Материалдар / Гиподинамия тақырыбына арналған ғылыми жұмыс
2023-2024 оқу жылына арналған

қысқа мерзімді сабақ жоспарларын

жүктеп алғыңыз келеді ма?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен 2022-2023 оқу жылына арналған 472-бұйрыққа сай жасалған

Гиподинамия тақырыбына арналған ғылыми жұмыс

Материал туралы қысқаша түсінік
Гиподинамия тақырыбына арналған ғылыми жұмыс. ғылыми еңбекте алтыншы сыныпқа негізделген мектеп туралы зерттеу деректері
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады.
Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
09 Қараша 2021
262
0 рет жүктелген
Бүгін алсаңыз 25% жеңілдік
беріледі
770 тг 578 тг
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

«Общая средняя школа №35 имени М.Маметовой»











Научный проект

по физической культуре

на тему

«Гиподинамия - что это такое?»











Выполнил: учитель ФК Великоцкий И.В.











Шымкент 2020 г.

Паспорт научного проекта


Название проекта: «Гиподинамия - что это такое?»

Автор: Великоцкий Игорь Владимирович учитель Физической культуры

Тип проекта:

по содержанию - информационно-исследовательский;

по уровню интеграции - межпредметный (биология, анатомия, физическая культура);

по продолжительности выполнения - долгосрочный;

по количеству участников - групповой;

по способу преобладания деятельности - комбинированный (познавательная, исследовательская, творческая);

по уровню контактов - внутришкольный.

Задачи проекта:

оценить степень физической активности учащихся 5-6 классов;

освоить различные способы получения информации;

сформировать навыки глубокого и осмысленного восприятия полученной информации о важности ведения активного образа жизни;

разработать рекомендации и создать буклет для родителей и учащихся.

Методы проектной деятельности:

поисковый;

исследовательский;

аналитический;

творческий.

Этапы работы над проектом:


Этап

Содержание

1. Подготовительный

Формулировка целей, задач, методов, содержания и конечного результата данной работы.

2. Организационный

Ознакомление с содержанием работы, определение и направление деятельности, планирование работы, определение примерных сроков для предоставления материалов.

3. Осуществление деятельности

Работа по поиску информации, решению поставленных задач, проведение тестирования учащихся 5-6 классов, анализ анкет, построение диаграмм, оформление презентации.

4. Оформление

Оформление работы, согласно выбранной формы.

5. Защита проекта

Выступление в марте 2017года.


Актуальность проекта:

Здоровье - самое дорогое, чем обладает каждый человек; сохранение здоровья - задача каждого. Здоровье - залог счастливой жизни и долголетия. Знать способы сохранения или восстановления своего здоровья очень важно для всех, особенно для молодых людей. Проект по физической культуре «Гиподинамия - что это такое?» направлен на поиск нужной информации по теме проекта и путей решения, позволяет развивать мотивацию и возможности детей к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и спортом, ведению здорового образа жизни. Способствует раскрытию и увеличению творческого потенциала личности старшего школьного возраста, расширение кругозора, целеустремлённости, работы в группе. В научно-исследовательском проекте приводятся симптомы гиподинамии, показано негативное влияние малоподвижного образа жизни на физическое развитие взрослых и подростков. Опрос и исследования, проведенные среди учеников 5-6-х классов школы, показали, что с возрастом двигательная активность школьников падает, только 1/4 часть учеников занимаются спортом, большую часть времени ученики проводят за компьютером. В работе приводятся рекомендации как избежать «болезни цивилизации».






































Содержание


1. Введение………………………………………………………………………..…

2. Гиподинамия - что это такое? Причины её распространения………………...

3. Какие изменения вызывает малоподвижный образ жизни?.............................

4. Наша исследовательская деятельность………………………………………...

5. Что делать?.............................................................................................................

6. Выводы…………………………………………………………………………...

7. Заключение………………………………………………………………………

8. Литература……………………………………………………………………….


4

5

6

8

13

16

17

18





































Введение


Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь. Научные данные свидетельствуют о том, что у большинства людей при соблюдении ими гигиенических правил и ведении здорового образа жизни есть возможность жить до 100 лет и более. К сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни. Последние годы в силу высокой нагрузки на работе и дома и других причин у большинства отмечается дефицит в режиме дня, недостаточная двигательная активность, обусловливающая появление гипокинезии, которая может вызвать ряд серьёзных изменений в организме людей.

Гиподинамия - весьма распространенное состояние, которое можно наблюдать не просто у большого, а у огромного количества людей. В современной медицине данное понятие довольно часто именуют так же гипокинезией. В разные времена многие ученые задумывались о том, каким образом человек может получать жизненную энергию и как эффективнее ее усваивать. По мнению некоторых ученых наибольшее количество энергии содержится в ледяной воде и воздухе. Другие ученые считают, что, получая энергию извне, человеческий организм лучше распределяет ее, активно двигаясь. Некоторые ученые считают, что восстановительные процессы в организме проходят исключительно при повышенных физических нагрузках. Почему ученые склоняются к таким мнениям, и как происходит получение энергии человеком из окружающей среды, а также ее использование?

1. Оказывается, что плазма человеческого организма намного активнее обменивается энергией с магнитными, электрическими и иными полями, которыми пронизано все пространство нашей планеты. Такое взаимодействие провоцирует изменения в клетках, которые способствуют биосинтезу.

2. При активном движении скорость движения крови увеличивается приблизительно в пять раз.

3. Во время движения частота пульса увеличивается почти в четыре раза. При биении сердца вырабатывается масса энергии, которая остается в организме.

4. Во время активного движения учащается дыхание. Вместе с вдыхаемым воздухом, в организм из атмосферы попадает энергия.

5. При движении в организме происходит взаимодействие множества различных органов, в результате которого вырабатывается энергия.








Гиподинамия - что это такое? Причины её распространения.


«Ни что так не истощает и не разрушает человека,

как продолжительное физическое бездействие».

(Аристотель)

Гиподинамия представляет собой особое состояние организма, вызванное длительным ограничением мышечной активности. По своей выраженности и последствиям оно может быть различным, и обусловлено условиями работы человека, длительностью и степенью недостаточности мышечных нагрузок. Гиподинамия в сочетании с другими факторами может явиться предпосылкой к возникновению целого ряда болезненных состояний и даже заболеваний. Медики называют синдром гиподинамии болезнью века и оборотной стороной прогресса. Справедливость такого утверждения, к сожалению, очевидна. Прогресс дарит человеку множество самых совершенных приспособлений, способных избавить нас от любой физической нагрузки. В нашем распоряжении машины, поезда и самолеты, чтобы без малейших усилий перемещаться на огромные расстояния. Современные грузоподъемные механизмы дают возможность человеку поднимать гигантский вес простым нажатием нужной кнопки. Удобства, которые предоставляет человеку совершенная техника, трудно переоценить, но нет плюсов без минусов. Гиподинамия - это болезнь цивилизации. Распространенность гиподинамии возрастает в связи с урбанизацией, автоматизацией и механизацией труда, увеличением роли средств коммуникации. Гиподинамия-это нарушение функций организма (опорно-двигательного аппарата, дыхания, кровообращения, пищеварения) при ограничении двигательной активности, снижении силы сокращения мышц. Гиподинамия является следствием освобождения человека от физического труда.

Из-за отсутствия необходимых нагрузок человека все больше времени проводит в сидячем или лежачем положении. У многих из нас вся нагрузка ограничивается дорогой от подъезда до автомобиля. Людям не только приходится ограничивать свою естественную двигательную активность, но и длительное время поддерживать неудобную для них статическую позу, сидя. Одной из причин проявления гиподинамии будет являться урбанизация населения. Урбанизация населения - довольно долгий процесс. Давным-давно было много-много аулов. Люди жили на свежем воздухе, питались исключительно продуктами собственного хозяйства и дарами леса, вследствие этого много двигались (пахали землю, охотились, занимались животноводством). А затем переехали в города, в уютные квартиры и дома с паровым отоплением и подачей воды.

За последние десятилетия в жизни взрослого населения планеты резко снизилась доля физического труда в производственной деятельности и в быту. Водопровод, центральное отопление, канализация, общественный и личный транспорт - все новейшие достижения цивилизации резко снизили двигательную активность мышц человека. Учеными Великобритании отмечено, что для детей 3-х лет уже характерен малоподвижный образ жизни. Из рекомендуемых 60 мин. активности, дети двигаются в среднем только 20 мин. Основное занятие малышей - телевизор, видео и компьютер. Даже на улице дети менее активны, чем должны быть. Их чаще возят на автомобилях, носят на руках даже в тех случаях, когда они могли бы вполне пройтись пешком.

Особенно опасна гиподинамия в раннем детском и школьном возрасте. Она резко задерживает формирование организма, отрицательно влияет на развитие опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, эндокринной и других систем организма. При гиподинамии существенно снижается сопротивляемость организма возбудителям инфекционных болезней: дети часто болеют, заболевания могут приобретать хроническое течение. Часто гиподинамия наблюдается у школьников, слишком перезагруженных учебными программами и не имеющих времени на спортивные мероприятия. Именно у них в первую очередь проявляются такие отрицательные последствия гипокинезии, как нарушение осанки, недостаточное развитие мышц, ожирение. Особенно остро недостаток двигательной активности сказывается на формировании сердечно - сосудистой системы школьников. Объясняется это, прежде всего тем, что длина тела подростка в период полового созревания опережает увеличение тела в ширину, а рост общей массы тела не соответствует росту массы сердца. В результате некоторые юноши и девушки, обладающие высоким ростом, жалуются на быструю утомляемость, общую слабость. Хуже переносят перегревание и различные физические нагрузки. Обычно эти явления преходящи, но если подросток не занимается спортом и ведет малоподвижный образ жизни, гипокинезия может привести к относительной сердечной недостаточности. Если сердце лишено необходимой тренировки, то развивается оно плохо и на всю жизнь остается слабым и вялым. Малая подвижность школьников и длительное пребывание в однообразной позе за партой в школе и за столом дома вызывают нарушение осанки, сутулость, деформацию позвоночника; так называемый «мускульный голод» у детей может приводить к более выраженным нарушениям функций, чем у взрослых, к снижению не только физической, но и умственной работоспособности.


Какие изменения вызывает малоподвижный образ жизни?


Малоподвижное положение отражается на функционировании многих систем организма, особенно сердечно-сосудистой и дыхательной. При длительном сидении дыхание становится менее глубоким,  обмен веществ понижается, происходит застой крови в нижних конечностях, что ведёт к снижению работоспособности всего организма и особенно мозга: снижается внимание, ослабляется память, нарушается координация движений, увеличивается время мыслительных операций. При гиподинамии отмечается также уменьшение жизненной емкости легких и легочной вентиляции. Довольно часто можно наблюдать и уменьшение интенсивности газообмена. У людей, ведущих малоподвижный образ жизни, резко понижается обмен веществ из-за недостаточного поступления в организм кислорода. Отсюда многие беды: преждевременное развитие атеросклероза, инфаркты и инсульты, болезни легких. В состоянии покоя около 40% крови не циркулирует по организму, находится в «депо». Следовательно, ткани и органы хуже снабжаются кислородом - этим эликсиром жизни. И, наоборот, во время движения кровь из «депо» активно поступает в сосуды, в результате чего усиливается обмен веществ и организм человека быстрее освобождается от шлаков. Так, например, в мышцах, находящихся в покое, функционируют всего лишь 25-50 капилляров. В работающей же мышце до 3000 капилляров активно пропускают через себя кровь. Не следует забывать, что чем старше возраст человека, тем меньше остается функционирующих капилляров. Однако в постоянно работающих мышцах они сохраняются. В функционирующих мышцах сосуды стареют гораздо медленнее, чем во внутренних органах. Например, сосуды ног стареют быстрее всего из-за плохого оттока крови в результате дефекта клапанов вен. Это приводит к застою крови, расширению вен и хроническому кислородному голоданию тканей с образованием тромбов, трофических язв. Поэтому мышцам ног нужное течение всей жизни давать посильную нагрузку, чередуя ее с периодами рационального отдыха. У человека, который систематически не занимается физическими упражнениями, к 40-50 годам жизни скорость движения крови заметно замедляется, уменьшаются мышечная сила и глубина дыхания, повышается свертываемость крови. В результате среди таких людей резко увеличивается число больных стенокардией и гипертонией. Малоподвижный образ жизни современного человека стал одной из основных причин возникновения раннего атеросклероза, пневмосклероза, ишемической болезни сердца и внезапной смерти.

Такая же закономерность наблюдается и в легких с альвеолами. Бездействие мышц приводит к нарушению кровообращения во всех органах, но чаще других страдают сердце и мозг. Не случайно пациенты, вынужденные долгое время пребывать на постельном режиме, в первую очередь начинают жаловаться на колики в сердце и головную боль. Малоподвижный образ жизни приводит и к преждевременному старению организма человека: атрофируются мышцы, резко снижается жизненный тонус, падает работоспособность, появляются ранние морщины, ухудшается память, преследуют мрачные мысли. Поэтому долголетие невозможно без активного образа жизни. Учеными опубликовано множество работ, в которых указывается, что малоподвижный образ жизни способствует развитию опухолевых заболеваний. Движение обеспечивает постоянную циркуляцию всех биологических жидкостей: как в поверхностных слоях кожи, так и в глубине организма. На каждый миллилитр крови приходится до семи тысяч квадратных сантиметров площади кровеносных сосудов. Если человек двигается меньше, то все процессы в его организме замедляются, в том числе и движение биологических жидкостей. Так же замедляется и выделение продуктов распада из организма. Накапливаются токсины и ядовитые вещества, которые по кровяному руслу переносятся ко всем органам и отравляют все тело. Отрицательные последствие гиподинамии и гипокинезии проявляется так же сопротивляемости организма «простудным и инфекционным заболеваниям», создаются предпосылки к формированию слабого, нетренированного сердца и связанного с этим дальнейшего развития недостаточности сердечно - сосудистой системы. Гипокинезия на фоне чрезмерного питания с большим избытком углеводов и жиров в дневном рационе может вести к ожирению.

Как мы уже отмечали, влияние данного состояния во всех случаях носит только негативный характер. Гиподинамия отрицательно сказывается на работе как опорно-двигательного аппарата, так и центральной нервной системы, обменных процессов. Если говорить непосредственно о работе сердечно-сосудистой системы, то при гиподинамии отмечается явное снижение силы сердечных сокращений, а также уменьшение массы сердца.

Помимо этого данное состояние способствует ослаблению сердечной мышцы, снижению энергетического потенциала сердца, сокращению его минутного объема, а также ослаблению как венозных, так и артериальных сосудов. Все эти явления неминуемо ведут к серьезному ухудшению снабжения тканей кислородом, то есть к гипоксии. Вполне возможны нарушения и в балансе жиров, белков, углеводов, а также солей и воды.

Гиподинамия отрицательно сказывается и на работе головного мозга. В результате, о себе дают знать следующие симптомы: общая слабость, уменьшение трудоспособности, бессонница, снижение умственной активности, чрезмерная утомляемость и некоторые другие. Еще Сеченов указывал на значение мышечного дви­жения человека для развития деятельности его мозга. В своей знаменитой работе «Рефлексы головного мозга», которую Павлов назвал «гениальным взмахом русской научной мысли», Сеченов писал: «Все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению - мышечному движению». «Мышечной радостью» называл Павлов ощущение удовлетворенности, бодрости, которое он испытывал в результате физического труда.

Что касается влияния гиподинамии на костно-мышечный аппарат, то в данном случае наблюдается уменьшение мышечной массы, развитие дегенеративно-дистрофических изменений и возникновение прослоек жировой ткани между мышечными волокнами. Все эти изменения становятся причиной очень сильного снижения тонуса мышц, что в свою очередь приводит к нарушению осанки, а, следовательно, и к смещению внутренних органов. Гиподинамия не остается безучастной и в отношении желудочно-кишечного тракта. В этом случае данный синдром провоцирует задержку пищи в области желудка, а также усиливает процессы гниения и нарушает функционирование кишечника. Все эти состояния неминуемо ведут к развитию запоров либо частым изменениям стула.


Наша исследовательская деятельность


  1. Определение состояния здоровья школьников.

Для решения этой задачи мы использовали методику определения состояния здоровья по изменению кровяного давления до физической нагрузки и после неё. Перед уроком физкультуры давление учащихся соответствовало норме. Это говорит о том, что школьный труд является обычной нагрузкой для организма учащихся. После физкультуры у учащихся кровяное давление резко повышается и это нормально, т.к. при повышении активности мышечной деятельности, мышцы человека нуждаются в большом количестве питания и кислорода,  и в ответ на это  кровоснабжение мышц увеличивается. Это влечет за собой учащение сердцебиения и увеличение давления в кровеносных сосудах. Через 2 часа после эксперимента выделилось три группы учащихся.

ФИ обучающихся

578тг - Сатып алу
Материал жариялап тегін сертификат алыңыз!
Бұл сертификат «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жарияланғанын растайды. Журнал Қазақстан Республикасы Ақпарат және Қоғамдық даму министрлігінің №KZ09VPY00029937 куәлігін алған. Сондықтан аттестацияға жарамды
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!