Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
По семейным обстоятельствам. Споры, решения, опыт
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
По семейным обстоятельствам. Споры, решения, опыт
Жубалова Д.М.
Педагог-психолог ГорПМПК. Актобе
Эмоциональный интеллект — это способность определять и понимать свои чувства и эмоции и управлять ими, распознавать и понимать эмоции и чувства других людей, сопереживать другим, эффективно общаться, конструктивно облегчать стресс, преодолевать трудности и решать конфликты.
Эмоциональный интеллект отличается от интеллектуальных способностей тем, что он является результатом обучения, эти навыки не врожденные. Обучиться эмоциональному интеллекту можно в любой период жизни. Таким образом, каждый в состоянии стать обладателем социальных и эмоциональных навыков, известных как эмоциональный интеллект.
Выделяется два вида эмоционального интеллекта: межличностный и внутриличностный интеллект.
Под межличностным интеллектом подразумевается способность устанавливать отношения с другими людьми.
Внутриличностный интеллект, напротив, относится к самопознанию и связанным с ним процессам. Внутриличностный интеллект составляют ряд характеристик, определяющих отношение человека к самому себе. Речь идёт о следующих компонентах:
- Самосознание. Осознание себя и своих способностей (сильных и слабых сторон), эмоций и импульсов, а также того, как наши эмоции и поведение влияют на окружающих. Реальная самооценка, адекватное восприятие критики.
- Саморегуляция. Способность управлять своими эмоциями, импульсами и поведением конструктивными способами, адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам. Умение находить решения, ориентироваться в сложных ситуациях.
- Самомотивация. Мотивация себя на выполнение необходимых задач, достижение поставленных целей, т.е. способность достигать и поддерживать состояние постоянного поиска решений и настойчивости при достижении целей. Умение поддерживать мотивацию, адекватное настроение и т.д.
Межличностный интеллект состоит из ряда компетенций и навыков, определяющих наши взаимоотношения с окружающими:
- Эмпатия. Способность понимать чувства других людей и сопереживать. Умение понимать причины их поведения. Способность понимать потребности и проблемы других людей. Этот навык позволяет предотвращать серьёзные конфликты.
- Социальные навыки. Способность эффективно взаимодействовать с окружающими, развивать и поддерживать хорошие отношения. Умение не зависеть от внешних влияний и оценок, самостоятельно регулировать собственное поведение и отвечать за него. Умение защищать свои права и интересы, свободно и ясно выражать своё мнение. Умение успешно работать в команде и управлять конфликтами.
Дети с низким уровнем эмоционального интеллекта не умеют контролировать свои эмоции, не способны к сочувствию, сопереживанию другому человеку. Принять чужую помощь и поддержку такой человек тоже не может, ему непонятны мотивы людей; близкие отношения такому человеку недоступны; в эмоционально напряженных ситуациях такие люди теряются; в любой неприятной ситуации винят других людей, но не себя; не умеют говорить о чувствах.
Родители, имеющие ребенка с расстройствами эмоционального интеллекта, находятся в состоянии хронического стресса, выраженность которого зависит от тяжести состояния и возраста ребенка. Воздействие хронического стресса вызывает депрессию, раздражительность, эмоциональную напряженность, заниженную самооценку и конфликты у родителей. Матери характеризуются высоким уровнем тревоги с уходом от фрустрации, эмоциональной неустойчивостью, повышенной чувствительностью к социальным критериям и внешним оценкам. Также родители могут иметь изначально субклинические (сквозные) симптомы тех или иных психических расстройств. При этом ребенок – с нарушением эмоционального интеллекта, будучи закрытым, замкнутым, с рождения не проявляет инстинктивной привязанности к матери, отцу и не «запускает» у них специфической родительской программы.
Одним из необходимых условий, обеспечивающих создание благоприятной семейной обстановки, взаимопонимание в семье, умение управлять собственными эмоциями и эмоциями других, является совершенствование эмоциональной грамотности всех членов семьи, особенно матерей. Нарушение психоэмоциональной сферы матери приводит к ухудшению психологического состояния детей: они не только не получают необходимой материнской помощи и внимания, но и замыкаются, чувствуя свою неполноценность. При своевременной психологической помощи родителям возможно избежать многих эмоционально отрицательных последствий, которые могут отразиться на всех членах семьи. Важно показать ребенку, что родители верят в его потенциал, силы и любят, независимо ни от чего.
Быть мамой — значит жертвовать собой и ставить интересы ребенка выше собственных. Как при этом не довести себя до депрессии? В новой рабочей тетради «Если мама на нуле» психологи сообщества Family Tree собрали несколько десятков упражнений, которые помогут вернуть силы и радость жизни. Выбрали пять из них.
Упражнение 1. Как я восстанавливалась раньше
У всех нас в прошлом были сложные периоды: мы сдавали экзамены, у нас бывали авралы на работе и т. п. — и тогда у нас были какие-то свои способы отдыха и восстановления. Может быть, вы танцевали, когда никто не видит, или ложились и задирали ноги, опираясь ими о стену, или слушали любимую аудиокнигу, или обнимали кота. Запишите все, что приходит в голову. Что из этого в какой-то степени возможно и применимо сейчас?
Упражнение 2. Санаторий для мамы
Найдите 15–20 минут, когда вас не потревожат, и представьте, что вам удалось уехать в санаторий, где все оборудовано для вашего отдыха и восстановления. Это красивое здание в сосновом лесу. Там не жарко и не холодно, очень чистый воздух. Людей почти не видно. У вас очень уютная комната, вы ее ни с кем не делите, и никто не может к вам зайти без предупреждения. Убирают комнату в ваше отсутствие. Из окна открывается вид, внушающий покой и восхищение.
Представьте, что вы уехали туда на 6 недель, и дома всё в порядке, без вас все справляются.
Вы несколько дней только валяетесь, гуляете в лесу и едите, а дальше можете подбирать себе восстанавливающие и развивающие занятия по вкусу. В своем воображении побродите по этому санаторию, найдите места, где вам особенно хорошо. Опишите эти места и те ощущения, которые вы там испытываете. Если вам там нравится, вы можете в воображении возвращаться туда в любой момент, когда устали и нуждаетесь в отдыхе и обновлении. Может быть, вам попадется в интернете картинка, которая похожа на ваш санаторий. Можно скачать ее себе на телефон и заглядывать туда.
Запишите: что именно (какие условия, какие занятия) в этом санатории больше всего способствуют вашему восстановлению?
А теперь ответьте, можно ли что-то из этого перенести в реальную жизнь?
Упражнение 3. Рассказ разным адресатам
Поставьте таймер на 5 минут и опишите то, что вас тревожит и беспокоит, как если бы вы писали какому-то чиновнику. Факты и только факты.
Дальше снова поставьте таймер на 5 минут и напишите так, как если бы вы писали лучшей подруге, принимающей вас в самых растрепанных чувствах. Вот о них, о чувствах, и напишите: что вы ощущаете в связи с ситуацией, которая вас беспокоит.
Третий раз поставьте таймер на 5 минут и напишите в этот раз, обращаясь к другому человеку, вовлеченному в эту ситуацию: партнеру, родственнику или ребенку, например.
Четвертая пятиминутка — чтобы написать самой себе.
Упражнение 4. Убеждения, отправленные в отставку
До того, как вы стали мамой, и в начале вашего «материнского стажа» у вас были какие-то убеждения по поводу материнства. Часть из них оказалась к настоящему моменту «отправлена в отставку», и на их место пришли другие.
Чем лучше мы понимаем, во что верим и какими убеждениями руководствуемся, тем легче нам принимать решения и отстаивать свою позицию.
Закончите предложения:
1. Я больше не согласна с тем, что верны следующие представления о родительстве… скорее, я верю в то, что (считаю, что)…
2. Я больше не считаю, что как мама я должна…
3. Сейчас я ориентируюсь на то, что…
4. Прежние предписания, правила и нормы, которые пришли в мою жизнь от (перечислите людей, которые повлияли на вас) и в их жизни они имели смысл, потому что… но мой жизненный контекст отличается…
5. В моем настоящем и ближайшем будущем это значит для меня, что…
6. В моем окружении мои теперешние убеждения, скорее всего, разделяют вот эти люди…
Перечитайте, что у вас получилось. Что вы в этом видите? Что важно? Что возможно?
Упражнение 5. Занятия для разных уровней стресса
Иногда мы планируем свою жизнь, исходя из допущения, что у нас всегда одинаковое самочувствие и продуктивность. Очевидно, что это не так. Давайте воспользуемся техникой шкалирования и представим себе, что самочувствие/продуктивность могут быть представлены на шкале от 0 («Лежу пластом, не могу открыть глаза, говорить и думать тоже не могу») до 10 («Максимально возможная для меня физическая и интеллектуальная нагрузка; совершаю подвиги»).
Приложение.
Упражнения для самопомощи.
Данная система упражнений предназначена для людей, переживших сильный стресс. Входит в программу по работе с психосоматическими симптомами методами телесной и арт-терапии. Приведенные упражнения собраны ХайдиХэнсон (HeidiHanson) - автором блога «Искусство исцеления травмы», которая исследует и собирает данные о лечении посттравматического расстройства. Она сама уже 6 лет борется с ПТСР и делится опытом и знаниями с другими. Упражнения выполняются положении сидя или лежа, в любое время суток. Если выполнять их на ночь- последнее упражнение меняем на поглаживание всего тела по направлению снизу-вверх.
Самоподдерживающее упражнение Питера Левина № 1 (Самообъятие). Упражнение дает осознанное состояние внутреннего покоя. Оно приходит от полученного на опыте внутри-телесного знания о том, что у нас есть определенное место в пространстве. А состояние рассоединенности, непонимания, где человек«начинается и где заканчивается», сильно подрывает душевное равновесие.
Как делать:
Положите одну руку подмышку другой руки, а другой рукой обхватите себя, так чтобы ладонь пришлась на плечо: вы себя обнимаете. Внимание сосредоточено на теле. Устройтесь поудобнее в это позиции, почувствуйте опорность, которую она придает. Позвольте себе побыть «в контейнере». Наблюдайте, происходят ли какие-то перемены в дыхании, телесных проявлениях, в том, как вы ощущаете себя в пространстве. Попробуйте какое - то время так посидеть, чтобы ваше ощущения себя и мира изменилось.
Самоподдерживающее упражнение Питера Левина №2.
Другим бывает трудно это понять, но люди, пережившие тяжелые стрессовые ситуации, часто страдают от приступов ужаса, гипервозбуждения, нервозности, внутреннего хаоса, спутанных и одолевающих мыслей. Следующее упражнение может помочь выйти из такого состояния.
Цель: успокоить нервную систему, «вернуть себя в тело», развивать осознание своего тела и тренировать нервную систему на удержание памяти о том, как «нормально себя ощущать». Так же, как и в первом упражнении, целью является ощутить тело как контейнер, получить представление о своих телесных границах. Кроме того, упражнение можно использовать для развития саморегуляции.
Как делать: Шаг 1. Глаза можно держать открытыми или закрытыми – как вам удобно. Можно лежать или сидеть. Примите удобную позу. Положите одну руку на лоб. Если вы лежите, можно подложить под бок подушки, чтобы локоть руки расслабленно покоился на них. Положите другую руку на сердце. Наблюдайте за тем, что происходит в Вашем теле. Плавно переместите внимание туда, где соприкасаются ладони и тело. Наблюдайте за тем, что просходит в теле под одной рукой: что чувствует тело при прикосновении? А что чувствует рука, прикасающаяся к телу? Повторите то же для другой руки. Начинайте фокусироваться на руке, которая притягивает Ваше внимание (неважно – правой или левой), делайте упражнение в своем темпе, столько времени, сколько нужно Вам. Оставайтесь в этом положение пока не почувствуете изменение. Возможно, ждать придется долго. Будьте терпеливы.
Вот что рекомендует Питер Левин: «просто ощущайте, что происходит в теле между ладонями. Иногда можно почувствовать поток энергии, или изменение температуры, или какое–то ощущение. Я просто прошу клиентов держать руки на месте, - несколько секунд, или 5-10 минут, пока они не почувствуют какое-то изменение…» Шаг 2. Переместите руку со лба на живот. Далее, как в шаге 1: Наблюдайте за ощущениями, возникающими в кистях рук. Затем переместите фокус внимания в тело. Сосредоточьтесь на ощущениях в теле там, где его касаются руки. Можно медленно перемещать внимание от зоны под одной рукой – к зоне тела под другой, - и обратно. Фокусируйтесь на руке, которая притягивает Ваше внимание, в удобном для вас темпе, столько времени, сколько нужно. Ждите, пока не почувствуете, что произошло какое то изменение. Затем руку, что была сверху, положите на живот. И снова ждите, пока не почувствуете какой-то сдвиг, какое-то движение. Если люди, которые не могут спать или боятся и страдают от кошмарных сновидений. Когда они делают эти простые вещи –засыпают гораздо легче».
Дополнительные упражнения по самоподдержке (ХайдиХэнсон).
1. Упражнение для самоподдержки, уменьшающее страх. Положите одну руку на шею сзади, у основания черепа, а другую – на солнечное сплетение (сразу под грудной клеткой). Прислушайтесь к ощущениям. Полежите несколько минут в такой позе до улучшения состояния.
2. Воссоединение с нижней частью тела (для гибких). Лежа на боку, положите одну руку на сердце, другую на копчик. Медленно перемещайте внимание от руки, лежащей на сердце, к руке, лежащей на копчике. Максимально расслабьтесь и полежите в такой позе несколько минут. Почувствуйте, как верхняя и нижняя части тела «соединяются», тело становится единым целым.
3. «Ментальный контейнер». Положите ладони с двух сторон головы – как будто каждая касается и успокаивает одно из полушарий мозга. Подержите руки несколько минут до изменения состояния. Затем переместите одну руку на лоб, другую на затылок. Почувствуйте, как руки создают «контейнер» для ваших мыслей.
4. Похлопывание (упражнение Питера Левина). Похлопывайте себя с кончиков пальцев ног вверх по телу со всех сторон (ноги-бедра-живот грудь-плечи-руки-шея-лицо), чтобы получить представление о своих наружных границах. Данное упражнение помогает «собраться» и ощутить себя целым, присутствующим «здесь и сейчас».
Наличие глубокого эмоционального контакта у родителей, и прежде всего, матери с ребенком является одним из основных факторов, определяющих успешность психокоррекционных воздействий на ребенка с нарушениями эмоционального контакта, выражающуюся в положительной динамике его состояния. Психокоррекционные мероприятия улучшают эмоциональный контакт родителей с ребенком, тип семейных отношений.
Человеческой психике свойственно маскировать, прятать с помощью защитных механизмов моменты непонимания и тревоги. В дальнейшем родители не испытывая недостатка привязанности к ребенку, начинают затрудняться в понимании его поведения и ощущения нарастающей вины постепенно вытесняются.
Все это свидетельствует о том, что в терапевтических мероприятиях нуждаются не только собственно дети, но и члены их семей. Эффективная психотерапевтическая работа с аномальными детьми требует включения в процесс родителей ребенка, при этом преимущество отдается игровым методам. Другим фактором, связанным с родителями такого ребенка и оказывающим влияние на его динамику является возможность координации действий родителей, врача, психотерапевтов различных направлений, психолога, дефектолога и педагога. С этим связан успех социальной адаптации ребенка.