на фронт?

- Какие чувства испытывал дед, провожая сына на фронт?

- Какое письмо пришло однажды с фронта? Что в нем говорилось?

- Почему мальчик был «счастлив?» Как встретил это известие дед?

- С какой целью старик «проехал полстраны» с внуком?

- Какие картины войны предстали перед ними в дороге?

- Где находилась могила воинов? Что больше всего запомнилось мальчику? - Какой была земля на могиле?

- Почему дед не стал копать могилу сына?

9. Работа по теории литературы.

Дескрипторы:

-отвечает на вопросы

-находит в тексте ключевые слова

-находит тропы

- Какие «ключевые» слова есть в тексте? (помню,запомнил).

- Найдите слова-тюркизмы в тексте. (арык,бешмет,насвай).

- Какова тема стихотворения? (тема войны).

- Какова идея стихотворения? (Идея: чтобы больше никогда не повторились эти войны, у всех детей было счастливое детство, только благодаря сплочённости и единству, братству народов мы победили врага)

- Как в этом стихотворении проявляется национальное мироощущение поэта?

- Найдите тропы в тексте. (Оксюморон – хорошей смертью. Сравнение – злая, как соседка. Эпитеты – дубов заплесневелых, серых ливней, моросящие дожди, пустые вокзалы , застенчивый, угрюмый старик, разбитая земля. Повторы - я помню, я запомнил).

10. Тема , идея стихотворения.

Слово учителя: До Великой Отечественной войны была «война с народом», организованная И.Сталиным. Как отмечал Олжас Сулейменов в своем интервью в газете «Панорама»(2001,16.11)

«На Казахстан ни одна немецкая бомба не упала, а мы потеряли столько же, сколько англичане и американцы, вместе взятые. Благодаря полководческому гению вождя, уничтожившему перед войной весь генеральский и офицерский корпус Красной Армии. Боялся военного переворота. Национальные части в 36-м году были расформированы. Казахский кавалерийский полк, где служил мой отец, потерял всех сержантов и офицеров не на войне. В конце 36-го, кого посадили, кого расстреляли. Так готовили тридцать седьмой в республиках... Сталин уничтожал всех, кто мог угрожать его самовластию»...

Таковы жизненные основы стихотворения О.Сулейменова «Одна война окончилась другой». Оно имеет автобиографический характер.

Будучи казахом, поэтически восстанавливающим богатую и трудную историю своего народа, Сулейменов всякий раз напо¬минает нам о том, что мир неделим на черных и белых людей, на русских и казахов, если людей объединяет одно дело, высокие идеалы добра и гуманизма.

В стихотворении «Одна война закончилась другой» он рассказывает о распространенной во многих странах, и в Казахстане тоже, традиции хоронить погибших героев обязательно в родной земле. Во время войны смертью храбрых пал дядя Олжаса, брат его отца. Дед решил отыскать могилу сына и привезти его прах на родину, потому что «не разрешал сынам своим лежать в чужой земле» И вот, проехав полстраны с голодным внуком, он нашел то, что искал. «Дед помолился, пожевал, напевая, А я глазел на глиняную землю, Она была, земля, почти такою, как наша, только русской землею. Дед уже, было, взялся за лопату, но одна из женщин, жителей деревни, наблюдавших за ним, сказала: «Разве можно... Здесь восемнадцать человек лежат». И дед ее послушал: «он осторожно вытащил лопату, рукой погладил рану в черной глине», а потом, «плача, пел арабскую молитву». Горе старика понятно, и мы сочувствуем ему от всего сердца, но он в своем великодушии поднимается над горем своим, личным, потому что есть вещи более святые и значительные, чем нацио¬нальные традиции, — военное братство мертвых.

11.Составление кластера к слову «война»:

Голод, холод, лишения

ВОЙНА

Разлука, потери

Испытания, боль, смерть

Конец урока

Рефлексия

Сегодня я узнал(а)...

Мне было трудно

Я понял(а), что теперь смогу...

Я попробую..

Домашнее задание: [2] стр. 67-75 Выразительное чтение



 

 

 

 

 

 

 



Материал жариялап тегін сертификат алыңыз!
Бұл сертификат «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жарияланғанын растайды. Журнал Қазақстан Республикасы Ақпарат және Қоғамдық даму министрлігінің №KZ09VPY00029937 куәлігін алған. Сондықтан аттестацияға жарамды
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!