Материалдар / "Функционалдық сауаттылық "
2023-2024 оқу жылына арналған

қысқа мерзімді сабақ жоспарларын

жүктеп алғыңыз келеді ма?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен 2022-2023 оқу жылына арналған 472-бұйрыққа сай жасалған

"Функционалдық сауаттылық "

Материал туралы қысқаша түсінік
Бұл сыныптан тыс іс-шара жоспары. Бұл жұмыста ұстаздар мен оқушыларға бірей беруге болатын жұмыс түрлерін қарастыруға болады. Берілген тапсырмалар арқылы олар ой қозғау арқылы еркін ойлап, жауап бере алады
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады.
Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
27 Наурыз 2022
267
0 рет жүктелген
Бүгін алсаңыз 25% жеңілдік
беріледі
770 тг 578 тг
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Коучинг

«Функциональная грамотность и ее место в организации учебно-воспитательного процесса»

(учитель казахского языка и литературы Мақсұт Ә.А.)

«Ум заключается не только в знании,

но и в умении применять знания на деле».

Аристотель

Тема коучинга

«Функциональная грамотность на уроках английского и казахского языков»

Цель

 мотивация педагогов к применению  в своей деятельности приёмов, направленных на формирование навыков функционального чтения у обучающихся школы.

Результаты обучения

- создать условия для восприятия опыта работы по развитию навыков функционального чтения;

- познакомить с некоторыми приёмами, предоставить возможность для оценки их эффективности на практике;

- содействовать формированию мотивации на осуществление деятельностного подхода в обучении.

- познакомиться с возможностями образовательной платформы learningapps.

Форма

Групповая работа, кумулятивная беседа.

Ресурсы

Компьютер, интерактивная доска, постеры, маркеры.


Этап

Деятельность коуча

Деятельность учителей

При входе участники коучинга выбирают себе разложенные фигурки (капельки, треугольники, листочки), у каждой группы на парте лежит солнышко без лучей. Когда все участники соберутся коуч предлагает объединиться в группы по форме лучиков и каждой группе собрать свое солнышко приклеивая лучики к солнцу. Готовое, улыбающее солнышко будет характеризовать хорошее настроение.

Коуч:

  • Желаю вам, так же как и вашим солнышкам улыбаться в течении всего нашего

коучинга!

І. Эмоциональный настрой «Здравствуйте!»

При помощи ассистента коуч объясняет как эмоционально настроиться на коучинг.

 Участники поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

  1. Желаю (соприкасаются

большими пальцами);

  1. успеха (указательными);

  2. большого (средними);

  3. во всём (безымянными);

  4. и везде (мизинцами);

  5. Здравствуйте!

(прикосновение всей ладонью)

Разбиваются на пары и выполняют эмоциональный настрой.

С целью выявления какими же навыками функциональной грамотности владеют участники коучинга, предлагается поработать в группах с отрывками из текстов, не похожих по стилю написания и содержания, дав задание прочитать и обсудив в группах ответить на вопрос «Как вы думаете, что их объединяет?».

ІІ. Самостоятельная работа с заданиями (выход на тему коучинга)

(Первое задание)Группам раздаются задания.

1 пара ситуаций

  1. Вертит очками так и сяк:

То к темю их прижмет,

То их на хвост нанижет,

То их понюхает,

То их полижет;

Очки не действуют никак.

И.А.Крылов «Мартышка и очки»

2. Утром вы бегло прочитали название лекарства на упаковке и приняли предписанную вам дозу. Вскоре вы почувствовали себя плохо. Позже выяснилось, что вы приняли препарат, который был выписан вашему дедушке.

2 пара ситуаций

  1. В большом городе вы

оказались в метро и заметили, что часто слышите одну и ту же фразу: «Не подскажете, как добраться до станции...».

  1. Вы пытаетесь загрузить

программу «Скайп». У вас не получается. Вы читаете инструкцию, снова пытаетесь загрузить программу. Ничего не получается. Вы предпринимаете третью попытку – безрезультатно...

Читают задания, обсуждают. Участники должны ответить на вопрос «Что объединяет данные ситуации?»

После прослушивания ответов групп коуч подводит коллектив к теме коучинга «Функциональная грамотность».

ІІІ. Теоретический материал.

С помощью презентации дает понятие о функциональной грамотности.

Слушают, записывают, анализируют.

Для начала, уважаемые коллеги, хотелось бы ознакомить вас с такими понятиями как международные исследования PISSA, TIMMS, PIRLS.

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ- способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность есть атомарный уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.

PISSA - оцениваниематематическойграмотности и грамотности в области чтения и естествознания 15-летних обучающихся.

TIMMS - позволяет отслеживать тенденции в математическом и естественнонаучном образовании участвующих стран посредством оценки образовательных достижений учащихся 4 и 8 классов по математике и естествознанию.

PIRLS - исследование сравнивает уровень и качество чтения и понимания текста учащимися начальной школы.

В Казахстане исследование PISA запущено впервые в 2009 году.По грамотности чтенияиспытуемые Казахстана относится к третьей группе стран,  у которых результаты ниже среднего значения.В рейтинге результатов учащиеся Казахстана показали 59 позицию среди 65 стран. В исследовании математической обученностиКазахстан занял 53 место в рейтинге стран-участниц и по естественно-научной грамотности казахстан занял 58 место.

В результате анализа столь неутешительных результатов Первый Президент страны Н.А.Назарбаев в очередном послании народу казахстана от 27 января 2012 года «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана» отметил: «... образование должно давать молодежи не только знания, но и умение их использовать в процессе социальной адаптации.Поручаю Правительству принять пятилетний Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников». Целью которого являетсясозданиеусловий для развития функциональной грамотности школьников Республики Казахстан.


Вместе с термином функциональная грамотность в большинстве случаев употребляется такой термин как, «компетентность». Компетентность — наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области.Выделяются следующие ключевые компетенции выпускника средней школы.

  • Управленческие (способность к разрешению проблем).

  • Информационные (способность к самостоятельной познавательной деятельности или умение учиться на протяжении всей жизни).

  • Коммуникативные (способность к устной, письменной, продуктивной

коммуникации на казахском, русском и английском (иностранном) языках).

  • Социальные (способность к социальному взаимодействию).

  • Личностные (способность к самоорганизации, самосовершенствованию,

жизненному и профессиональному самоопределению, самореализации, быть толерантным).

  • Гражданские (способность нести ответственность за свою родину на основе

казахстанского самосознания и культурной идентичности).

  • Технологические (способность к использованию технологий, в том числе

научных, цифровых на уровне эффективного пользователя).

В зависимости от решения разнообразных жизненных задач различают различные виды функциональной грамотности:

        (Второе задание - Дерево)Для ознакомления с индикаторами функциональной грамотности предлагаем задание: подберите умения,  которые, на ваш взгляд, соответсвуют определенному

индикатору.

Информационная:  находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и др. печатных текстов; читать чертежи, схемы, графики; использовать информацию из СМИ; пользоваться алфавитным и систематическим каталогом библиотеки; анализировать числовую информацию.

Коммуникативная: работать в группе, команде; расположить к себе других людей; не поддаваться колебаниям своего настроения, приспосабливаться к новым, непривычным требованиям и условиям, организовать работу группы.

Общая грамотность:  написать сочинение, реферат, считать без калькулятора, отвечать на вопросы, не испытывая затруднений в построении фраз, подбор слов, написать заявление, заполнить какие - либо анкеты, бланки.

Компьютерная:  искать информацию в сети Интернет; пользоваться электронной почтой; создавать и распечатывать тексты; работать с электронными таблицами; использовать графические редакторы.

Грамотность действий в чрезвычайных ситуациях: оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему; обратиться за экстренной помощью к специализированным службам; заботиться о своем здоровье; вести себя в ситуациях угрозы личной безопасности.

Деятельностная грамотность: проявление организационных умений (регулятивные УУД) и навыков, а именно способности ставить и словесно формулировать цель деятельности, планировать и при необходимости изменять ее, словесно аргументируя эти изменения, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.

Владение иностранными языками: перевести со словарем несложный текст; рассказать о себе, своих друзьях, своем городе; понимать тексты инструкций на упаковках различных товаров, приборов бытовой техники; общаться с зарубежными друзьями и знакомыми на различные бытовые темы.

Грамотность при решении бытовых проблем:  выбирать продукты, товары и услуги (в магазинах, в разных сервисных службах); планировать денежные расходы, исходя из бюджета семьи; использовать различные технические бытовые устройства, пользуясь инструкциями; ориентироваться в незнакомом городе, пользуясь справочником, картой.

Финансовая грамотность: знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.

Естественно-научная грамотность: способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.

Математическая грамотность: способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.

Читательская грамотность: способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.


(Третье задание)Перед вами высказывание, но оно разрознено, восстановите его

Пройдите по ссылке Восстановите высказывание. Какой вид ФГ имеется ввиду?

«МЫ ПОНИМАЕМ НЕ ТЕКСТ, А МИР, СТОЯЩИЙ ЗА ТЕКСТОМ»

Восстанавливаем высказывание российского психолога, лингвиста Алексея Алексеевича Леонтьева, который большое внимание уделял проблемам развития смыслового чтения.

Действительно, наша задача – научить ребенка воспринимать все виды информации, заложенной в тексте:

концептуальную (система взглядов автора, его мировоззрение, его «личность»);

фактуальную (факты, событие, место, время, портрет героя, предыстория, эпилог);

подтекстовую (детали, художественные средства, порядок слов, монтаж предложений, интонация);

Сегодня главной задачей каждого учителя является: научить своих учеников применять полученные общеучебные навыки в повседневной жизни. Чтобы жить в современном мире, человек должен уметь читать и понимать "бумажные", электронные и звучащие тексты. Ученик, у которого сформированы навыки функционального чтения, может «свободно использовать навыки чтения и письма для получения информации из текста - для его понимания, сжатия, преобразования и т.д.» (А.А. Леонтьев).


Итак, что же такое функциональное чтение?


Функциональное чтение – это чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи или выполнения определенного задания. Оно строится на приемах просмотрового чтения (сканирования) и аналитического чтения (выделение ключевых слов, подбор цитат, составление схем, графиков, таблиц). Формированию функциональной грамотности учащихся способствуют задания с использованием сплошных и несплошных текстов.


Цель функционального чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлечённую информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. В частности, сюда входят способности свободно использовать навыки чтения и письма в целях получения информации из текста и в целях передачи такой информации в реальном общении, общении при помощи текстов и других сообщений.


Раньше основное ожидание по отношению к ученику сводилось к формуле: «Прочти и перескажи». Теперь надо учить поиску информации и её использованию. Следовательно, любые исследования, измеряющие читательскую грамотность учащихся, получивших обязательное школьное образование, должны быть сфокусированы на таких читательских умениях, как поиск, выбор, интерпретация и оценка информации из текстов, используемых во внешкольных ситуациях.


Формирование читательских умений проходит в несколько этапов.

(Четвертое задание)Сейчас мы Вам предлагаем соединить виды заданий с данными тремя этапами, то есть: 1. найти и извлечь информацию, 2. интегрировать и интерпретироватьинформацию или 3. осмыслить и оценить текст.

1) Нахождение и извлечение информации (НИ):

Найти один или более отрывков информации, каждый из которых, отвечает одному или нескольким критериям.

Находить противоречивую информацию в тексте.

Найти и распознать связи между отрывками информации.

Установить возможную последовательность или комбинацию отрывков с неизвестным контекстом или формой.

Сделать вывод о том, какая информация в тексте необходима для выполнения задания.


2) Интегрирование и Интерпретирование текста (ИТ):

Определить главную мысль.

Истолковывать значения слов или фраз в пределах ограниченной части текста, когда информация малоизвестна и требуется сделать простые выводы.

Также проверяется умение применять информацию.

Объединять несколько частей текста для того, чтобы определить главную мысль, истолковывать разделы текста, беря в расчет понимание текста в целом.

Объяснять связи и истолковывать значения слов, смысл фраз и нюансов языка.


3) Осмысление и оценка текста (РО):

Делать сравнения или устанавливать связи между текстом и внешними знаниями.

Объяснять особенности текста, основываясь на собственном жизненном опыте.

Давать объяснения или оценивать особенности текста.

Демонстрировать точное понимание текста в связи с известными, повседневными знаниями.

Объяснять и оценивать особенности формы представления текста.


(Пятое задание)Вид текста: сплошной

Ситуация: личная

Профессия «дирижер»

Дирижер - это музыкант, работа которого заключается в управлении оркестром, хором, ансамблем; ни на каком инструменте во время концерта он не играет. В таком виде профессия дирижера появилась в начале 19-го века. До этого времени управление оркестром было возложено на одного из музыкантов, как правило, самого опытного скрипача.

Дирижер во время концерта стоит спиной к залу и лицом к музыкантам. Для управления оркестром не обязательно, но практически всегда используется небольшая палочка в правой руке. В прошлом вместо палочки использовались свернутые в трубочку ноты или другие предметы.

Название профессии «дирижер» произошло от французского слова diriger — управлять. Как правило, для получения профессии дирижера требуется сначала освоить игру на каком-либо инструменте, а затем получить профильное образование в одном из музыкальных вузов.

Многие дирижеры не только играют произведения других композиторов, но и сами пишут музыку.


Умение: Нахождение информации.

Тип вопроса: закрытый.

1. Кто такой "дирижёр"? Выбери один правильный вариант ответа.

А. Дирижёр - это, тот кто поёт, занимается пением.

Б. Дирижер - это музыкант, который управляет оркестром, ансамблем, хором.

В. Дирижёр - это артист, объявляющий концертные номера и выступающий в промежутках между ними.

Г. Дирижёр - специалист в области музыки или тот, кто занимается игрой на музыкальном инструменте

Д. Дирижёр - автор и постановщик балетов, танцев, хореографических номеров, танцевальных сцен в опере и оперетте, создатель танцевальных форм.

Ответ: __________________


Умение: Нахождение информации.

Тип вопроса: установление истинности.

2. Ответь на вопросы. Обведи правильный ответ.


1) Название профессии "дирижёр" произошло от французского слова, что означает - управлять

А) ДА Б) НЕТ

2) Во время концерта дирижёр играет на фортепиано

А) ДА Б) НЕТ

3) Дирижер во время концерта стоит лицом к зрителям А) ДА Б) НЕТ

4) До 19 века оркестром управлял опытный скрипач А) ДА Б) НЕТ

5) Многие дирижёры сами пишут музыку А) ДА Б) НЕТ



Умение: Интерпретация текста.

Тип вопроса: установление соответствия

3.Дирижер музыкант, управляющий коллективом при разучивании и исполнении музыкального произведения с помощью движения рук.

Кто ещё кем может управлять? Соедини слова левого и правого столбика.

А. Дрессировщик 1. "Главнокомандующий" на поле кулинарии, умело управляющий своими работниками и художник, творящий оригинальные блюда извсем известных банальных продуктов.

Б. Учитель 2.Специалист в определенном виде сп

Материал жариялап тегін сертификат алыңыз!
Бұл сертификат «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жарияланғанын растайды. Журнал Қазақстан Республикасы Ақпарат және Қоғамдық даму министрлігінің №KZ09VPY00029937 куәлігін алған. Сондықтан аттестацияға жарамды
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!