Цели: Закрепить и обобщить, полученные знания.
Совершенствовать технику чтения, работать над выразительным
осознанным чтением,
формировать умение анализировать содержание прочитанного;
развивать речь учащихся, память, творческие способности;
воспитывать любовь, бережное отношение к природе.
Оборудование: плакат с названием темы, карточки с отрывками из
произведений, вырезки с изображением природы, карточки с названиями
произведений и их авторами.
Ход урока.
1.Круг – приветствие.
Дети с учителем стоят в кругу. Учитель говорит высказывания, дети
хором повторяют:
«Земля – наш общий дом», «Человек – часть природы», «Человек и
природа едины», «Мир без природы беден», «Любить природу – значит
любить Родину».
Презентация № 1 «Живая природа»
2.Сообщение темы и целей урока.
На доске на карточках даны названия произведений и их
авторов.
Задание: правильно соедини название произведения
и автора:
«Не рви цветов» Б.С. Житков
«Кто, если не ты» С. Бегалин
«Жук на ниточке» В. И. Орлов
«Беспризорная кошка» В.В. Бианки
«Тема и Жучка» Л.А. Чарская
«Сова» М. Алимбаев
«Жеребенок Э.Ю. Шим
«Навсегда» Н.Г. Гарин – Михайловский
3.Беседа с детьми.
-Как должен обращаться с природой человек, чтобы Земля осталась
«для всех и навсегда»?
-Как вы понимаете слова: «Я мечтаю о таком доверье,
Чтоб от нас не ожидали лиха
Ни цветы, ни травы, ни деревья,
Ни олень, ни тихая лосиха.»
-Назовите произведения, в которых говорится о том, что человек и
природа взаимосвязаны, человек – часть природы.
-Назовите произведения, которые вам понравились.
Почему? Прочитайте отрывок.
«Навсегда » Орлова
Презентация № 2 по творчеству Б.Житкова, М.
Пришвина
4.
Физминутка «Вышли уточки на луг»
5.
Работа с карточками.
У каждого учащегося карточки с отрывками из произведений: «Тема и
Жучка», «Верблюд и мальчик»:
- Не надо бояться, - говорит он дрожащим от ужаса голосом. – Стыдно
бояться! Трусы только боятся. Кто делает дурное – тот боится, а я
дурного не делаю… Папа на войне был, там страшно, а здесь разве
страшно? Здесь ни капельки ни страшно. Вот отдохну и полезу
дальше…
…и, не оглядываясь, не теряя ни минуты, побежал к дому.
Он не помнил, сколько раз падал, но не лежал, набираясь сил, а
полз, потому что трясина ждать не будет.
У него хватило сил открыть дверь кибитки…
- Что общего в этих рассказах? Чем они похожи?
Вывод: человек несет ответственность за все, что его окружает.
5. Выборочное чтение. (Работа в парах)
У каждого учащегося карточка с текстом. Дети читают и подчеркивают
слова, которые раскрывают понятие «ЛЕС».
Как один художник рисовал лес.
- Что такое лес? – размышлял художник. – Конечно, деревья!
Нарисовал березы, ели, сосны, дубы, тополя. Да так похожи они
получились, что вот – вот ветки закачаются. А в углу, как и
положено, нарисовал Старичка – Лесовичка. Повесил картину…
- Это не лес! – послышался голос Старичка – Лесовичка из угла
картины. – Без кустов, без ягод, без цветов, без трав – не лес!
Нарисовал художник траву и цветы, кусты, ягоды и грибы…
- А насекомых нарисовал? – опять послышался голос Лесовичка.
Нарисовал художник насекомых, но они облепили все деревья.
- Нужны птицы, звери, - не унимался Старичок – Лесовичок.
Долго спорили, и художник согласился, и еще дорисовал много разных
птиц и зверей.
- Вот это лес! – сказал довольный старичок и исчез. А может, и не
исчез, а притаился за кустом или за деревом. -Ведь прячутся в нем
тысячи жителей. И все они и есть лес.
Проверить какие слова подчеркнули дети.
6. Индивидуальная работа.
Творческая работа: составление коллажа на
тему:
«Человек и природа едины».
Ребята составляют коллаж из картинок, заранее
вырезанных из журналов.
7.
Обобщение.
«Человек не может жить без природы, без цветов,
птиц».
Он в ответе за все живое на планете.
8. Итог урока.
|