Материалдар / Времён связующая нить…
2023-2024 оқу жылына арналған

қысқа мерзімді сабақ жоспарларын

жүктеп алғыңыз келеді ма?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен 2022-2023 оқу жылына арналған 472-бұйрыққа сай жасалған

Времён связующая нить…

Материал туралы қысқаша түсінік
Мұғалімдер үшін
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады.
Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
08 Ақпан 2019
283
0 рет жүктелген
Бүгін алсаңыз 25% жеңілдік
беріледі
770 тг 578 тг
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

декабрь, 2018 

Shape1

Добрый день , уважаемые гости!!! Мы, учащиеся школы-лицея №7 имени К.И.Сатпаева, представляем вашему вниманию проект исследование в действии «Актуальность русской классики в ХХІ» веке.


Детское чтение сегодня – область, где существует и продолжает накапливаться множество проблем. Всё больше детей и подростков в мире сегодня читает мало, либо читает иначе, т.е. не так, как хотели бы этого родители и педагоги.

Актуальность заявленной проблемы чтения в том, что телевизор, компьютеры, развлечения постепенно вытесняют печатное слово. Такая тенденция прослеживается по всему миру.

Цель нашего проекта исследования в действии – пробудить у детей интерес к чтению, воспитать читателя, который на основе классической литературы впитает в себя такие качества как – патриотизм, гуманизм, духовность, ответственность за свою судьбу и судьбу Родины.

Объект исследования - чтение школьников.

Предмет исследования - читательский интерес и его формирование.

Гипотеза - целенаправленное развитие читательского интереса школьников приводит не только к увеличению объема чтения, но и к изменению его характера, а также способствует расширению круга познавательных интересов учащихся.

Задачи проекта:

  1. Создать условия для формирования активного читателя через развитие собственных творческих способностей ученика.

  2. Организовать работу школьников по развитию интереса к чтению.

Методологической основой проекта является системно-комплексный подход, позволяющий рассматривать систему средств, методов и организационных форм развития читательского интереса в их совокупности.

Научная новизна проекта заключается в том, что выявлены система средств и методы мотивационного обеспечения читательских интересов.

Практическая значимость проекта состоит в том, что развитие потребности в чтении позволяет превращать учебный процесс в учебно-исследовательский с постоянными элементами развития культуры чтения.

На ваше внимание мы выносим пути решения проекта исследования в действии «Актуальность русской классики в ХХІ» веке.


1-вед. Времена меняются, а нравственные проблемы всегда те же. Что такое добро? В чем счастье человека? Где истина? Эти вопросы постоянно возникают перед человеком? И человек их решает в меру своих духовных сили нравственных принципов. Художественная литература обладает неоценимым качеством: она заражает нас высокой художественностью, очищает душу, заставляет задуматься над жизнью. Великие русские писатели учат нас отделять добро от зла, подлинно прекрасное от внешней красивости, искренность от фальши. Одним словом, классики учат нас жить.


2-вед. Символом нашего проекта является свеча.

Мы зажигаем свечи
Лишь для вас,
Чтоб творчества пробил
Желанный час.
Чтоб каждый мо творить.
Стихами в рифму говорить.
С друзьями сцену разучить.
Свои таланты нам открыть.

Потом три девочки читают стих

Зажги свечу, не ставь ее в сосуде, 
Огонь умрет, всей правды не сказав. 
Зажги ее, чтоб видели все люди 
И на подсвечник золотой поставь. 

Неси ее тому, кто слаб и болен, 
Кто ищет путь и выбился из сил. 
Неси тому, кто вечно недоволен, 
И даже тем, кому и свет не мил. 

Пускай она кому-нибудь да светит 
И чей-нибудь да освещает дом. 
В дороге путник пусть ее заметит 
И будет звать небесным маяком. 



1.Пьеса А.Н.Островского была и будет актуальна для каждого поколения. Ведь произведение умело отражает всю реальность нашей современной жизни, хоть и написана в 19 веке. Прошло два столетия, а тема и проблема отцов и детей, взаимоотношения свекрови и снохи, брака не по любви все так же волнуют человечество.



 * ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ * 
     Общественный сад на высоком берегу Волги, за Волгой сельский вид. На сцене две скамейки и несколько кустов.

ЯВЛЕНИЕ ПЕРВОЕ 
     Кулигин сидит на скамье и смотрит за реку. 
     Кулигин (поет). "Среди долины ровныя, на гладкой высоте..." ' (Перестает петь.) Чудеса, истинно надобно сказать, что чудеса! Кудряш! Вот, братец ты мой, пятьдесят лет я каждый день гляжу за Волгу и все наглядеться не могу. 
     Кудряш. А что? 
     Кулигин. Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется. 
       
    ЯВЛЕНИЕ ВТОРОЕ 
     Те же. Дикой и Борис. 
     Дикой. Баклуши ты, что ль, бить сюда приехал? Дармоед! 
    Пропади ты пропадом! 
     Борис. Праздник; что дома-то делать. 
     Дикой. Найдешь дело, как захочешь. Раз тебе сказал, два тебе сказал: "Не смей мне навстречу попадаться"; тебе все неймется! Мало тебе места-то? Куда ни поди, тут ты и есть! Тьфу ты, проклятый! Что ты, как столб, стоишь-то? Тебе говорят аль нет? 
     Борис. Я и слушаю, что ж мне делать еще! 
     Дикой (посмотрев на Бориса). Провались ты! Я с тобой и говорить-то не хочу, с езуитом. (Уходя.) Вот навязался! (Плюет и уходит.) 
     Кулигин, Борис, Кудряш
     Кулигин. Что у вас, сударь, за дела с ним? Не поймем мы никак. Охота вам жить у него да брань переносить. 
     Борис. Уж какая охота, Кулигин! Неволя. 
         Кулигин. Жестокие нравы, сударь, в нашем городе. Жестокие!

ЯВЛЕНИЕ ПЯТОЕ 
     Кабанова, Кабанов, Катерина и Варвара. 
     Кабанова. Если ты хочешь мать послушать, так ты, как приедешь туда, сделай так, как я тебе приказывала. 
     Кабанов. Да как же я могу, маменька, вас ослушаться! 
     Кабанова. Не очень-то нынче старших уважают. 
     Кабанов. Я, кажется, маменька, из вашей воли ни на шаг. 
     Кабанова. Поверила бы я тебе, мой друг, кабы своими глазами не видала да своими ушами не сдыхала, каково теперь стало почтение родителям от детей-то! Хоть бы то-то помнили, сколько матери болезней от детей переносят. 
     Кабанов. Я, маменька... 
         Кабанова. Полно, полно, не божись! Грех! Я уж давно вижу, что тебе жена милее матери. С тех пор как женился, я уж от тебя прежней любви не вижу. 
          Кабанов. Да нет, маменька! Что вы, помилуйте! 
     Катерина. Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты, да и Тихон тоже тебя любит. 
     Кабанова. Ты бы, кажется, могла и помолчать, коли тебя не спрашивают. Не заступайся, матушка, не обижу небось! Ведь он мне тоже сын; ты этого не забывай! Что ты выскочила в глазах-то поюлить! Чтобы видели, что ли, как ты мужа любишь? Так знаем, знаем, в глазах-то ты это всем доказываешь. 
     Катерина. Ты про меня, маменька, напрасно это говоришь. Что при людях, что без людей, я все одна, ничего я из себя не доказываю.  

   

Явление третье

Те же, Кабанова и Кабанов.

Кабанова. Ну, ты помнишь все, что я тебе сказала. Смотри ж, помни! На носу себе заруби!

Кабанов. Помню, маменька.

Кабанова. Ну, теперь все готово. Лошади приехали. Проститься тебе только, да и с богом.

Кабанов. Да-с, маменька, пора.

Кабанова. Ну!

Кабанов. Чего изволите-с?

Кабанова. Что ж ты стоишь, разве порядку не забыл? Приказывай жене-то, как жить без тебя.

Катерина потупила глаза.

Кабанов. Да она, чай, сама знает.

Кабанова. Разговаривай еще! Ну, ну, приказывай. Чтоб и я слышала, что ты ей приказываешь! А потом приедешь спросишь, так ли все исполнила.

Кабанов (становясь против Катерины) . Слушайся маменьки, Катя!

Кабанова. Скажи, чтоб не грубила свекрови.

Кабанов. Не груби!

Кабанова. Чтоб почитала свекровь, как родную мать!

Кабанов. Почитай, Катя, маменьку, как родную мать.

Кабанова. Чтоб сложа руки не сидела, как барыня.

Кабанов. Работай что-нибудь без меня!

Кабанова. Чтоб в окна глаз не пялила!

Кабанов. Да, маменька, когда ж она…

Кабанова. Ну, ну!

Кабанов. В окна не гляди!

Кабанова. Чтоб на молодых парней не заглядывалась без тебя.

Кабанов. Да что ж это, маменька, ей-богу!

Кабанова (строго)  Ломаться-то нечего! Должен исполнять, что мать говорит. (С улыбкой.) Оно все лучше, как приказано-то.

Кабанов (сконфузившись) . Не заглядывайся на парней!

Катерина строго взглядывает на него.

Кабанова. Ну, теперь поговорите промежду себя, коли что нужно.
Уходят.

Явление четвертое

Кабанов и Катерина (стоит, как будто в оцепенении).

Кабанов. Катя!

Молчание.

Катя, ты на меня не сердишься?

Катерина (после непродолжительного молчания, качает головой) Нет!

Кабанов. Да что ты такая? Ну, прости меня!

Катерина (все в том же состоянии, покачав головой) . Бог с тобой! (Закрыв лицо рукою.) Обидела она меня!

Кабанов. Все к сердцу-то принимать, так в чахотку скоро попадешь. Что ее слушать-то! Ей ведь что-нибудь надо ж говорить! Ну и пущай она говорит, а ты мимо ушей пропущай, Ну, прощай, Катя!

Катерина (кидаясь на шею мужу) . Тиша, не уезжай! Ради бога, не уезжай! Голубчик, прошу я тебя!

Кабанов. Нельзя, Катя. Коли маменька посылает, как же я не поеду!

Катерина. Ну, бери меня с собой, бери!

Кабанов (освобождаясь из ее объятий)  Да нельзя.

Катерина. Отчего же, Тиша, нельзя?

Кабанов. Куда как весело с тобой ехать! Вы меня уж заездили здесь совсем! Я не чаю, как вырваться-то; а ты еще навязываешься со мной.

Катерина. Да неужели же ты разлюбил меня?

Кабанов. Да не разлюбил, а с этакой-то неволи от какой хочешь красавицы жены убежишь! Катерина. Как же мне любить-то тебя, когда ты такие слова говоришь?

Кабанов. Слова как слова! Какие же мне еще слова говорить! Кто тебя знает, чего ты боишься? Ведь ты не одна, ты с маменькой остаешься.

Катерина. Не говори ты мне об ней, не тирань ты моего сердца! Ах, беда моя, беда! (Плачет.) Куда мне, бедной, деться? За кого мне ухватиться? Батюшки мои, погибаю я!

Кабанов. Да полно ты!

Катерина. Тиша, на кого ты меня оставляешь! Быть беде без тебя! Быть беде!
Голос Кабановой: (за кулисами) «Пора, Тихон!»

Входят Кабанова, Варвара и Глаша.

Кабанова. Ну, Тихон, пора. Поезжай с богом! (Садится.) Садитесь все!

Все садятся. Молчание.

Ну, прощай! (Встает, и все встают.)
Кабанов (подходя к матери) . Прощайте, маменька! Кабанова (жестом показывая в землю) . В ноги, в ноги!
Кабанов кланяется в ноги, потом целуется с матерью.
Прощайся с женой!
Кабанов. Прощай, Катя!
Катерина кидается ему на шею.


        ЯВЛЕНИЕ СЕДЬМОЕ 
     Катерина и Варвара. 
     Катерина. Так ты, Варя, жалеешь меня? 
     Варвара (глядя в сторону). Разумеется, жалко. 
     Катерина. Так ты, стало быть, любишь меня? (Крепко 
     целует.) 
     Варвара. За что ж мне тебя не любить-то.
     Катерина. Ну, спасибо тебе! Ты милая такая, я сама тебя люблю до смерти. 
     Молчание. 
     Знаешь, мне что в голову пришло? 
     Варвара. Что? 
     Катерина. Отчего люди не летают? 
     Варвар а. Я не понимаю, что ты говоришь. 
     Катерина. Я говорю, отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела. Попробовать нешто теперь? (Хочет бежать.) 

ЯВЛЕНИЕ ДЕВЯТОЕ 
     Катерина и Варвар а. 
     Катерина. Ах, как она меня испугала! Я дрожу вся, точно она пророчит мне что-нибудь. 
     Варвара. На свою бы тебе голову, старая карга!' 
     Катерина. Что она сказала такое, а? Что она сказала? 
     Варвара. Вздор все. Очень нужно слушать, что она горОдит. Она всем так пророчит

     Варвара (оглядываясь). Что это братец нейдет, вон, никак, гроза заходит. 
     Катерина (с ужасом). Гроза! Побежим домой! Поскорее! 
     Варвара. Беги скорей! 
     Гром. Катерина. Ах! Скорей, скорей! 
   Явление седьмое

Те же и Кулигин.
Кулигин. Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней, что хотите! Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед судией, который милосерднее вас! (Кладет на землю и убегает.)
Кабанов (бросается к Катерине) . Катя! Катя!
Кабанова. Полно! Об ней плакать-то грех!
Кабанов. Маменька, вы ее погубили, вы, вы, вы…
Кабанова. Что ты? Аль себя не помнишь? Забыл, с кем говоришь?
Кабанов. Вы ее погубили! Вы! Вы!
Кабанова (сыну) . Ну, я с тобой дома поговорю. (Низко кланяется народу.) Спасибо вам, люди добрые, за вашу услугу!
Все кланяются.


Современный вариант

Здесь в сценке показана своенравная современная невестка и покладистая свекровь.


Чтение стихотворения


Как их можно не любить, ответьте.
Я сказать уверенно могу,
Мы перед свекровями до смерти
В самом неоплаченном долгу.
Если ты горда своей любовью,
Если муж твой лучший из мужчин,
В пояс поклонись своей свекрови,
Это ею выращенный сын.
А растить детей не так-то просто,
Сын болел, ведь ночи не спала.
Ты пришла, она тебе без спора
Самое родное отдала.
К матери любовь и ласка сына
По твоей вине отдалена,
Жизнь оставила на ней морщины,
Присмотрись, хорошая она.
И ведь нужно самую ей малость,
Лишь бы сердцу только быть в тепле,
Не стыдись свекрови поклониться,
Назови ее ты мамой,
Самым добрым словом на земле!



2.Еще одна вечная проблема, которая поднимается в произведениях русских классиков – это тема безответной любви. Безответная любовь — то, что практически все испытывают в юности. Максимализм,  повышенная эмоциональность, склонность к страданиям — все это создает благоприятную почву для развития одностороннего чувства. На протяжении всего человечества безответная любовь  толкает молодых людей на бездумные поступки…

Давайте перенесемся в златокаменную Москву к стенам Симонового монастыря и вспомним о плачевной судьбе Бедной Лизы.


Сцены из повести «Бедная Лиза»


Лиза одна стоит спиной к сцене. Звучит трагическая музыка. На экране картина пруда с мостом. Резко гаснет свет…

Музыка продолжает играть и на сцену выходит чтец, музыка постепенно замолкает…


Чтение стихотворения

Оглянись!

 Оглянись у последней черты -

На краю неземной темноты,

На исходе стремлений и сил,

Когда мир уже чужд и не мил,

Сквозь отчаянье и гордость прорвись

И на все, что отверг, оглянись!

Оглянись на свой детский портрет,

На сияющий солнцем рассвет,

На пушистый рождественский снег,

На песчаные пляжи у рек,

На всех тех, чьи узнал имена,

И на мать, что стоит у окна!

Ты поверил в дремучей тоске,

Что удача, как дом на песке,

Ты отрекся от близких своих,

Так очнись и подумай о них,

Оглянись на людей позади,

Там кричат тебе: - НЕ УХОДИ!

Не верши самому себе месть,

Не рискуй всем, что дорого здесь,

Зря надеешься просто уснуть,

Боль останется, жизнь не вернуть,

В жизнь не купишь обратный билет,

Тебе есть, что терять – белый свет!

Этот мир полон тайн и чудес,

И похож на загадочный лес,

Ты сейчас заблудился и сник,

И поверил, что это тупик,

Но спасаются те, кто идут,

А не в смерти спасения ждут!

Пусть в душе у тебя пустота,

И в мираж превратилась мечта,

Пусть не понят, обманут, забыт,

Нелюбим, оскорблен и забит,

Все бывает..., но в наших руках

Истреблять в себе слабость и страх!

Мир такой, каким будешь в нем ты!

Он добрей от твоей доброты,

А от злости и скуки твоей,

Будет он лишь скучнее и злей,

Отдавай все, что можешь, другим,

И унынье растает, как дым!

Возвращайся к занятию «жить»!

Полюби «безответно любить»,

Непрощенных - спокойно прости,

Непростивших тебя - отпусти,

Отыщи свой утерянный смех

И заветную веру в успех!

Тебе многое нужно успеть:

Своим сердцем весь мир обогреть,

Научиться себя «не ронять»,

Смысл жизни найти и понять,

А когда оторвешься от дел,

Вдруг увидишь, КАК МИР ПОСВЕТЛЕЛ!

3. Все мы родом из детства, и ответственность за будущее ребенка несут прежде всего родители и взрослые, которые оказываются рядом, утверждает знаток детских душ А.Чехов.
Какая  она, эта страна детства – светлая и радостная или темная  и грустная?
Это целиком зависит от окружающих взрослых людей.
Ребенок… Мотылек над пенным, жестоким потоком жизни…

Давайте перенесемся в далекое время, представим зимнюю заснеженную Москву, ночь, в избе при свече сидит на коленях перед скамьей мальчик и что-то пишет


Сцена1 Ваня пишет письмо дедушке.


1 вед. Как вы думаете, получит ли дедушка письмо?

Да, ставший крылатым выражением адрес «на деревню дедушке» не поспособствует Ванькиной затее: дедушка Константин Макарыч никогда не получит жалобное письмо сироты-внука. Пройдут дни, и надежда Ваньки угаснет, мальчик по-прежнему будет маяться у чужих людей. Его жизнь не изменится, а может быть, станет ещё хуже. 

Рождественский рассказ ,увы, не заканчивается хэппи эндом.


2 вед.

Проходят два столетия… Но тема брошенных, обездоленных детей все еще актуальна в наши дни. Если раньше люди не могли прокормить своих детей, то что толкает в наше сытое время оставить ребенка на улице, в теплотрассе, на помойке, на лестничной площадке, как ненужную вещь?

«Ежегодно более 900 родителей лишаются родительских прав, более 3 тыс детей попадают в детские дома, около 6 тыс детей попадают в Центры адаптации несовершеннолетних»


Безумный мир, обиженные дети,
Куда летишь, куда несёшься ты?
Вся красота, всё золото на свете
Не стоят и слезинки сироты.


Не оставляйте сирот, посмотрите
Как радует их ваша доброта,
Чужое детство на руки возьмите,
Не думая, что это сирота.


Казахстан в своей истории имеет очень важные ценности, которые на сегодняшний день, к сожалению, забыты и не возрождаются. До революции в Казахстане никогда не было Детских домов. Это – самое важное, что пронесли наши предки через сотни лет, но что к сожалению, забыто и отвергнуто сегодня. Мы должны возродить самые важные традиции наших предков, когда даже если ребенок оставался без родителей, его забирали в семью и воспитывали как своего ребенка.


В 2012 году у нас в стране стартовал совместный проект Комитета по охране прав детей Республики Казахстан и фонда "Добровольное Общество "Милосердие" - «Казахстан без сирот» . - «Казахстан без сирот» – это Открытая база данных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.


Зимняя заснеженная ночь. В комнате сидит ребенок и что-то пишет (стихотворение)


Письмо из детдома.

Здравствуй, мама, это я – твоя доча,
Я пишу тебе из детского дома.
За окном уже стемнело, но всё же
Я успею написать до подъёма.

Только ночь мне пережить и осталось,
Завтра, видимо, закончится детство.
Ну, а детство – будто всё показалось,
Ничего мне не оставив в наследство.

Ни фамилии, ни даты, ни отчества –
Только имя на бумажке подброшенной.
И проклятое клеймо одиночества:
Нелюбимая, нежеланная, непрошеная…

И обшарпанный забор, разумеется,
Чтоб глаза вам не мозолить сиротами,
И дорожка от ворот, чтоб надеяться…
Да я ж всё детство простоял за воротами!

Боль в подушку вся давно просочилась,
И с годами как-то стёрлась обида,
Да и жизнь меня ещё научила:
Если больно – не показывай вида!

За слова меня прости ненарочные:
Не со зла я написала, что исправлено.
Не волнуйся, ведь письмо, как и прошлые,
Никогда тебе не будет отправлено.

Я давно тебя простила и, поэтому,
Мне не нужно твоего снисхождения.
Просто… писем мне писать больше некому…
Да, просто, завтра у меня… День рождения…

Виктор Третьяков


После того как она бросает письмо в ящик, приходят родители, которые хотят ее усыновить с подарком в руках. Ее выводит воспитатель в белом халате, и после того как родители передают папку с документами, девочка робко подходит к своим новым родителям, потом бросается к ним в объятия.

Выходит девочка и говорит стихотворение.


Нет прекрасней людей, чем дети!
Это имя свежее, чем ветер...
Это имя нежнее, чем волны...
Чья душа так чиста и свободна!

Ради них наступают рассветы,
Ради них нас Земля еще терпит...
Наши милые славные дети -
Бог за них нам простит все на свете!

Ради них мы должны измениться:
Стать добрее, счастливей и лучше!
Дети выбрали нас, чтоб родиться...
Их красивые хрупкие души!

И в любви воспитаем, и в ласке,
И в заботе детей наших... только -
Мы не бросим их подло и гадко...
Не найдут больше их на помойках!

Нет страшнее предательства! Рана
И позор человечества в этом!
Не бросайте их папы и мамы –

Самых лучших людей на планете!!


Девочки держат в руках нити и

Материал жариялап тегін сертификат алыңыз!
Бұл сертификат «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жарияланғанын растайды. Журнал Қазақстан Республикасы Ақпарат және Қоғамдық даму министрлігінің №KZ09VPY00029937 куәлігін алған. Сондықтан аттестацияға жарамды
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!