Воспитание толерантности на уроках
литературы
учитель русского языка и
литературы
общеобразовательной средней школы
№109
Хайтметова
Н.А.
Не зли других и сам не
злись,
Ведь мы не вечны в этом бренном
мире.
Случилось если что –
сдержись,
Умнее будь и улыбнись
–
Холодной думай
головой.
Ведь в мире всё
закономерно:
Зло, излучённое
тобой,
К тебе вернётся
непременно!
В настоящее время общество переживает ценностный,
духовно-нравственный кризис, который является причиной
существенного падения нравственности подрастающего поколения.
Проблема духовно-нравственного воспитания является первоочередной
проблемой общества.
В современном мире актуальным становится развитие
толерантных установок в обучении и воспитании детей. Формирование
навыков толерантного поведения у учащихся может происходить за счёт
гармонизации семейных взаимоотношений и углубления развития
толерантных отношений в школе.
Все мы разные люди, у всех разные вкусы,
привычки, разные таланты. И это не значит, что кто-то из нас хуже
или лучше, умнее или глупее. Каждый из нас уникален и неповторим.
Поэтому мы должны ценить и принимать других такими, какие они есть,
то есть быть толерантными по отношению друг к
другу.
Толерантность – это добродетель, которая делает
возможным достижение мира и способствует замене культуры войны
культурой мира. Ей способствуют знания, открытость, общение и
свобода мысли, совести и убеждений. Воспитание толерантности
напрямую связано с воспитанием нравственности. Толерантная личность
– это и есть высоконравственная
личность.
Нравственное воспитание в школе приобретает
особое значение, так как именно здесь закладываются основы облика
человека. В воспитании нравственности участвуют все предметы, но
особенно большую роль играет
литература.
Именно на уроках литературы мы имеем возможность
донести до учащихся самые важные общечеловеческие ценности. В
каждом произведении, я считаю, можно найти хотя бы один образ,
соответствующий идеалу гуманизма, человечности, терпимости и
доброты.
Изучая на уроках литературы произведения русских
писателей, можно найти множество примеров для воспитания
толерантного отношения к людям. Для примера возьмем рассказ
Платонова «Юшка».
Главный герой рассказа «Юшка» - человек, который
обладает непревзойденным чувством понимания и любви природы. Он
относится к ней как к живому существу. Доброта и сердечность его
души не имеет границ. Имея страшный недуг, он не жалуется на жизнь,
а воспринимает ее как настоящий драгоценный дар. Юшка обладает
настоящим душевным благородством: он считает, что все люди равные и
заслуживают счастья.
Трагедия рассказа заключается в том, что
окружающие люди не воспринимают бедного Юшку как личность, они
потешаются над его юродивостью и всячески оскорбляют при первом
удобном случае. Дети, следуя примерам взрослых, бросают в него
камни и обижают презрительными
словами.
Однако наш герой воспринимает это как любовь к
себе, ибо в его мировоззрении отсутствуют понятия ненависти,
насмешки и презрения. Единственный человек, который относится к
нему с благодарностью и любовью, была сирота, которую он
воспитал.
Девушка стала доктором и приехала в деревню,
чтобы вылечить Юшку, однако было поздно. Но все - таки она решает
остаться , чтобы помогать людям. Таким образом, она продолжает
миссию Юшки с одной только разницей: он лечил их души, а она
тела.
Только после его смерти окружающие люди смогли
по-настоящему оценить, каким человеком он являлся. Их осенило
прозрение: Юшка был лучше их всех вместе взятых, ведь никто не мог
так искренне любить и восхищаться окружающим миром, как
он.
Творчество Платонова позволяет прикоснуться к
жизни «обнаженным сердцем». Научить этому трудно, может быть,
невозможно. И Платонов не учит, он просто верит - в победу разума и
добра.
Ученики отмечают, что это произведение
заставляет многих задуматься о своих
поступках.
Уроки литературы раскрывают перед учеником
психологический мир персонажей и тем самым побуждают его к
нравственной оценке и совершенствованию собственного внутреннего
мира. Погружение в художественный мир – это и погружение в самого
себя.
Например, главный герой роман Гончарова «Обломов»
- Илья Ильич Обломов, ленивый и малоподвижный, весь день не встает
с кровати. За Илью Ильича все делает Захар – слуга, очень преданный
своему хозяину. Он искренне сочувствует своему хозяину, но бессилен
помочь подняться ему с кровати, сделать жизнерадостным, подвижным и
живым. Захар очень терпелив, таким терпением обладают немногие
герои.
При изучении «Кавказского пленника» Л.Н. Толстого
есть хорошая возможность воспитать у детей уважение к чужой
культуре, а через культуру – уважение к другому
народу.
В рассказе автор решает проблему: могут ли люди
жить в мире и дружбе, что их разъединяет и что связывает, можно ли
преодолеть извечную вражду людей друг с другом? Отсюда вытекает
вторая проблема: есть ли в человеке такие качества, которые делают
возможным единение людей? В каких людях есть эти качества, а в
каких - нет и почему? Обе эти проблемы не только вполне доступны
читателям, но и актуальны для них, ᴨᴏᴛому что в их жизни все
большее место начинают занимать отношения дружбы,
ᴛᴏʙарищества.
Атмосфера уроков литературы должна пробуждать у
учащихся чувство сострадания, человечности, интереса к чужой
судьбе, что ведет к становлению гражданской позиции и воспитанию
духовности. Цель урока литературы в том, чтобы подтолкнуть ребенка
к пониманию, видению проблемы, направить его работу мысли так,
чтобы, прочитав одну, ему хотелось бы взять в руки другую
книгу.
Литература – это философия жизни, она учит жить.
Толерантному поведению способствует и культура поведения, ведь всем
известно, что ничто не ценится так дорого и не дается так дешево,
как вежливость. Хочется верить, что толерантность поможет спасти
мир от разрушений.
Итак, взаимопонимание, сочувствие,
доброжелательность, толерантность- эти качества очень важны, и они
должны присутствовать в каждом человеке, ведь без них мы не можем
жить в мире с собой и другими. И каждый из нас может и должен
развивать в себе и в детях эти важные
качества.