УДК 656. 2.4
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВНЕДРЕНИЯ ИНТЕГРИРОВАННОЙ
СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ
ТРАНСПОРТЕ
Омарбекова Г.А,Чалабаева А.
И.
Шымкентский транспортный колледж, КазАТК им.
Тынышпаева. г.Шымкент Республика Казахстан
Аннотация:
В этой статье дается описание развитию
обеспечения безопасности железной дороги, используя новые
технологии на железнодорожном транспорте сегодня и в
будущем.
Мақала мәтіні:
Бұл мақалада теміржол көлігінде қауіпсіздікпен
қамтамасыз етуді жаңа технологиялар арқылы дамытудың келешегі және
болашақта теміржол көлігінде жаңа технологияларды қолдану туралы
айтылады.
Summary:
This article describes the
prospects for the development of the railways’ security using new
technologies in railway transport nowadays and in the
future.
Противодействие терроризму, обеспечение
безаварийной работы и предотвращение техногенных катастроф являются
самыми приоритетными и сложными задачами, стоящими перед
железнодорожным транспортом. Новый уровень защиты можно обеспечить
только путем внедрения современных технологий, централизованного
подхода к управлению безопасностью и снижения влияния
«человеческого фактора».
Распределенная система безопасности и управления
представляет собой единую информационно-управляющую структуру,
объединяющую сотни территориально удаленных объектов железной
дороги. Каждый пользователь системы согласно своим правам доступа
может получить интересующую его информацию и на ее основе принимать
решения и осуществлять управление.
Реализованные задачи:
Распределенная система включает локальные
интегрированные комплексы безопасности и управления объектом
(вокзал, мост, административное здание и т.д.). Может быть
построена структура любой сложности с подключением неограниченного
числа пользователей, объектов, подсистем безопасности и
жизнеобеспечения объекта. При этом каждый локальный комплекс имеет
собственные алгоритмы поведения и может работать автономно.
Локальные комплексы на местах осуществляют сбор, обработку,
архивирование, предоставление данных локальным пользователям и
передачу только требуемой информации сетевым пользователям по
глобальным каналам связи. Система обладает своего рода интеллектом,
который позволяет выявлять потенциально опасные ситуации и
привлекать к ним внимание соответствующих служб. Все подсистемы
локального комплекса взаимосвязаны, и в ответ на событие,
произошедшее в одной подсистеме, происходит ответное действие в
другой. Можно задать требуемые сценарии реакции любой сложности на
различные события. При этом нет никаких ограничений на описание
логики взаимодействия - все, что может потребоваться на конкретном
объекте с его специфическими задачами, можно описать средствами
интегрированной системы безопасности. При срабатывании
видеодетектора, охранного или пожарного датчика ответственные
службы получают не только тревожное сообщение, но и
видеоизображение с места события. Это обеспечивает операторов более
полной информацией о состоянии зоны, где произошла тревога. В
случае подтверждения угрозы пожара, формируются команды для
исполнения другими системами интегрированного комплекса. Включается
система звукового и светового оповещения. Система контроля доступа
разблокирует выходы для эвакуации людей. Выключается приточная
система вентиляции, обслуживающая данную зону, чтобы предотвратить
поступление свежего воздуха к очагу
возгорания.
В распределенной системе задается своего рода
иерархия сообщений. При возникновении нештатной ситуации информация
передается пользователю согласно заданным приоритетам и уровню его
ответственности. Сообщения средней важности остаются на локальном
уровне и не передаются на высший уровень. Информацию о чрезвычайных
событиях, имеющих первостепенное значение, система незамедлительно
и в полном объеме передает первым лицам.
Многоуровневая структура распределенной системы
безопасности позволяет рационально распределить потоки информации
между подразделениями дороги и тем самым минимизировать объем
передаваемых данных.
Еще одно важное преимущество распределенных
систем безопасности и управления - централизованный статистический
анализ по большому числу объектов и технический мониторинг. Это
позволяет с высокой достоверностью прогнозировать аварии и выявлять
предпосылки к возникновению чрезвычайной
ситуации.
Вся информация о событиях в системе, о
срабатываниях датчиков, изменениях параметров системы и т.д.
записывается в локальные архивы. Особо важные события сохраняются в
центральный и резервные архивы. Наличие распределенных архивов
обеспечивает долговременное хранение записей чрезвычайных
происшествий (создается своего рода «черный
ящик»).
Система контролирует реакцию оператора и
осуществляет периодическую проверку его бдительности. На мониторе
дежурного оператора периодически появляется контрольная строка,
требующая ввода идентификационного кода оператора. Если код не
будет введен в течение заданного времени, тревожное сообщение
передается начальнику службы безопасности. При выявлении системой
нештатной ситуации видеокамера скрытого наблюдения и микрофон
регистрируют все действия оператора.
Перспективные задачи
Дальнейшее развитие распределенных систем
безопасности на объектах железнодорожного транспорта планируется по
нескольким направлениям:
Первое - это интеграция всех
информационно-управляющих систем объектов железной дороги для
автоматизации и повышения надежности многих процессов по управлению
транспортными потоками, безопасностью, техническому обслуживанию и
т.д.
Следующее направление - повышение
интеллектуальности систем за счет разработки новых алгоритмов
анализа информации и развития технологий распознавания
объектов.
Так, внедрение системы визуального распознавания
номеров составов на сортировочных горках и фиксация времени
прохождения через контрольную область позволит отслеживать
проходящие поезда и выявлять хищения подвижного
состава.
Визуальный анализ технического состояния
проходящих железнодорожных составов обеспечивает своевременное
выявление неисправностей и профилактику
аварий.
Применение «интеллектуальных» систем
видеонаблюдения на вокзалах позволит выявить нестандартное
поведение людей (например, остановка или длительное пребывание в
неположенном месте, необычная траектория перемещения и т.д.)
и предотвратить возможные инциденты.
Система захвата лиц позволяет выделять только
лица людей, выбирать наиболее отчетливое изображение из нескольких
вариантов и сохранять их в базе данных. Создание базы лиц людей в
местах массового скопления людей облегчает оперативно-розыскные
мероприятия и работу с архивами при расследовании нештатных
ситуаций. Далее система распознавания лица идентифицирует личность
и автоматизирует поиск изображений в базах данных (например, в
базах разыскиваемых преступников).
И третье направление заключается в создании
единой информационно-управляющей системы всех железных дорог
Казахстана. Это позволит контролировать тысячи километров путей,
осуществлять централизованное управление железными дорогами,
обеспечить ответственные службы АО «КТЖ» и Министерства транспорта
достоверной информацией о состоянии каждого объекта и всей
транспортной системы в целом.
Распределенные системы безопасности, прошедшие
испытания на российских железных дорогах, могут быть применены на
любых объектах транспортной
инфраструктуры.
Преимущества:
-
Централизованный мониторинг и статистический
анализ
-
Комплексная защита
объектов;
-
Минимизация человеческого
фактора;
-
Рациональное распределение потоков информации
между подразделениями предприятия;
-
Долговременное хранение записей чрезвычайных
происшествий;
-
Достоверность и полнота
информации;
-
Автоматизация ряда
процессов;
-
Экономическая
эффективность.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
-
http://sta.ru/news/16-12_redscan-review.html
-
http://www.rzd.ru
-
https://www.integra-s.com
-
http://khamzin-fm.com