Материалдар / АӘД пәнінен ашық сабақ "Химиялық қару" 11 сынып
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

АӘД пәнінен ашық сабақ "Химиялық қару" 11 сынып

Материал туралы қысқаша түсінік
Изучение с учащимися химического оружия и поражающими свойствами отравляющих веществ. Ознакомление их со способами защиты от химического оружия. признаки его применения, краткая характеристика отравляющих веществ, их поражающие свойства и способы защиты от них,очаг химического поражения, первичная и вторичная зоны заражения
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
17 Желтоқсан 2017
1179
1 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады



Открытый урок НВП в 11 Б классе.

Химическое оружие.
















Провел преподаватель-организатор НВП: Алимов К.Т.

Школа-лицей города Макинск-2015г





























ТЕМА УРОКА: Химическое оружие,

признаки его применения, краткая характеристика отравляющих веществ, их поражающие свойства и способы защиты от них,очаг химического поражения, первичная и вторичная зоны заражения


ЦЕЛЬ: Изучение с учащимися химического оружия и поражающими свойствами отравляющих веществ. Ознакомление их со способами защиты от химического оружия.


УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Химическое оружие.

2. Историческая справка.

3. Принципы применения химического оружия.


ЗНАТЬ: Особенности химического оружия и воздействие на личный состав при его применении.


ТИП УРОКА: Комбинированный


ВРЕМЯ: 45 минут.


МЕСТО: Кабинет начальной военной подготовки


МЕТОД: Рассказ с показом видеофильма, схем и таблиц


РУКОВОДСТВО и ПОСОБИЕ: Учебник НВП, учебник ГО.


МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: учебный видеофильм «Химическое оружие», плакаты, схемы, противогазы, аптечки индивидуальные.


ХОД ЗАНЯТИЯ


Учебные вопросы, время на их отработку


Действие руководителя


Действия обучаемых

1

2

3

Вводная часть

5 минут

Принимает рапорт командира взвода, (отделения, дежурного) поверяет наличие обучаемых и их внешний вид, их материальное имущество, приготовленное к уроку. Заслушивает ответы на поставленные контрольные вопросы. Объявляет тему и учебную цель занятия, переходит к первому учебному вопросу.

Отвечают на поставленные учебные контрольные вопросы, записывают тему и учебную цель занятия

1-й учебный вопрос

10 минут

Химическое оружие (ХО) — один из видов оружия массо­вого поражения, губительное действие которого основано на использовании боевых токсичных химических веществ (БТХВ).

К боевым токсичным химическим веществам относятся отравляющие вещества (ОВ) и токсины, оказывающие губительное действие на организм человека и животных, а также фитотоксиканты, которые могут применяться в во­енных целях для поражения различных видов раститель­ности.

По мнению военных специалистов США и других стран НАТО, химическое оружие предназначается для поражения живой силы противника, снижения ее боеспособности, а также для затруднения (дезорганизации) боевой деятель­ности войск и объектов тыла.

Фитотоксиканты служат для уничтожения злаковых и других видов растительности с целью лишения противника продовольственной базы и подрыва военно-экономического потенциала, а также для снижения маскирующей способ­ности древесно-кустарниковой растительности.

В качестве средств доставки химического оружия к объектам поражения используются авиация, ракеты, ар­тиллерия, средства инженерных и химических войск.

К числу боевых свойств и специфических особенностей химического оружия относятся:

высокая токсичность 0В и токсинов, вызывающая даже в крайне малых дозах тяжелые и смертельные поражения;

биохимический механизм поражающего действия боевых токсичных химических веществ (БТХВ) на живой организм;

способность ОВ и токсинов проникать в покрытия вооружения и военной техники, а также в здания, сооружения и поражать находящихся там незащищенных людей;

длительность действия БХТВ ввиду их способности сохранять определенное время свои поражающие свойства на местности, вооружении, военной технике и в атмосфере;

трудность своевременного обнаружения факта приме­нения противником БХТВ и установления его типа;

возможность управления характером и степенью пора­жения живой силы;

необходимость использования для защиты от пораже­ния (заражения) и ликвидации последствий применения химического оружия комплекса специальных средств защиты химической разведки, индивидуальной и коллективной защиты, дегазации, санитарной обработки, антидотов и др.

Военные специалисты стран НАТО к "достоинствам" химического оружия относят его способность избирательно поражать живую силу противника без разрушения сооружений и уничтожения (повреждения) материальных средств. Результатом применения химического оружия могут быть тяжелые экологические и генетические последствия, устранение которых потребует длительного времени.

Экология (от греч. оiroз—"жилище, местопребывание") — наука о взаимных связях растительных и животных организмов с окружающей их средой. Экологические последствия применения химического оружия заключаются в таком воздействии БТХВ на животные и растительные организмы, а также на почву, воду и воздух, которое при­водит к критическому состоянию окружающей среды, затрудняющему существование человека. Генетические по­следствия связаны с нарушением аппарата наследственно­сти человека, которое может отрицательно сказываться на последующих поколениях.

Указанные свойства и особенности химического оружия, возможные большие масштабы и тяжелые последствия от его применения, а также морально-психологический эффект воздействия на людей и другие признаки характеризуют его как один из видов оружия массового поражения.

Поражающими факторами химического оружия явля­ются различные виды боевого состояния БТХВ. Боевым состоянием БТХВ называют дисперсное (раздробленное) их состояние в виде твердых или жидких частиц различных размеров. В таком состоянии вещество может быть представлено в виде начального облака (источника) раз­личной формы и значительных размеров и в дальнейшем распространяться в приземном слое атмосферы или оседать на поверхности, оказывая поражающее воздействие на живую силу (растительность).

Видами боевого состояния БТХВ являются: пар, аэрозоль и капли. Качественные различия указанных видов боевых состояний БТХВ и характер их поведения и действия оп­ределяются главным образом размерами частиц вещества.

Пар — вещество, находящееся в газообразном состоянии.

Аэрозоли представляют собой дисперсные гетерогенные (неоднородные) системы, состоящие из взвешенных в воздухе твердых или жидких частиц вещества. Частицы размером 10 6—10~3 см образуют тонкодисперсные аэрозоли, которые могут долго находиться в воздухе, очень подвержены турбулентному рассеиванию, относительно свободно проникают в укрытия, попадают в легкие человека. Частицы размером 10 2 см образуют грубодисперсные аэрозоли, которые оседают в поле тяготения на различных поверх­ностях, подвергаясь при этом некоторому влиянию турбулентной диффузии в атмосфере.

Капли—частицы размером 0,5 • 10 -1 см и более, которые по сравнению с грубодисперсными аэрозолями слабо подвергаются рассеивающему действию турбулентной диффузии.

Перевод в боевое состояние БТХВ осуществляется при выбросе (выливании) его из химического боеприпаса (бое­вого прибора).

Боевые токсичные химические вещества в состоянии пара и тонко дисперсного аэрозоля заражают воздух и поражают живую силу через органы дыхания (ингаляционные поражения). Количественной характеристикой степени заражения воздуха является концентрация С (мг/л, г/м3), измеряемая массой БТХВ, содержащейся в единице объема зараженного воздуха.

Боевые токсичные химические вещества в виде грубо -дисперсного аэрозоля или капель заражают местность, вооружение, военную технику, обмундирование, средства зашиты, водоемы и способны поражать незащищенную живую силу как в момент оседания частиц на поверхности тела человека (кожно-резорбтивные поражения), так и после их оседания вследствие испарения с зараженной поверх­ности (ингаляционные поражения) или в результате контактов живой силы с зараженными поверхностями (контактные кожно-резорбтивные поражения). Поражения живой силы в результате непосредственного оседания ча­стиц на коже человека могут быть названы первичными, а поражения после оседания частиц в результате контакта с зараженной поверхностью — вторичными. Степень зараже­ния поверхности характеризуется плотностью заражения фм (мг/м2, г/м2), измеряемой массой БТХВ, содержащейся в единице площади зараженной поверхности.

При оценке плотности заражения кожных покровов обычно используют размерность в миллиграммах на квадратный сантиметр (мг/см2).

Поражения живой силы возможны также при употреб­лении зараженных продуктов питания и воды (алиментарные поражения). Количественной характеристикой за­ражения источников воды является концентрация БТХВ в воде С (мг/м3, г/м3), измеряемая массой вещества, со­держащейся в единице объема воды.

Слушают преподавателя – организатора НВП, основные моменты конспектируют в тетрадь.




2-й учебный вопрос

10 минут

Историческая справка. Отдельные попытки применения химических средств поражения (ядовитых веществ) в военных целях имели место на протяжении всей истории войн. *Возникновение химического оружия было вызвано прежде всего военно-политическими причинами: ростом милитаризма в условиях межимпериалистических противоречий и подготовки к мировой войне, стремлением империалистических держав обеспечить себе военное' превосходство и использовать любые средства для завоевания мирового господства. Важно также отметить, что с развитием химической науки и промышленности намерения основных капиталистических государств применять для военных целей химическое оружие получили реальную научно-техническую и материальную основу. *Опасность использования химического оружия уже в то время вызывала беспокойство мировой общественности. Поэтому на первой (1899 г.) и второй (1907 г.) между­народных Гаагских конференциях были приняты сог­лашения, запрещающие применение ядовитых веществ в военных целях. *Нарушая принятые соглашения, в ходе мировой войны 1914—1918 гг. Германия первой применила артиллерийские химические снаряды с раздражающими отравляющими веществами. В дальнейшем начали активно использовать химическое оружие и армии других воюющих стран. В районе Ипра (Бельгия) 22 апреля 1915г. немецкие войска провели первую газобаллонную атаку, в результате которой в первые часы погибло около 6 тыс. человек, а 15 тыс. получили поражения различной степени тяжести. В дальнейшем химическое оружие широко применялось , воюющими странами как с помощью газовых баллонов, так и с помощью газометов, минометов и артиллерийских орудий. *Период Первой мировой войны отличался ростом военно-химического потенциала империалистических государств. В течение 1914—1918 гг. ими было произведено около 180 тыс. т различных ОВ, из которых 125 тыс. т использовались на полях сражений. Только Германией было изготовлено более 34 млн. химических снарядов. Масси­рованное применение химического оружия в войне привело к большим потерям живой силы. Общее количество пораженных ОВ составило около 1 млн. 300 тыс. человек, и это несмотря на сравнительно малую токсичность использовавшихся тогда ОВ и ограниченность глубины при­менения химического оружия пределами тактической зоны.

После Первой мировой войны под давлением обществен­ности 17 июня 1925 г. представители 37 государств подписали в Женеве "Протокол о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств". Советский Союз в 1927 г. подписал этот протокол, а в 1928 г. ратифицировал его. В сравнительно короткий срок Женевский протокол ратифицировали (или присоединились к нему) большинство государств мира. Парламенты главных капиталистических государств - США и Японии — отказались от его ратификации. Только через 50 лет США были вынуждены ратифицировать этот протокол, выдвинув при этом ряд условий. *История, однако, свидетельствует, о том, что наиболее агрессивные империалистические страны, несмотря на Женевское соглашение, неоднократно применяли хими­ческое оружие в захватнических целях. Например, в 1935— 1936 гг. в войне с Эфиопией итальянцы провели 19 мас­сированных химических нападений. Из 760 тыс. погибших воинов и жителей Эфиопии не менее 30% составили потери от использования химического оружия. Химическое оружие применяла империалистическая Япония во время войны против Китая в 1937—1943 гг. Во время боевых действий японские войска наряду с химическими боеприпасами широко использовали биологические средства и различные яды для отравления источников воды. *В годы Второй мировой войны не снималась угроза применения химического оружия фашистской Германией. Имеющая склонность к самым крайним авантюрам, правящая фашистская верхушка держала химическое оружие в готовности к его неограниченному применению. *Идея использования отравляющих веществ в будущей войне была сформулирована в 1937 г. генеральным штабом гитлеровских сухопутных войск следующим образом: "Мы не должны повторять ошибок мировой войны и применять новые 0В разрозненно и в небольших количествах. Такие 0В должны быть применены молниеносно, неожиданно, в решающем месте и на широком фронте". *Героические усилия советских войск, сумевших переломить ход войны в свою пользу, избавили человечество от тяжелых последствий применения химического оружия фашистской Германией. *В послевоенные годы в империалистических государствах химическое оружие получает новое развитие, широко внедряются ОВ нервно-паралитического действия (зарин, зоман, иприт, УХ), психохимические вещества, а также токсины и фитотоксиканты. Разработана крупномасштаб­ная программа производства новых типов химических боеприпасов, в частности в бинарном снаряжении. *Нарушив международные соглашения, США в 1951— 1952 гг. применяли химическое оружие во время военных Действий в Корее. В течение многих лет американские агрессоры в больших масштабах использовали химическое

оружие в войне против Вьетнама и других государств Индокитая. Только во Вьетнаме было израсходовано свыше 100 тыс. т химических веществ, от которых пострадало около 2 млн. человек. Химическими веществами была уничтожена растительность на 360 тыс. га обрабатываемых земель и около 0,5 млн. га леса. *Учитывая угрозу, которую представляет для всего человечества применение в войне химического оружия, мировая общественность ведет постоянную борьбу за исключение химического оружия из арсеналов всех армий, за его полное и безоговорочное запрещение.

Слушают преподавателя – организатора НВП, основные моменты конспектируют в тетрадь.






3-й учебный вопрос

10 минут

Принцип применения химического оружия. Отличительными особенностями применения хими­ческого оружия, по мнению военных специалистов ино­странных армий, являются внезапность нападения и массированность химических ударов. *Под внезапностью нападения понимается совокупность таких мер и действий, осуществление которых обеспечивает неожиданное для противника применение химического оружия и способствует достижению наибольшей его эффективности. Главными условиями достижения внезап­ности считаются: сохранение в тайне замысла командова­ния на использование химического оружия; скрытность под­готовки к его применению, осуществление мер оперативной маскировки, дезинформация противника; сокращение сроков подготовки к использованию химического оружия; нанесение химических ударов в такой момент, когда противник не ожидает и полностью не подготовлен к защите (ночью, в период отдыха, в неблагоприятных метеоро­логических условиях и т. д.). *Важное значение придается маскировке начала хими­ческого нападения и созданию препятствий к его распо­знаванию. При этом применение химического оружия может сочетаться с ядерными ударами; кроме того, могут использоваться осколочно-фугасные, зажигательные и дымовые боеприпасы, комбинированные химические боеприпасы разных типов, а также ранее не известные БТХВ, боеприпасы и способы нападения.

*Военные специалисты иностранных армий считают, что тактической внезапности применения химического оружия можно добиться мощными кратковременными артиллерийскими налетами, залпами реактивной артиллерии, ракет­ными ударами, бомбовыми ударами авиации, поливкой (распылением) БТХВ с самолетов на малых высотах и больших скоростях.

*Под массированностью химических ударов понимается сосредоточение большей части сил и средств для нанесения химических ударов на главных направлениях, по наиболее важным районам, объектам и в решающий момент боя в целях достижения результатов, оказывающих существен­ное влияние на ход боевых действий. Химическое оружие может применяться и на второстепенных направлениях, но в указанном месте, на широком фронте и в больших количествах. *В армиях стран НАТО химическое оружие может использоваться всеми видами и родами вооруженных сил. Для этого в их составе имеются ракетные части, части и подразделения ствольной и реактивной артиллерии, части штурмовой, истребительно-бомбардировочной авиации, вертолетов, корабельной артиллерии ВМС, а также средства мотопехотных, инженерных и химических частей и подраз­делений. *По мнению военных специалистов иностранных армий, возможны следующие способы доставки химического оружия к цели:

огневые налеты и методический огонь артиллерии и минометов;

залпы реактивной артиллерии;

одиночные и групповые пуски ракет классов "земля— земля" и "воздух — земля";

групповое применение авиацией химических бомб и бомбовых кассет;

стрельба малогабаритными бомбами из кассетных ус­тановок летательных аппаратов;

поливка ОВ или фитотоксикантами из выливных авиа­ционных приборов (ВАП);

распыление ОВ и токсинов из распылительных авиа­ционных приборов (РАП);

подрыв полей химических фугасов;

выпуск ОВ с помощью аэрозольных генераторов;

метание гранат и патронов с помощью гранатометов или вручную.

*Из перечисленных способов доставки химического оружия только поливка ОВ из ВАП и распыление ОВ и токсинов из РАП, а также выпуск ОВ с помощью аэрозоль­ных генераторов являются специфическими, все остальные способы применимы и для других типов боеприпасов (оско­лочно-фугасных, зажигательных), что позволяет противнику осуществлять стрельбу химическими снарядами и бомбо­метание по правилам и приемам, установленным для обычного оружия. *В армиях стран НАТО применение указанных способов доставки химического оружия к цели предусматривает решение следующих четырех групп задач:

а) поражение живой силы;

б) истощение живой силы;


в) заражение отравляющими веществами местности и различных объектов с целью затруднения маневра и других видов боевой деятельности войск противника;

г) дезорганизация работы тыла.

*Перечисленные задачи получили новое качественное развитие в связи с появлением высокотоксичных ОВ и токсинов, новых типов боеприпасов и возросшим уровнем качества и эффективности вооружения. *Поражение живой силы химическим оружием означает непосредственный вывод ее из строя в целях прекращения функционирования или снижения боевых возможностей противника. *Истощение живой силы — это принуждение живой си­лы противника к длительному пользованию средствами защиты и укрытиями, продолжительная угроза ее пора­жения отравляющими веществами. Длительное использо­вание средств защиты и укрытий приводит к физическому и психическому изматыванию людей, затрудняет управле­ние войсками и в целом снижает их боеспособность. *Заражение ОВ участков местности и различных объек­тов затрудняет на них действия войск противника и без­опасное применение вооружения и военной техники. Так, например, заражение флангов атакуемого войсками участка обороны, а также рубежей развертывания для контратаки противника и путей выдвижения на эти рубежи значительно ограничит возможности маневра противника живой силой, вооружением, военной техникой и материальными средствами.

*Дезорганизация работы тыла имеет целью затруднить систему снабжения войск боеприпасами, продуктами пита­ния и другими материальными средствами, нарушить ус­тановленную жизнедеятельность войск противника. *Объектами для нанесения химических ударов являются войска противника, расположенные открыто или находящиеся в инженерных сооружениях, а также позиции огневых средств, пункты управления, аэродромы, органы тыла. *При планировании использования химического оружия учитываются степень укрытости живой силы на объекте, наличие и состояние средств защиты и уровень подготовки войск к действиям в условиях длительного заражения воз­духа, местности, вооружения и военной техники. *При оценке состояния защиты и укрытости войск раз­личают три степени защищенности — высокую, среднюю и слабую, которые характеризуются следующими качествен­ными признаками:

*высокая — личный состав хорошо обучен пользованию средствами защиты; оборудованы убежища для укрытия большей части личного состава; проводится систематический контроль за состоянием средств защиты и подгонкой лицевых частей противогазов; физическое состояние личного состава хорошее;

*средняя — личный состав подготовлен удовлет­ворительно к пользованию средствами защиты; большая его часть размещается в перекрытых траншеях; контроль за состоянием средств защиты и подгонкой лицевых частей противогазов проводился в ближайшие двое-трое суток; физическое состояние личного состава удовлетворитель­ное;

*слабая — подготовка личного состава к пользованию средствами защиты низкая; контроль за исправностью средств защиты и подгонкой лицевых частей противогазов не велся несколько суток; расположение личного состава — открытое или в открытых траншеях; отмечается сильная физическая усталость личного состава.

Слушают преподавателя – организатора НВП, основные моменты конспектируют в тетрадь

.





































Заключи - тельная часть.

5 минут

Подводит итоги занятия, указывает, как выполнена учебная цель, оценивает степень усвоения материала обучаемыми, сообщает тему следующих занятий.

Учебник НВП 2007 Гл. 8 §4 стр.256-265.

Записывают домашнее задание.

Преподаватель-организатор НВП

________________Алимов К.Т.


Вопросы и задания:

1. Дайте определение химического оружия.

2. Перечислите виды боевого состояния БТХВ.

3. К каким классам ОВ относятся зарин, зоман, иприт, УХ?

4. Перечислите способы доставки химического оружия.

Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!