Инклюзивное
образование
КГКП №102 я/сад «Айсулу»
воспитатель Койайдарова Б.М.
Что такое инклюзивное
образование? Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте вспомним
об основной цели образования, которая заключается в достижении
всеми учащимися определенного социального статуса и утверждении
своей общественной значимости. Задача же инклюзивного образования -
придать уверенность в собственных силах детям с ограниченными
возможностями (как психического, так и физиологического плана),
таким способом мотивируя их к обучению в школе вместе с другими
учащимися, возможно, их друзьями и
соседями.Инклюзивная практика реализует обеспечение
равного доступа к получению того или иного вида образования, и
создания необходимых условий для достижения адаптации образования
всеми без исключения детьми независимо от их индивидуальных
особенностей, учебных достижений, родного языка, культуры, их
психических и физических возможностей. 1
Инклюзивное образование (от английского слова
inclusion - включение) помогает претворять в жизнь подобные цели не
только учащимся с особенностями в развитии, но и детям, которые, в
той или иной степени, выделяются из большинства. Это ребята,
говорящие на других языках, принадлежащие иным культурным и
этническим группам, а также дети, обладающие разными интересами и
способностью к обучению. Для всех этих категорий требуется
определенная степень модификации в средствах и способах подачи
информации преподавательским коллективом. ВКЛЮЧЕНИЕ каждого ребенка
с ограниченными возможностями или особыми потребностями в
образовательную среду и ГИБКОСТЬ в подходах к обучению - это и есть
основные цели и задачи инклюзивного образования.
2
Анализируя состояние инклюзивного образования на
настоящий момент, можно говорить не только как об инновационном
процессе,позволяющем осуществлять обучение и воспитание детей с
разными стартовыми возможностями на различных ступенях
образовательной вертикали. Это направление оказывает мощное влияние
и на развитие самого образовательного процесса, в значительной
степени изменяя отношения между его участниками. Разрабатываемые
стратегии психолого-педагогического сопровождения детей с особыми
образовательными потребностями и технологии сопровождения позволяют
выстраивать отношения всех участников образовательного
процесса
на основе уважения их прав и особенностей. Все
это обеспечивает,дальнейшую
гуманизацию образования, и формирование
профессиональног педагогического
сообщества нового типа.Таким образом,
определяется актуальнейшая необходимость научно-методического
сопровождения и разработку программно-дидактических материалов и
методических пособий для реализации этой важной задачи.
3
Практическое развитие инклюзивного образования
невозможно обеспечить без постоянного внедрения в инклюзивную
практику методических разработок, программного обеспечения,
методических руководств по организации и содержанию деятельности, и
самих образовательных учреждений, включенных в инклюзивный
процесс,и служб психолого-педагогического сопровождения этих ОУ, и
системы их управления.Инклюзия является социальной концепцией,
которая предполагает однозначность понимания цели–гуманизация
общественных отношений и принятие права лиц с ограниченными
возможностями на качественное совместное образование. Инклюзия в
образовании –это ступень инклюзии в обществе, одна из гуманитарных
идей его развития. Развитие инклюзивного образования – не создание
новой системы,а качественное и планомерное изменение системы
образования целом.4
Сейчас очень много внимания уделяется пониманию
самого термина. Это оправданный процесс. Профессиональное мышление
требует определения семантики деятельности. Добавлю некоторые
важные, с моей точки зрения, акценты.≪Инклюзия как принцип организации образования
является явле-
нием социально-педагогического характера.
Соответственно, инклюзи нацелена не на изменение или исправление
отдельного ребенка,а на адаптацию учебной и социальной среды к
возможностям данного ребенка≫ (Проф. Ульф Янсон).
На сегодняшний день основными направлениями
ресурсного обеспечения развития инклюзивного образования
являются:
1. Научное и методическое обеспечение
деятельности педагогических коллективов;
2. Психологическое сопровождение всех участников
инклюзивных процессов;
3. Проектирование процесса взаимодействия
различных уровней
образовательной системы.
4. Разработка практико-ориентированных технологий
индивидуального обучения и психолого-педагогического сопровождения
процессов включения ребёнка с особыми образовательными
потребностями в общеобразовательную среду;
5. Моделирование компонентов и содержательного
наполнения инклюзивной образовательной среды. 5
Введение инклюзивной формы обучения
рассматривается как высшая форма развития образовательной системы в
направлении реализации права человека на получение качественного
образования в соответствии с его познавательными возможностями и
адекватной его здоровью среде по месту жительства.Инклюзивное
обучение и воспитание – это долгосрочная стратегия, рассматриваемая
не как локальный участок работы, а как системный подход в
организации деятельности общеобразовательной системы по всем
направлениям в целом. Инклюзивная форма обучения касается всех
субъектов образовательного процесса: детей с ОВЗ и их родителей,
нормально развивающихся учащихся и членов их семей, учителей и
других специалистов образовательного пространства, администрации,
структур дополнительного образования.Обязательным условием развития
инклюзивного обучения и вос-
питания является создание безбарьерной
среды,
включая физическую психологическую составляющие. Предполагается
специальная работа использованием ресурсов дополнительного
образования по организации взаимодействия здоровых детей и детей с
ОВЗ, направленного на гармонизацию детских взаимоотношений;
создание атмосферы эмоционального комфорта и
взаимопринятия.Относительно кадрового ресурса – необходимо введение
в штат образовательного учреждения должности тьютора
с обязательной подготовкой этих педагогов по
специальной психологии и спе-
циальной педагогике и проведение хотя бы
краткосрочных курсов повышения квалификации для всего коллектива
образовательного учреждения по специальной психологии, специальной
педагогике и технологиям инклюзивного образования.
6
На переходном этапе, исходя из наличия
материально-технической базы и кадрового ресурса образовательных
учреждений, целсообразно организовать интегративное обучение и
воспитание для следующих групп детей:
− с нарушениями психического развития (задержка
психического
развития);
− с нарушениями функций опорно-двигательного
аппарата;
− с нарушениями в эмоционально-волевой
сферы;
− с нарушением слуховой функции;
− с нарушением речи.
Необходимо также сказать, что существование
инклюзивных школ позитивно сказывается на типично развивающихся
детях, а не только на учениках с инвалидностью. Помогая сверстникам
с ограниченными возможностями активно участвовать в образовательной
и социальной деятельности, обычные дети, незаметно для себя,
получают важнейшие жизненные уроки. Этот положительный опыт
заключается в росте социальной сознательности, в осознании
отсутствия различий между людьми, в развитии самосознания и
самооценки, в становлении собственных принципов, и последнее, но не
менее важное - способствует искренней заботе и дружбе.
7
Литература:
1. Материалы Национальной Недели инклюзивного
образования США,
2001
г.
2. Webster’s New Unabridged
Universal Dictionary, 1994.
3.Jorgensen
C.M. ed.
(1998),
4.Lipsky D.K. and Gartner
A. (1994)
5.Stainback S and Stainback
W. (1996)
6.«Развитие инклюзивных школ в
России»,Москва, 19-20 ноября
2005:
7.Журнал «Открытая
школа»№7(118)
Қарағанды қаласының білім
бөлімі
Әдістемелік
кабинет
"Оқушылардың
функционалдық
сауаттылығын
дамыту:
мәселелер мен
болашақта
жүзеге
асыру"
ХV
аймақтық
ғылыми-практикалық
конференциясының
материалдары
Қарағанды
2013
Қарағанды облыс Білім
басқармасы
Мектепке дейінгі білім беру
қызметкерлерінің
облыстық
ғылыми-әдістемелік
конференциясы
Мектепке
дейінгі білім
берудегі
ұлттық-аймақтық
компонент
Қарағанды
2013