Тема: Звуки и буквы. Отличие звука от буквы.
Задачи: развивать внимание, фонематический слух, навыки грамотного, каллиграфического письма; формировать речевые способности; воспитывать трудолюбие.Оборудование: картинка «Сова»; кассы букв; звуковые символы; плакат для минутки чистописания; плакат для организационного момента; круги красного цвета.Ход урокаI. Организационный момент.II. Актуализация опорных знаний.Упражнение на развитие внимания, зрительного восприятия.Учитель вывешивает на доску плакат с буквами, написанными разными шрифтами.– Какая буква «лишняя»? (Буква «Ж».) Почему? (Обозначает согласный звук.)
III. Изучение нового материала.1. Беседа:– К нам сегодня на урок залетела Мудрая Сова.Используется предметная картинка с изображением совы.– Мудрая Сова предлагает нам с вами отправиться в большое путешествие в страну азбуки.– Как вы думаете, кто живет в этой стране?– В стране азбуки живут буквы. Но путь в эту страну лежит через страну звуков.– Эта страна невидимая, но она окружает нас всюду.– Как вы думаете, почему страна звуков невидимая?– Да потому, что звуки есть везде, их нельзя увидеть. Их можно только услышать или воспроизвести.– Закройте глаза и прислушайтесь.– Какие звуки вы слышите?– Скажите, как сигналит машина?– Как смеются?– Как воет волк? Лает собака? Мяукает кошка?– Так вот, все, что вы произнесли и услышали, – это и есть звуки. Звуками называется все, что можно услышать и произнести.– А кто мне скажет, с помощью чего люди издают звуки?– Что находится во рту каждого из вас?– А если мы закроем рот, что мешает нам увидеть зубы и язык? (Губы.)– Попробуйте закрыть рот и сказать «Здравствуйте!», не открывая рта.– Вы смогли правильно произнести это слово с закрытым ртом? (Не смогли.)– Можно ли разговаривать без помощи губ, щек, языка и зубов? (Нельзя.)– Значит, с помощью чего люди произносят звуки?– Произнесите звук [и].– В каком домике он живет? Почему в красном? (Обозначает гласный звук.)2. Работа с кассой букв.– А кто из вас помнит, с помощью какой буквы мы обозначаем звук [а]?– Найдите ее в кассе букв. Прочтите эту букву.– Ну вот мы и попали с вами в страну азбуки – в страну букв.– В этой стране живут 33 буквы.– А для чего нужны нам буквы? (Читать, писать.)– Верно, буквы мы пишем или читаем.– Итак, давайте повторим:• Звуки мы ... (произносим и слышим).• Буквы мы ... (пишем и читаем).
V. Повторение изученного.1. Игра «Маяк».Когда дети слышат среди произносимых учителем звуков гласные звуки, они зажигают свой «маяк» (показывают круг красного цвета). Ошибки подсчитываются. Выигрывает тот, кто не допустил ни одной ошибки.2. Игра «Чудо-дерево».Украсить дерево игрушками, картинками, в названии которых имеется соответствующий звук. Подобрать слова с заданным звуком.
VI. Итог урока.– В какой стране живут буквы?– С помощью чего мы произносим звуки?– Для чего нам нужны буквы?