Презентация "Активные методы обучения при дистанционном образовании"
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
1 слайд
1 слайд
2 слайд
1. Представить урок в виде логически законченных модулей
с четко определенной целью и планируемым результатом. Алгоритм конструирования урока в рамках системно-
деятельностного подхода
5. Оценить КПД урока, опираясь на принцип идеальности:
максимальный эффект учебной деятельности учащихся при
минимальной деятельности учителя. 4. Проанализировать полученный сценарий урока с точки
зрения системно-деятельностного подхода. Рассмотреть
выбранные приемы или техники на предмет использования ИКТ
для их реализации. 3. Для подготовки учебных задач на основе материала
учебника может быть использован конструктор ситуационных
задач Илюшина. 2. Исходя из тематики урока, цели модуля, с учетом
возрастных психологических особенностей развития детей,
выбрать педагогический прием или технику из банка приемов.
2 слайд
1. Представить урок в виде логически законченных модулей с четко определенной целью и планируемым результатом. Алгоритм конструирования урока в рамках системно- деятельностного подхода 5. Оценить КПД урока, опираясь на принцип идеальности: максимальный эффект учебной деятельности учащихся при минимальной деятельности учителя. 4. Проанализировать полученный сценарий урока с точки зрения системно-деятельностного подхода. Рассмотреть выбранные приемы или техники на предмет использования ИКТ для их реализации. 3. Для подготовки учебных задач на основе материала учебника может быть использован конструктор ситуационных задач Илюшина. 2. Исходя из тематики урока, цели модуля, с учетом возрастных психологических особенностей развития детей, выбрать педагогический прием или технику из банка приемов.
3 слайд
3 слайд
4 слайд
Выбор формы изучения нового
материала на уроке зависят от
многих факторов: особенностей и
уровня подготовки детей,
особенностей предмета,
особенностей темы, возможностей
и технического оснащения кабинета,
мастерства учителя.
Многолетний опыт педагогов-
экспериментаторов показал, что
даже в самых «безнадежных»,
«неинтересных» случаях можно
найти прием, который позволит не
просто ввести учащихся в новую
тему, но и организовать их
самостоятельную деятельность по
изучению нового материала.
4 слайд
Выбор формы изучения нового материала на уроке зависят от многих факторов: особенностей и уровня подготовки детей, особенностей предмета, особенностей темы, возможностей и технического оснащения кабинета, мастерства учителя. Многолетний опыт педагогов- экспериментаторов показал, что даже в самых «безнадежных», «неинтересных» случаях можно найти прием, который позволит не просто ввести учащихся в новую тему, но и организовать их самостоятельную деятельность по изучению нового материала.
5 слайд
5 слайд
6 слайд
6 слайд
7 слайд
7 слайд
8 слайд
Прием “Нестандартный вход в урок”
Универсальный прием ТРИЗ, направленный на
включение учащихся в активную мыследеятельность с
первых минут урока.
Учитель начинает урок с противоречивого факта,
который трудно объяснить на основе имеющихся знаний.
Пример.
Физика. Тема урока «Теплопередача».
До начала урока на окно поставить графин с водой, а
перед входом учащихся развернуть его противоположной
стороной. Попросить детей потрогать графин рукой и
объяснить, почему сторона графина, повернутая к солнцу
холодная, а противоположная – теплая.
Приём “Отсроченная отгадка”
Универсальный приём ТРИЗ, направленный на
активизацию мыслительной деятельности учащихся на
уроке.
Формирует:
•
умение анализировать и сопоставлять факты;
•
умение определять противоречие;
•
умение находить решение имеющимися
ресурсами.
1 вариант приема. В начале урока учитель дает
загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для
понимания) будет открыта на уроке при работе над новым
материалом.
2 вариант приема . Загадку (удивительный факт)
дать в конце урока, чтобы начать с нее следующее занятие. Приём "Ассоциативный ряд"
К теме или конкретному понятию урока
нужно выписать в столбик слова-ассоциации.
Выход будет следующим:
Если ряд получился сравнительно
правильным и достаточным, дать задание
составить определение, используя записанные
слова; затем выслушать, сравнить со словарным
вариантом, можно добавить новые слова в
ассоциативный ряд;
Оставить запись на доске, объяснить новую
тему, в конце урока вернуться, что-либо добавить
или стереть.
Приём “ Удивляй! ”
Описание: универсальный приём,
направленный на активизацию мыслительной
деятельности и привлечение интереса к теме
урока.
Формирует:
•
умение анализировать;
•
умение выделять и формулировать
противоречие.
Учитель находит такой угол зрения, при
котором даже хорошо известные факты
становятся загадкой.
8 слайд
Прием “Нестандартный вход в урок” Универсальный прием ТРИЗ, направленный на включение учащихся в активную мыследеятельность с первых минут урока. Учитель начинает урок с противоречивого факта, который трудно объяснить на основе имеющихся знаний. Пример. Физика. Тема урока «Теплопередача». До начала урока на окно поставить графин с водой, а перед входом учащихся развернуть его противоположной стороной. Попросить детей потрогать графин рукой и объяснить, почему сторона графина, повернутая к солнцу холодная, а противоположная – теплая. Приём “Отсроченная отгадка” Универсальный приём ТРИЗ, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке. Формирует: • умение анализировать и сопоставлять факты; • умение определять противоречие; • умение находить решение имеющимися ресурсами. 1 вариант приема. В начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом. 2 вариант приема . Загадку (удивительный факт) дать в конце урока, чтобы начать с нее следующее занятие. Приём "Ассоциативный ряд" К теме или конкретному понятию урока нужно выписать в столбик слова-ассоциации. Выход будет следующим: Если ряд получился сравнительно правильным и достаточным, дать задание составить определение, используя записанные слова; затем выслушать, сравнить со словарным вариантом, можно добавить новые слова в ассоциативный ряд; Оставить запись на доске, объяснить новую тему, в конце урока вернуться, что-либо добавить или стереть. Приём “ Удивляй! ” Описание: универсальный приём, направленный на активизацию мыслительной деятельности и привлечение интереса к теме урока. Формирует: • умение анализировать; • умение выделять и формулировать противоречие. Учитель находит такой угол зрения, при котором даже хорошо известные факты становятся загадкой.
9 слайд
Приём “Фантастическая добавка”
Универсальный приём, направленный на привлечение
интереса к теме урока.
Прием предусматривает перенос учебной ситуации в
необычные условия или среду.
Можно перенестись на фантастическую планету; изменить
значение какого-то параметра, который обычно остается
неизменным; придумать фантастическое животное или
растение; перенести литературного героя в современное
время; рассмотреть привычную ситуацию с необычной точки
зрения. Приём “Необъявленная тема”
Универсальный приём ТРИЗ, направленный
создание внешней мотивации изучения темы
урока.
Данный прием позволяет привлечь интерес
учащихся к изучению новой темы, не блокируя
восприятия непонятными терминами.
9 слайд
Приём “Фантастическая добавка” Универсальный приём, направленный на привлечение интереса к теме урока. Прием предусматривает перенос учебной ситуации в необычные условия или среду. Можно перенестись на фантастическую планету; изменить значение какого-то параметра, который обычно остается неизменным; придумать фантастическое животное или растение; перенести литературного героя в современное время; рассмотреть привычную ситуацию с необычной точки зрения. Приём “Необъявленная тема” Универсальный приём ТРИЗ, направленный создание внешней мотивации изучения темы урока. Данный прием позволяет привлечь интерес учащихся к изучению новой темы, не блокируя восприятия непонятными терминами.
10 слайд
Приём “Цепочка признаков“
Универсальный приём ТРИЗ, направленный на актуализацию
знаний учащихся о признаках тех объектов, которые
включаются в работу.
Формирует:
•
умение описывать объект через имена и значения
признаков;
•
умение определять по заданным частям модели скрытые
части;
•
умение составлять внутренний план действий.
1-й ученик называет объект и его признак («у белки – падеж»);
2-й называет другой объект с тем же значением указанного
признака и другой признак («у него – часть речи»);
3-й называет свой объект по аналогичному признаку и новый
признак («я – количество слогов») и т. п., до тех пор, пока
находится кто-то, способный продолжить цепочку.
Приём “Да-нет”.
Универсальный приём технологии ТРИЗ: способен увлечь и
маленьких, и взрослых; ставит учащихся в активную позицию.
Формирует следующие универсальные учебные действия:
•
умение связывать разрозненные факты в единую картину;
•
умение систематизировать уже имеющуюся информацию;
•
умение слушать и слышать друг друга.
Учитель загадывает нечто (число, предмет, литературного
героя, историческое лицо и др.). Учащиеся пытаются найти
ответ, задавая вопросы, на которые учитель может ответить
только словами: "да", "нет", "и да и нет". Приём “Я беру тебя с собой»
Универсальный приём ТРИЗ, направленный
на актуализацию знаний учащихся,
способствующий накоплению информации о
признаках объектов.
Формирует:
•
умение объединять объекты по общему
значению признака;
•
умение определять имя признака, по
которому объекты имеют общее
значение;
•
умение сопоставлять, сравнивать
большое количество объектов;
•
умение составлять целостный образ
объекта из отдельных его признаков.
Педагог загадывает признак, по которому
собирается множество объектов и называет
первый объект. Ученики пытаются угадать
этот признак и по очереди называют
объекты, обладающие, по их мнению, тем
же значением признака. Учитель отвечает,
берет он этот объект или нет. Игра
продолжается до тех пор, пока кто-то из
детей не определит, по какому признаку
собирается множество. Можно использовать
в качестве разминки на уроках.
10 слайд
Приём “Цепочка признаков“ Универсальный приём ТРИЗ, направленный на актуализацию знаний учащихся о признаках тех объектов, которые включаются в работу. Формирует: • умение описывать объект через имена и значения признаков; • умение определять по заданным частям модели скрытые части; • умение составлять внутренний план действий. 1-й ученик называет объект и его признак («у белки – падеж»); 2-й называет другой объект с тем же значением указанного признака и другой признак («у него – часть речи»); 3-й называет свой объект по аналогичному признаку и новый признак («я – количество слогов») и т. п., до тех пор, пока находится кто-то, способный продолжить цепочку. Приём “Да-нет”. Универсальный приём технологии ТРИЗ: способен увлечь и маленьких, и взрослых; ставит учащихся в активную позицию. Формирует следующие универсальные учебные действия: • умение связывать разрозненные факты в единую картину; • умение систематизировать уже имеющуюся информацию; • умение слушать и слышать друг друга. Учитель загадывает нечто (число, предмет, литературного героя, историческое лицо и др.). Учащиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы, на которые учитель может ответить только словами: "да", "нет", "и да и нет". Приём “Я беру тебя с собой» Универсальный приём ТРИЗ, направленный на актуализацию знаний учащихся, способствующий накоплению информации о признаках объектов. Формирует: • умение объединять объекты по общему значению признака; • умение определять имя признака, по которому объекты имеют общее значение; • умение сопоставлять, сравнивать большое количество объектов; • умение составлять целостный образ объекта из отдельных его признаков. Педагог загадывает признак, по которому собирается множество объектов и называет первый объект. Ученики пытаются угадать этот признак и по очереди называют объекты, обладающие, по их мнению, тем же значением признака. Учитель отвечает, берет он этот объект или нет. Игра продолжается до тех пор, пока кто-то из детей не определит, по какому признаку собирается множество. Можно использовать в качестве разминки на уроках.
11 слайд
Приём “Шаг за шагом”.
П риём интерактивного обучения. Используется для
активизации полученных ранее знаний. Автор -
Е.Д.Тимашева (г.Люберцы).
Ученики, шагая к доске, на каждый шаг называют термин,
понятие, явление и т.д. из изученного ранее материала.
Пример. На уроке биологии. Ученики шагают к доске. И
каждый шаг сопровождают названием какого-нибудь
растения из семейства крестоцветных, или животного из
псовых, или части кровеносной системы человека, или
чего-то ещё. На уроках других предметов ученики вполне
могут вышагивать, называя картины Рубенса,
архитектурные стили, предельные или непредельные
углеводороды, основные сражения Тридцатилетней
войны, имена Апостолов или Великих князей Московских,
орфограммы, слова по теме «Семья» и так далее.
Источник: электронное периодическое издание
«Эффективные образовательные технологии». Выпуск 1.
2008 г. Главный редактор, д.п.н. профессор Гузеев В.В
Дистанционные технологии и обучение Приём «Жокей и лошадь»
Приём интерактивного обучения. Форма
коллективного обучения. Автор - А.Каменский. Класс
делится на две группы: «жокеев» и «лошадей».
Первые получают карточки с вопросами, вторые – с
правильными ответами. Каждый «жокей» должен
найти свою «лошадь». Эта игрушка применима даже
на уроках изучения нового материала. Самая
неприятная её черта – необходимость всему
коллективу учащихся одновременно ходить по классу,
это требует определённой сформированности
культуры поведения.
Приём
“Игровая цель”
Универсальный приём-игра, направленный на
активизацию мыслительной деятельности учащихся на
уроке. Позволяет включить в игровую оболочку
большое число однообразных примеров или заданий.
Формирует:
•
учебные умения;
•
умение работать в команде;
•
умение слушать и слышать друг друга.
Предлагается в игровой форме команде или группе
учащихся выполнить ряд однотипных заданий на
скорость и правильность.
11 слайд
Приём “Шаг за шагом”. П риём интерактивного обучения. Используется для активизации полученных ранее знаний. Автор - Е.Д.Тимашева (г.Люберцы). Ученики, шагая к доске, на каждый шаг называют термин, понятие, явление и т.д. из изученного ранее материала. Пример. На уроке биологии. Ученики шагают к доске. И каждый шаг сопровождают названием какого-нибудь растения из семейства крестоцветных, или животного из псовых, или части кровеносной системы человека, или чего-то ещё. На уроках других предметов ученики вполне могут вышагивать, называя картины Рубенса, архитектурные стили, предельные или непредельные углеводороды, основные сражения Тридцатилетней войны, имена Апостолов или Великих князей Московских, орфограммы, слова по теме «Семья» и так далее. Источник: электронное периодическое издание «Эффективные образовательные технологии». Выпуск 1. 2008 г. Главный редактор, д.п.н. профессор Гузеев В.В Дистанционные технологии и обучение Приём «Жокей и лошадь» Приём интерактивного обучения. Форма коллективного обучения. Автор - А.Каменский. Класс делится на две группы: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь». Эта игрушка применима даже на уроках изучения нового материала. Самая неприятная её черта – необходимость всему коллективу учащихся одновременно ходить по классу, это требует определённой сформированности культуры поведения. Приём “Игровая цель” Универсальный приём-игра, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке. Позволяет включить в игровую оболочку большое число однообразных примеров или заданий. Формирует: • учебные умения; • умение работать в команде; • умение слушать и слышать друг друга. Предлагается в игровой форме команде или группе учащихся выполнить ряд однотипных заданий на скорость и правильность.
12 слайд
Приём “Корзина идей, понятий, имен”
Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся
на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них
опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают
ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок
корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе
знают об изучаемой теме.
Пример. Многие уроки изучения нового материала начинаются с приема
«Корзина», на доске демонстрируются или выводятся через проектор
основные идеи предстоящего урока. Например, на уроке изучения
«Линейного алгоритма» можно предложить учащимся высказать, как
они думают какой алгоритм можно назвать линейным, привести
примеры. На уроке изучения «Цикла» предложить предположить, что
такое цикл, какие примеры циклических действий они могут привести.
Приём
«До-После»
Описание: прием из технологии развития критического мышления. Он
может быть использован на 1 этапе урока, как прием, актуализирующий
знания учащихся. А также на этапе рефлексии.
Формирует:
•
умение прогнозировать события;
•
умение соотносить известные и неизвестные факты;
•
умение выражать свои мысли;
•
умение сравнивать и делать вывод.
В таблице из двух столбцов заполянется часть "До", в которой учащийся
записывает свои предположения о теме урока, о решении задачи,
может записать гипотезу.
Часть "После" заполняется в конце урока, когда изучен новый материал,
проведен эксперимент, прочитан текст и т.д.
Далее ученик сравнивает содержание "До" и "После" и делает вывод. Приём
“Развивающий канон”
Описание: Прием на развитие логического
мышления. Даны три слова, первые два
находятся в определенных отношениях. Найди
четвертое слово, чтобы оно с третьим было в
таких же отношениях.
Пример.
Слагаемое – сумма = множители -
?
Круг – окружность = шар -?
Береза – дерево = стихотворение -
?
Песня – композитор = самолет -
?
Прямоугольник – плоскость = куб -
?
12 слайд
Приём “Корзина идей, понятий, имен” Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. Пример. Многие уроки изучения нового материала начинаются с приема «Корзина», на доске демонстрируются или выводятся через проектор основные идеи предстоящего урока. Например, на уроке изучения «Линейного алгоритма» можно предложить учащимся высказать, как они думают какой алгоритм можно назвать линейным, привести примеры. На уроке изучения «Цикла» предложить предположить, что такое цикл, какие примеры циклических действий они могут привести. Приём «До-После» Описание: прием из технологии развития критического мышления. Он может быть использован на 1 этапе урока, как прием, актуализирующий знания учащихся. А также на этапе рефлексии. Формирует: • умение прогнозировать события; • умение соотносить известные и неизвестные факты; • умение выражать свои мысли; • умение сравнивать и делать вывод. В таблице из двух столбцов заполянется часть "До", в которой учащийся записывает свои предположения о теме урока, о решении задачи, может записать гипотезу. Часть "После" заполняется в конце урока, когда изучен новый материал, проведен эксперимент, прочитан текст и т.д. Далее ученик сравнивает содержание "До" и "После" и делает вывод. Приём “Развивающий канон” Описание: Прием на развитие логического мышления. Даны три слова, первые два находятся в определенных отношениях. Найди четвертое слово, чтобы оно с третьим было в таких же отношениях. Пример. Слагаемое – сумма = множители - ? Круг – окружность = шар -? Береза – дерево = стихотворение - ? Песня – композитор = самолет - ? Прямоугольник – плоскость = куб - ?
13 слайд
Приём “Ложная альтернатива”
Универсальный прием ТРИЗ. Внимание
слушателя уводится в сторону с помощью
альтернативы "или-или", совершенно
произвольно выраженной. Ни один из
предлагаемых ответов не является верным.
Пример.
Учитель предлагает вразброс обычные загадки
и лжезагадки, дети должны их угадывать и
указывать их тип. Например:
Сколько будет 8 и 4: 11 или 12
?
Что растет не березе - яблоки или груши?
Слово "часы" - пишется как "чесы" или "чисы"?
Кто быстрее плавает - утенок или цыпленок?
Столица России - Москва или Минск?
Какие звери живут в Африке - мамонты или
динозавры?
Сколько в минуте секунд - 10 или 100? Стратегия
“Вопросительные слова”.
Универсальный прием ТРКМ, направленный на формирование умения
задавать вопросы, а также может быть использован для актуализации
знаний учащихся по пройденной теме урока.
Учащимся предлагается таблица вопросов и терминов по изученной
теме или новой теме урока. Необходимо составить как можно больше
вопросов, используя вопросительные слова и термины из двух столбцов
таблицы.
Пример: Почему совершаются преступления в сфере деятельности,
связанной с информацией?
Сколько закон, обеспечивают безопасность информации в России?
Сколько категорий информационных преступлений существует? и т.д.
Вопросительные
слова
Основные понятия темы
Как?
Что?
Где?
Почему?
Сколько?
Откуда?
Какой?
Зачем?
Каким образом?
Какая взаимосвязь?
Из чего состоит?
Каково назначение? Информация
Преступления
Закон
Статья
Безопасность
Категории
13 слайд
Приём “Ложная альтернатива” Универсальный прием ТРИЗ. Внимание слушателя уводится в сторону с помощью альтернативы "или-или", совершенно произвольно выраженной. Ни один из предлагаемых ответов не является верным. Пример. Учитель предлагает вразброс обычные загадки и лжезагадки, дети должны их угадывать и указывать их тип. Например: Сколько будет 8 и 4: 11 или 12 ? Что растет не березе - яблоки или груши? Слово "часы" - пишется как "чесы" или "чисы"? Кто быстрее плавает - утенок или цыпленок? Столица России - Москва или Минск? Какие звери живут в Африке - мамонты или динозавры? Сколько в минуте секунд - 10 или 100? Стратегия “Вопросительные слова”. Универсальный прием ТРКМ, направленный на формирование умения задавать вопросы, а также может быть использован для актуализации знаний учащихся по пройденной теме урока. Учащимся предлагается таблица вопросов и терминов по изученной теме или новой теме урока. Необходимо составить как можно больше вопросов, используя вопросительные слова и термины из двух столбцов таблицы. Пример: Почему совершаются преступления в сфере деятельности, связанной с информацией? Сколько закон, обеспечивают безопасность информации в России? Сколько категорий информационных преступлений существует? и т.д. Вопросительные слова Основные понятия темы Как? Что? Где? Почему? Сколько? Откуда? Какой? Зачем? Каким образом? Какая взаимосвязь? Из чего состоит? Каково назначение? Информация Преступления Закон Статья Безопасность Категории
14 слайд
Приём «Согласен – Не согласен»
Универсальный прием, способствующий актуализации знаний
учащихся и активизации мыслительной деятельности. Данный
прием дает возможность быстро включить детей в
мыслительную деятельность и логично перейти к изучению
темы урока.
Формирует:
•
умение оценивать ситуацию или факты;
•
умение анализировать информацию;
•
умение отражать свое мнение.
Детям предлагается выразить свое отношение к ряду
утверждений по правилу: согласен – «+», не согласен – «-».
Пример.
При изучении темы «Мультимедийная презентация», можно
предложить следующие высказывания:
1. Презентация состоит только из текста и картинок.
2. Дизайн оформления должен быть разным на каждом
слайде.
3. Чем больше текста, тем лучше.
4. Лучше, если смена слайдов проводится по щелчку, а не
автоматически.
5. Чем меньше анимационных эффектов, тем лучше.
6. Презентация может носить обучающ...
14 слайд
Приём «Согласен – Не согласен» Универсальный прием, способствующий актуализации знаний учащихся и активизации мыслительной деятельности. Данный прием дает возможность быстро включить детей в мыслительную деятельность и логично перейти к изучению темы урока. Формирует: • умение оценивать ситуацию или факты; • умение анализировать информацию; • умение отражать свое мнение. Детям предлагается выразить свое отношение к ряду утверждений по правилу: согласен – «+», не согласен – «-». Пример. При изучении темы «Мультимедийная презентация», можно предложить следующие высказывания: 1. Презентация состоит только из текста и картинок. 2. Дизайн оформления должен быть разным на каждом слайде. 3. Чем больше текста, тем лучше. 4. Лучше, если смена слайдов проводится по щелчку, а не автоматически. 5. Чем меньше анимационных эффектов, тем лучше. 6. Презентация может носить обучающ...