Материалдар / Инклюзивное образование
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

Инклюзивное образование

Материал туралы қысқаша түсінік
Балаларға,мектепке дейінгі педагогтарға
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
11 Желтоқсан 2020
559
0 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Инклюзивное образование

КГКП №102 я/сад «Айсулу» воспитатель Койайдарова Б.М.

Что такое инклюзивное образование? Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте вспомним об основной цели образования, которая заключается в достижении всеми учащимися определенного социального статуса и утверждении своей общественной значимости. Задача же инклюзивного образования - придать уверенность в собственных силах детям с ограниченными возможностями (как психического, так и физиологического плана), таким способом мотивируя их к обучению в школе вместе с другими учащимися, возможно, их друзьями и соседями.Инклюзивная практика реализует обеспечение равного доступа к получению того или иного вида образования, и создания необходимых условий для достижения адаптации образования всеми без исключения детьми независимо от их индивидуальных особенностей, учебных достижений, родного языка, культуры, их психических и физических возможностей. 1

Инклюзивное образование (от английского слова inclusion - включение) помогает претворять в жизнь подобные цели не только учащимся с особенностями в развитии, но и детям, которые, в той или иной степени, выделяются из большинства. Это ребята, говорящие на других языках, принадлежащие иным культурным и этническим группам, а также дети, обладающие разными интересами и способностью к обучению. Для всех этих категорий требуется определенная степень модификации в средствах и способах подачи информации преподавательским коллективом. ВКЛЮЧЕНИЕ каждого ребенка с ограниченными возможностями или особыми потребностями в образовательную среду и ГИБКОСТЬ в подходах к обучению - это и есть основные цели и задачи инклюзивного образования. 2

Анализируя состояние инклюзивного образования на настоящий момент, можно говорить не только как об инновационном процессе,позволяющем осуществлять обучение и воспитание детей с разными стартовыми возможностями на различных ступенях образовательной вертикали. Это направление оказывает мощное влияние и на развитие самого образовательного процесса, в значительной степени изменяя отношения между его участниками. Разрабатываемые стратегии психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями и технологии сопровождения позволяют выстраивать отношения всех участников образовательного процесса

на основе уважения их прав и особенностей. Все это обеспечивает,дальнейшую

гуманизацию образования, и формирование профессиональног педагогического

сообщества нового типа.Таким образом, определяется актуальнейшая необходимость научно-методического сопровождения и разработку программно-дидактических материалов и методических пособий для реализации этой важной задачи. 3

Практическое развитие инклюзивного образования невозможно обеспечить без постоянного внедрения в инклюзивную практику методических разработок, программного обеспечения, методических руководств по организации и содержанию деятельности, и самих образовательных учреждений, включенных в инклюзивный процесс,и служб психолого-педагогического сопровождения этих ОУ, и системы их управления.Инклюзия является социальной концепцией, которая предполагает однозначность понимания цели–гуманизация общественных отношений и принятие права лиц с ограниченными возможностями на качественное совместное образование. Инклюзия в образовании –это ступень инклюзии в обществе, одна из гуманитарных идей его развития. Развитие инклюзивного образования – не создание новой системы,а качественное и планомерное изменение системы образования целом.4

Сейчас очень много внимания уделяется пониманию самого термина. Это оправданный процесс. Профессиональное мышление требует определения семантики деятельности. Добавлю некоторые важные, с моей точки зрения, акценты.Инклюзия как принцип организации образования является явле-

нием социально-педагогического характера. Соответственно, инклюзи нацелена не на изменение или исправление отдельного ребенка,а на адаптацию учебной и социальной среды к возможностям данного ребенка (Проф. Ульф Янсон).

На сегодняшний день основными направлениями ресурсного обеспечения развития инклюзивного образования являются:

1. Научное и методическое обеспечение деятельности педагогических коллективов;

2. Психологическое сопровождение всех участников инклюзивных процессов;

3. Проектирование процесса взаимодействия различных уровней

образовательной системы.

4. Разработка практико-ориентированных технологий индивидуального обучения и психолого-педагогического сопровождения процессов включения ребёнка с особыми образовательными потребностями в общеобразовательную среду;

5. Моделирование компонентов и содержательного наполнения инклюзивной образовательной среды. 5

Введение инклюзивной формы обучения рассматривается как высшая форма развития образовательной системы в направлении реализации права человека на получение качественного образования в соответствии с его познавательными возможностями и адекватной его здоровью среде по месту жительства.Инклюзивное обучение и воспитание – это долгосрочная стратегия, рассматриваемая не как локальный участок работы, а как системный подход в организации деятельности общеобразовательной системы по всем направлениям в целом. Инклюзивная форма обучения касается всех субъектов образовательного процесса: детей с ОВЗ и их родителей, нормально развивающихся учащихся и членов их семей, учителей и других специалистов образовательного пространства, администрации, структур дополнительного образования.Обязательным условием развития инклюзивного обучения и вос-

питания является создание безбарьерной среды, включая физическую психологическую составляющие. Предполагается специальная работа использованием ресурсов дополнительного образования по организации взаимодействия здоровых детей и детей с ОВЗ, направленного на гармонизацию детских взаимоотношений; создание атмосферы эмоционального комфорта и взаимопринятия.Относительно кадрового ресурса – необходимо введение в штат образовательного учреждения должности тьютора с обязательной подготовкой этих педагогов по специальной психологии и спе-

циальной педагогике и проведение хотя бы краткосрочных курсов повышения квалификации для всего коллектива образовательного учреждения по специальной психологии, специальной педагогике и технологиям инклюзивного образования. 6

На переходном этапе, исходя из наличия материально-технической базы и кадрового ресурса образовательных учреждений, целсообразно организовать интегративное обучение и воспитание для следующих групп детей:

с нарушениями психического развития (задержка психического

развития);

с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата;

с нарушениями в эмоционально-волевой сферы;

с нарушением слуховой функции;

с нарушением речи.

Необходимо также сказать, что существование инклюзивных школ позитивно сказывается на типично развивающихся детях, а не только на учениках с инвалидностью. Помогая сверстникам с ограниченными возможностями активно участвовать в образовательной и социальной деятельности, обычные дети, незаметно для себя, получают важнейшие жизненные уроки. Этот положительный опыт заключается в росте социальной сознательности, в осознании отсутствия различий между людьми, в развитии самосознания и самооценки, в становлении собственных принципов, и последнее, но не менее важное - способствует искренней заботе и дружбе. 7

Литература:

1. Материалы Национальной Недели инклюзивного образования США,

2001 г.

2. Webster’s New Unabridged Universal Dictionary, 1994.

3.Jorgensen C.M. ed. (1998),

4.Lipsky D.K. and Gartner A. (1994)

5.Stainback S and Stainback W. (1996)

6.«Развитие инклюзивных школ в России»,Москва, 19-20 ноября 2005:
7.Журнал «Открытая школа»№7(118)





Қарағанды қаласының білім бөлімі

Әдістемелік кабинет








"Оқушылардың функционалдық

сауаттылығын дамыту:

мәселелер мен болашақта

жүзеге асыру"



ХV аймақтық ғылыми-практикалық

конференциясының материалдары






















Қарағанды 2013

Қарағанды облыс Білім басқармасы


Мектепке дейінгі білім беру қызметкерлерінің

облыстық ғылыми-әдістемелік

конференциясы






Мектепке

дейінгі білім берудегі

ұлттық-аймақтық компонент




















Қарағанды 2013

Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!