Методические
рекомендации по организации и проведению подвижных игр и физических
упражнений на удлиненных переменах.
Эффективность
учебно-воспитательного процесса в школе во многом зависит от
правильной организации физкультурно-оздоровительной работы.
Особенно важно рационально чередовать учебную деятельность
школьников с активным двигательным
отдыхом.
Среди различных
видов физкультурно-оздоровительной работы особое место занимает
проведение подвижных игр на удлиненных переменах. Регулярное
проведение подвижных игр и физических упражнений на перемене
повышает тонус всего организма, восстанавливает работоспособность,
что на последующих занятиях способствует более высокой
сосредоточенности и усилению внимания к заданиям учителя,
содействует лучшему восприятию проходимого материала и
продуктивности учебной
работы.
Игры и
упражнения во время больших перемен лучше проводить на открытом
воздухе, что наряду с фактором оздоровления способствует
закаливанию организма
учащихся.
В зимнее время
подвижные игры проводятся на открытом воздухе при температурных
условиях, соответствующих гигиеническим нормам данного региона
страны. В случае неблагоприятных условий (дождь, сильный мороз,
ветер и- др.) организация активной перемены переносится в помещение
школы и проводится в хорошо проветренных коридорах, рекреациях при
подборе соответствующих игр и физических
упражнений.
Успех
проведения подвижных игр и физических упражнений на переменах во
многом зависит от подготовки мест, где они планируются: следует
использовать волейбольные, баскетбольные и другие площадки, беговые
дорожки, гимнастический городок и в обязательном порядке иметь в
достаточном количестве мелкий спортивный инвентарь различного
назначения: мячи, скакалки, обручи, гантели, комплекты бадминтона,
флажки, эстафетные палочки и т.
д.
Школьники на
подвижных переменах занимаются в повседневной одежде, в холодную
погоду надевают куртки, пальто, головные уборы, соответствующую
обувь.
Общее
руководство организацией и проведением подвижных игр и упражнений
на переменах осуществляют директор школы и его заместители.
Непосредственное проведение таких перемен возлагается на учителей,
классных руководителей, старших вожатых, физкультурный актив школы.
Особая роль в этом отводится учащимся старших классов -
общественным
конструкторам.
Намечая
различные варианты проведения подвижных перемен, учителя физической
культуры одновременно продумывают, как лучше использовать актив
учащихся - физоргов классов, общественных инструкторов, кому и что
поручить, распределяя их по местам проведения различных видов игр и
упражнений, например: двух активистов у баскетбольных щитов для
организации бросков мячей по кольцу, по два на волейбольной,
футбольной, гандбольной площадках, двух у щита для попадания мяча в
цель, кому-то поручается быть в местах упражнений со скакалкой, у
секторов по прыжкам в длину, высоту, кто-то может провести беговые
эстафеты на короткую дистанцию или различные игры с мячом и т.
д.
Упражнения и
игры необходимо подбирать с учетом возрастных особенностей
учащихся, при этом используется материал учебной программы по
физической культуре: подвижные игры, элементы спортивных игр,
упражнения с мелким спортивным инвентарем и
др.
Известно, что у
младших школьников учебная деятельность вызывает наиболее быстрое
утомление. Лучшей формой проведения активной перемены для них
является организация подвижных игр. Ученики младших классов не
имеют достаточного двигательного опыта и умений самостоятельно
организовывать игры. Поэтому здесь роль руководителя становится
необходимым условием. В этом отношении, кроме учителя, нужна помощь
старшеклассников, комсомольского и пионерского актива, тем более
что малыши с повышенной заинтересованностью принимают участие в
играх с небольшим количеством учащихся. Надо, чтобы для учеников I
- III классов игры сопровождались со стороны учителя и его
помощников советами, подбадриванием, проходили интересно и
эмоционально.
При проведении
подвижных игр в последующих классах следует учитывать некоторые
особенности. Так, школьники IV - VI классов более самостоятельны. У
них пользуются успехом такие игры, где можно самостоятельно
принимать решения, проявить инициативу, Тем не менее, руководитель
помогает им организовать игры, при необходимости осуществляет
судейство.
Следует
отметить что, начиная с IV класса интересы и двигательные
возможности мальчиков и девочек, все более отличаются, поэтому
наряду с совместными играми следует предусмотреть ряд специальных
игр отдельно для мальчиков и
девочек.
Учащиеся VII -
VIII классов склонны к самостоятельным играм. Им предлагается ряд
игр, объясняются их правила, назначаются судьи из числа играющих.
Во время игр руководитель следит за порядком, соблюдением правил
игры, а в случае необходимости помогает правильно оценить игровую
ситуацию.
Как правило,
ученики средних и старших классов больше проявляют интерес к тому,
чтобы побросать мяч в баскетбольную корзину, побить мяч в
футбольные ворота, побросать мяч в гандбольные ворота, позаниматься
гантелями, пробежать кросс по размеченной дистанции (в слабом
темпе), закончив общеразвивающими упражнениями на дыхание.
При всем этом нельзя допускать повышенные физические
нагрузки.
Не следует
разрешать двусторонние игры в футбол, гандбол, баскетбол. Надо
ограничиваться использованием элементов спортивных игр, о которых
кратко указано выше.
Для перемен
следует подбирать игры малой и средней интенсивности. Игры большой
интенсивности чрезмерно возбуждают детей, они не успевают
успокоиться к началу урока и переключиться на учебную
деятельность.
Как правило,
дети на переменах играют в знакомые им игры. В том случае, если
руководитель предложил им новую несложную игру, он должен кратко
объяснить им ее правило, повторить вместе с ними, а затем наблюдать
за ходом игры.
На переменах
рекомендуется применять как командные, так и групповые игры.
Например, из командных игр: «День и ночь», «Передал - садись»,
«Охотники и утки», «Перестрелка» и др. Из групповых: «Пустое
место», «Волк во рву», «Удочка», «Подвижная цель» и т. д.
Применяются также игровые поединки, игры- аттракционы и другие
развлечения. Заканчиваются упражнения и игры за 5-6.мин до начала
следующего урока.
Придавая
большое значение подвижной перемене как целенаправленному
мероприятию по снижению напряженности в учебной деятельности
учащихся, ее организаторам следует добиваться главного - чтобы не
заорганизовать данный вид активного отдыха учеников. Необходимо
придавать такому виду отдыха произвольный характер, не принуждать
учащихся к обязательному выполнению намеченных видов игр и
упражнений, не начинать перемену с построения, задач и заданий,
надо, чтобы учащиеся сами" избирали для себя то, чем хотят
позаниматься за время
перемены.