УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ -
ЗАЛОГ УСПЕХА В ЖИЗНИ
Вы не можете убежать от
слабости: однажды вы должны либо победить ее, либо погибнуть, и
если так, то почему бы не здесь и не сейчас
Р. Л. Стивенсон
Цели: формирование у
учащихся способности концентрации сил и внимания для достижения
уверенности в себе, осознание своих достижений, развитие навыков
уверенного поведения.
Приветствие Групповая
дискуссия
Ведущий обращается к классу
с вопросом: «Нужна ли человеку уверенность в себе?» В ходе
обсуждения выясняется, что уверенность крайне необходима, так как
если человек уверен в себе, то сможет выразить свои желания,
потребности так, чтобы это не затронуло чувства окружающих. Он
способен строить отношения на равных, умеет обратиться с просьбой к
человеку и в случае необходимости вежливо ответить
отказом.
Диагностический тест
«Насколько я уверен в себе»
Тест строится по аналогии с
методикой Дембо-Рубинштейн. Ребятам предлагается оценить свою
уверенность в разных жизненных ситуациях. В рабочих тетрадях
имеется несколько линий, характеризующих разные жизненные ситуации.
Крайняя точка слева на этой линии означает абсолютную
неуверенность, а крайняя справа — очень сильную уверенность в
каждой конкретной ситуации.
Неуверенность /
Уверенность
Общение с друзьями
(__________________________________)
Ответ на уроке
(_______________________________________)
Занятие любимым делом (
______________________________)
Общение с родителями
(_________________________________)
Общение с незнакомыми людьми
(_______________________)
Общение с учителями
(_________________________________)
Сначала на каждой из этих
линий ребятам надо поставить значок «X», который показывает, где
они находятся сейчас, каков их уровень уверенности в каждой из
ситуаций, а после этого значком «()» отметить то место, где они
хотели бы находиться, то есть как бы им хотелось, чтобы у них была
развита уверенность.
Анализ притчи
Ребята знакомятся с притчей
«О двух лягушках» (из книги Р. М. Грановской «Элементы практической
психологии»; СПб.: Речь, 2003).
Две лягушки упали в погреб и
попали в банку со сметаной. Одна, убедившись, что выбраться
невозможно, прекратила сопротивление и погибла. Другая лягушка
продолжала прыгать и биться, хотя все ее движения казались
бессмысленными. Но в конце концов сметана под ударами лягушачьих
лап загустела, превратилась в комок масла. Лягушка влезла на него и
выпрыгнула из банки.
Обсуждение. В чем смысл
притчи?
Упражнение «Круг
силы»
В основе всякого успеха
человека лежит его уверенность в себе. Бывают ситуации, в которых
для того, чтобы добиться поставленной цели, нам необходимо
почувствовать себя сильными, сконцентрироваться и
собраться.
Обсуждение. Что вы делаете,
когда перед вами стоит сложная задача? Что вы делаете перед началом
сложной контрольной, которую хотите успешно написать?
Сейчас я познакомлю вас со
специальным способом концентрации своих сил и внимания, овладев
которым вы сможете при необходимости быстро обретать чувство покоя
и уверенности в своих силах.
Сядьте поудобнее и закройте
глаза. Сделайте три глубоких вдоха...
Я буду обращаться ко всем
вам одновременно, при этом все мои слова будут звучать для каждого
из вас в отдельности.
Представь себе, что ты
стоишь на сцене. Над тобой большой прожектор, который освещает тебя
мягким теплым светом. Ты стоишь в кругу золотого света, и он
окружает тебя с головы до пят. Ты можешь вдыхать этот теплый
золотой свет в себя, и тогда сила и тепло этого света проникают во
все части твоего тела, вплоть до самых кончиков пальцев рук и ног.
Ты стоишь в кругу своей силы в том самом месте, где ты чувствуешь
себя самым сильным и прилежным, самым внимательным и спокойным. Ты
можешь представлять свой круг силы в любой момент, когда захочешь
почувствовать прилив новых сил и уверенность в себе. Ты сможешь
увидеть эту картину с золотым светом вокруг тебя вновь, и этот свет
охранит тебя, согреет и наполнит свежими силами. Ну а теперь
напрягись, потянись и открой глаза.
Упражнение «Копилка моих
успехов, хороших поступков»
Подростки (как и взрослые)
нередко не ценят свои успехи и достижения. Вместо этого они
предпочитают помнить о своих ошибках и недочетах, считая, что
именно они дают импульс для решения новых задач, которые ставит
перед ними жизнь.
Мы все хотим достичь в жизни
успехов. Может быть, вы хотите стать такими же успешными в своих
делах, как ваши родители, а может быть, даже превзойти их
достижения. Большинство людей полагает, что они добьются большего
успеха, если постоянно будут подгонять себя, требуя от самих себя
быть лучше, быстрее, умнее. И многие из них забывают сделать самый
первый и самый важный шаг, лежащий в основе всякого успешного
результата. Обычно нам нужно некоторое время на то, чтобы заметить
и запомнить свои достижения.
Напишите в своих тетрадях
заглавие «Копилка моих успехов». Мысленно вспомните все хорошее,
что вы совершили за последнее время. Возможно, вы выполнили сложное
и неприятное домашнее задание, подготовились к трудному уроку,
выучили наизусть длинное-предлинное стихотворение, получили
отличную оценку по какому-то предмету, помогли в чем-то родителям и
др. Выберите из всего этого три поступка, которыми особенно
гордитесь, и запишите их в тетради в свою копилку.
После того как ребята
зафиксируют в тетрадях свои достижения, каждый из них должен
обязательно похвалить себя за них. Ведущий просит детей под
поступками написать похвалу в свой адрес. Например: «Инна, ты на
самом деле сделала это здорово!», «Андрей, ты молодец!», «Маша, ты
умница!» и др.
Теперь в конце каждой
школьной недели ребятам надо будет вспоминать, что хорошего у них
было, записывать эти события в копилку и хвалить себя за
это.
Завершение
занятия