Классный час « Право
имею».
Задачи урока: Систематизация и углубление знаний по правам и
свободам граждан.
Образовательная: Раскрыть понятия права и свободы человека и их
защита.
Воспитательная: Способствовать сознанию учащимися необходимости
активно участвовать в общественной жизни, воспитывать учащихся в
духе уважения прав и свобод других людей.
Развивающая: Развивать умение анализировать, решать
ситуационные задачи, побудить к познавательной творческой
деятельности, развивать умение рассуждать, доказывать, высказывать
суждения.
Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений и
навыков.
Методы: словесный, наглядный, практический, проблемно –
поисковый, интерактивный.
Оборудование: картинки, карточки, свидетельство о
рождении.
Ход урока.
-
Организационный момент.
«
Сядьте удобно. Повернитесь друг к другу и подарите друг другу
улыбку и хорошее настроение»
-
Сообщение цели и задачи
занятия.
Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о своих
правах и обязанностях.
-
Вступительная беседа.
-
Скажите ребята, как называется наша Родина? Где мы
живём?
-Мы
живём в Казахстане.
-
Правильно. Мы являемся гражданами Казахстана. И как граждане
Казахстана мы имеем одинаковые права. Когда вы родились и были
совсем маленькими, вы получили свой первый документ « Свидетельство
о рождении» ( показать документ). Этот документ о том, что ребёнок
является гражданином Казахстана и находится под защитой нашего
государства. Каждый гражданин Казахстана имеет права. Какие это
права?
-
Право на жизнь, на учёбу, на отдых, на свободу слова, право на
семью.
Лишь появится ребёнок, и дышать начнёт
едва
Он
имеет право жить, развиваться и дружить;
Иметь уютный, тёплый дом
Видеть тихий мирный сон.
Врачей помощь получать,
Обучаться, отдыхать,
Быть весёлым и здоровым,
Восхищаться чем – то новым
И
любить и быть любим
Он
на свете не один!
- А
кто же в государстве обязан защищать права детей? На эти и другие
вопросы мы постараемся сегодня ответить.
Сначала послушаем стихотворения
учеников
Алтынай
Права есть у взрослого и у
ребёнка:
Играть и учится, мечтать и
трудиться
Помочь старику и погладить
котёнка,
И
чистой водой на рассвете умыться.
Арина
Ребёнок имеет право на счастье.
А
также в доме укрыться в ненастье
Ребёнок имеет право гулять
И
воздухом чистым всей грудью дышать.
Арсений
Есть в Конвенции ООН
Вот
такой закон:
Всех детей учить должны, детям знания
нужны
Это
знать должны все дети
И
все люди на планете.
Кирилл
Ребёнок должен быть красивым,
Весёлым, сильным и счастливым.
Поэтому хочу сказать: ребёнок должен
отдыхать.
Учитель: А
теперь, чтобы проверить, как вы запомнили права ребёнка мы с вами
поиграем в игру « Разрешается – запрещается». Я в стихотворной
форме буду описывать вам различные ситуации. А вы все должны будете
заканчивать фразу словами: разрешается или
запрещается.
-
Игра « Разрешается –
запрещается»
Куда пойдём мы в воскресенье:
На
каток или в кино.
Вот
семья вопрос решает
Выбрать мнение одно.
Взрослые на деток смотрят, смотрят –
удивляются.
Слушать мнение ребёнка конечно
(разрешается)
Вот
в углу стоит мальчонка,
Плаче, надрывается.
Бить, наказывать ребёнка
Строго (запрещается).
С
мамой дети должны жить, не грустить и не тужить –
Это
(разрешается)
Дитя незаконно похищают,
Мать с ребёнком разлучают.
Это
(запрещается)
Рисовать и петь учиться,
Если заболел – лечиться,
Это
– (разрешается).
Много трудится ребёнок,
Мало у него силёнок,
Ноги подгибаются.
В
детстве тяжкая работа
Конечно (запрещается)
Вместе дружно в мире жить,
С
разными детьми дружить –
Это
(разрешается)
Когда слабый горбит спину,
Перед сильным преклоняется.
Быть рабом у господина
Строго (запрещается)
Учитель:
Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием. А теперь мы
проведём конкурс который называется « Блиц турнир». Объединение в
группы.
-
«Блиц турнир». Детям даются вопросы.
-
Когда Казахстан стал независимым? 16.12.1991
г
-
Какой праздник отмечается в РК 30 августа? День
Конституции.
-
Назвать символы государства РК. Флаг, герб,
гимн.
-
Какой праздник отмечается 1 декабря? День
Президента.
-
С
какого возраста человек имеет право голосовать? 18
лет.
-
Какой праздник отмечается 16 декабря в РК? День
независимости РК.
-
С
какого возраста человек обладает правами в РК? С момента
рождения
-
Все
ли граждане РК имеют равные права? Да
-
Какой язык в РК является государственным, а какой
официальным: Казахский и русский.
-
Как
называется глава государства в РК? Президент.
-
Викторина по сказкам.
Предлагаю ответить на мои
вопросы:
-
Сказка «Сестрица Алёнушка и братец
Иванушка».
Назовите право, которое нарушила ведьма в этой
сказке. (Право на жизнь).
-
В
сказке Д.Мамина – Сибиряка «Серая шейка»
Чья
жизнь в опасности?
Какое право нарушено? (Право на
жизнь)
Кто
посягает на жизнь уточки?
-
В
сказке «Лиса и заяц» (право на неприкосновенность
жилища)
-
В
сказке «Лягушка – путешественница»
Выбери право, которым воспользовалась лягушка (
Право на свободное перемещение)
Учитель: А
теперь, ребята, вы самостоятельно, без моих подсказок, назовите мне
название сказки и право, которое было нарушено.
-
В
какой сказке личность во всех отношениях серая осуществляет план
убийства двух лиц и лишь благодаря своевременному вмешательству
общественности всё кончается благополучно? ( Красная шапочка, право
на жизнь).
-
Назовите сказку. Где две невестки царя посягают
на имущество третьей, крадут одеяние невесты младшего сына царя и
сжигает его. ( « Царевна лягушка», право на личное
имущество)
-
Эта
девушка работала в доме своей мачехи, не покладая рук. Ни днём, ни
ночью не знала отдыха. А мачеха только и знала, что работы
прибавляла. То горох с чечевицей смешает, то пшено в золу высыпает.
А потом девушку заставит всё до крупинки рассортировать . она не
подумала, что девушка живой человек и ей необходим отдых. Что уже
говорит о том, что за упорные труды необходимо и вознаграждение?
Какие права ребёнка всё время нарушала мачеха? («Золушка» ,право на
отдых, на досуг, право на защиту от экономической
эксплуатации)
-
Этот человек очень хотел учиться и стать самым
умным. Но в этой стране, где он жил, образование мог получить
только тот у кого были деньги. А папа был беден. И чтобы отправить
сына в школу, ему пришлось расстаться со своей любимой курткой и
шарманкой, чтобы купить сыну азбуку. Каким правом хотел
воспользоваться мальчик? («Буратино», право на
образование).
-
Доктор срочно спешит а Африку, чтобы спасти
Танечку и Ванечку, которых злой волшебник Бармалей связал и
приковал к пальме, желая съесть их к обеду в ближайшую среду.(
«Доктор Айболит», право на жизнь)
-
– Ребята! Мы хорошо знаем свои права, а знаем ли мы
свои обязанности?
-
Что такое обязанности?
-
Обязанности – это установленная государством необходимость вести
себя определённым образом.
-
Какие обязанности вам необходимо исполнять?
1.
соблюдать Конституцию и другие законы РК.
2.
обязан уважать права и свободы других людей, их честь и
достоинства;
3.
уважать государственные символы РК;
4.
защищать свою Родину;
6.
беречь и охранять памятники истории и культуры;
7.
бережно относиться к природе, сохранять её
богатства;
-
Чтобы поддержать порядок в обществе, необходимо соблюдать
обязанности.
Учитель: В
заключении нашего классного часа я прошу выйти
ребят.
Лера
Как
хорошо, что есть права!
Закон нас строго защищает.
И в
нём важны нам все права,
Они
великой силой обладают.
Алибек
Не
отнимешь у ребёнка
Право вечного на отдых,
Есть в Конвенции об этом
Специальная статья.
Данил
Папа, мама, ты и я –
Называется « семья».
И
для нас Семейный Кодекс
Выпускается, друзья!
11. Итог урока:
О
чём говорили сегодня мы на уроке?
Тамдинская средняя школа.
Открытый классный час
по
правовому воспитанию.
Провела: Жаканова Л. Ю
2017 год