Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Проектная деятельность в воспитательной работе
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
Семинар- практикум для ЗДВР
Тема выступления:
Проектная деятельность
в воспитательной работе
Подготовила Рямбова Валентина Николаевна,
учитель русского языка и литературы
средней школы им. Ю. Гагарина
Аксу – 2012г.
Проектная деятельность в воспитательной работе
(Слайд №1)
Поиск ответа на вопрос « Как учить и воспитывать?» – выводит нас на категорию методов обучения. Без методов невозможно достичь поставленной цели, реализовать намеченное содержание, наполнить обучение познавательной и воспитающей деятельностью. Метод-сердцевина учебного процесса, связывающее звено между запроектированной целью и конечным результатом.
Методы, используемые на уроках и внеклассных мероприятиях, условно делятся на 3 основные категории: пассивные, активные и интерактивные.
1. Пассивные методы
(методы линейного воздействия)
Слайд №2
Процесс воздействия учителя с учащимся превращается в одностороннее линейное воздействие. Учитель является главным организатором, он распределяет работу, предлагает заранее составленный план, лично контролирует все действия учащихся, единолично распределяет необходимую информацию.
2. Активные методы
(методы кругового воздействия)
Слайд №3
Характер взаимодействия учителя и учащихся меняется, хотя учитель и остаётся центральной частью занятия. Он остаётся главным и единственным источником информации и экспертом, но учащиеся уже не являются пассивными слушателями, они могут задавать вопросы, пояснять необходимые положения, предлагать собственные решения.
3. Интерактивные методы
(методы кругового взаимодействия)
Слайд №4
При использовании интерактивных методов роль учителя резко меняется, перестаёт быть центральной, он лишь регулирует учебно-воспитательный процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана.
Учащиеся работают с дополнительными источниками информации. Они также обращаются к социальному опыту – собственному и своих товарищей, при этом им приходится вступать в коммуникацию друг с другом, совместно решать поставленные задачи, преодолевать конфликты, находить общие точки соприкосновения, идти на компромиссы.
Почему мы говорим «да» интерактивным методам?
Интерактив Высокая мотивация! Прочность знаний! Творчество и фантазия! Коммуникабельность! Активная жизненная позиция! Командный дух! Ценность индивидуальности! Свобода самовыражения! Акцент на деятельность! Взаимоуважение! Демократичность!
|
Слайд №5
XXI век дает заказ на выпускников, обладающих вероятным мышлением, т.е. способных ориентироваться в незнакомой ситуации, умеющих извлекать необходимую информацию в условиях ее обилия, усваивать ее в виде новых знаний и, самое важное, применять эти знания на практике. Так же в век информатизации, когда один человек не в состоянии «переварить» весь поток информации, важно умение работать сплочено. XXI век – «век команд».
Одним из интерактивных методов является проектная деятельность.
Слово «проект», в переводе с латинского, означает «бросание вперед».
Применительно к школе образовательный проект рассматривается как совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности.
Так что же такое учебный проект?
Это и задания для учащихся, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, и форма организации взаимодействия учащихся между собой, и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта.
Слайд №6
В основе каждого проекта лежит проблема. Нет проблемы – нет деятельности.
Целью проектной деятельности является поиск способов решения проблемы, а задача – задача достижения цели в определенных условиях.
Учебный проект отвечает на вопросы: Почему? (это важно для меня) Зачем? (мы это делаем) Что? (для этого мы делаем) Как? (мы это можем делать) Что получится? (как решение проблемы)
|
Слайд №7
Термин «метод проектов» пришел к нам из Америки в начале прошлого века. Он зародился во второй половине 19 века в сельскохозяйственных школах США и основывался на теории «прагматической педагогики», основоположником корой был американский философ-идеалист Джон Дьюи.
Условиями успешности обучения по Дьюи являются: • проблематизация учебного материала; • активность ребенка; • связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом.
|
Слайд №8
Все эти условия могут быть обеспечены « методом проектов».
Обучение и воспитание – это единый неразрывный процесс. Обучая – воспитываем, воспитывая – обучаем.
Процесс воспитания сводится к формированию развитой, коммуникативной личности, способной адаптироваться в любой ситуации, обучаться на протяжении всей жизни, физически и морально здоровой. Способной проявлять свои таланты не только на благо себя и своей семьи, но страны и человечества в целом.
Может ли стать такой личностью человек неуверенный в себе, не обладающий элементарными знаниями, не умеющий и не желающий ничего менять? Естественно нет!
Программа воспитательной работы «Ступени к успеху», по которой я работаю, позволяет научить ребенка не бояться трудностей, а преодолевать их; не отсиживаться в сторонке, а действовать сообща. Учащиеся проходят несколько этапов, которые разбиты по возрастным критериям.
1 класс – Я – ученик.
2-3 классы – Я и окружающий мир.
4 класс – Я и родной край.
Слайд №9
На этих этапах прослеживается основные мотивы – « я» – позиция каждого ученика по отношению к определенной теме и актуальность данной темы для ребенка на данном возрастном этапе.
Так для первоклассника наиболее актуально осознать себя как ученика. В его жизни все изменилось, он должен научиться быть прилежным, старательным, усидчивым, аккуратным. И в то же время важно, чтобы новые требования не оказались для ребенка непосильными.
Второй и третий класс – плодотворный возраст для деятельного творчества, исследовательской деятельности, ученик погружается в изучение окружающего мира.
В четвертом классе приоритетным становится изучение родного края.
В процессе работы все чаще стал возникать вопрос «Как сделать процесс воспитания ненавязчивым, чтобы дети сами увидели потребность в развитии?»
В реализации воспитательных задач целесообразно применять метод проектов.
Целостность, целенаправленность и эффективность воспитательной деятельности могут обеспечить только объединенные усилия всех участников образовательного процесса, в том числе социальные партнёры.
Социальные партнеры: • социальные педагоги; • дополнительное образование; • центры детского творчества; • библиотеки; • пожарная часть; • экологическая служба; • больница; • милиция.
|
Слайд №10
Так, в решении воспитательных задач большое значение сыграло социальное партнерство с Интеллектуальным центром «Ювента», занятия по прикладной экономике.
Итогом работы стали проекты, их презентация и защита.
Проекты затронули все сферы окружающего мира: природу, семью, общество, экономику, школу.
Слайды №11-18
Защита проектов учащихся начальных классов по прикладной экономике
«Экономика ? это жизнь»
Слайды №19-21
Работа строилась по этапам.
Я предложила общую тему. Ребята самостоятельно выбрали проблему. В выборе команд я использовала «технологию свободного выбора». Конечно, учащиеся столкнулись с трудностями.
Во-первых, им было трудно выявить проблему самостоятельно. Пришлось подсказать им, что проблема сама собой не возникает, она вокруг нас. Например, экологическая проблема города.
Во-вторых, формировать цели и определить задачи. Совместно с ребятами мы определили, что цель – это результат, а задача – это шаги достижения цели.
Работа над проектами имеет огромное воспитательное значение.
Во время работы было отмечено, что, выполняя проекты, учащиеся поверили в свои силы, свои способности, у ребят повысилась самооценка, уверенность в себе. Работая в команде, детям пришлось быть терпимее к мнениям и поступкам членов команды, с уважением относиться друг к другу. Ребята прочно усвоили изучаемый материал, добытый самостоятельно, сознательно. Это показала защита проектов.
Дети легко отвечали на все дополнительные вопросы, у ребят появилось желание работать над новыми проектами. А у меня, как педагога, – применять данный метод.
Основной воспитательной задачей 4 класса является развитие познавательного интереса к культурному наследию России и малой родине – ЯМАЛ. Проект, над которым будем работать в 4 классе, называется «С чего начинается Родина?»
На протяжении столетий лучшие сыны России устремлялись в северные районы Сибири, одержимые патриотической идеей приумножения естественных богатств государства.
Актуальность данной темы в том, что для большинства родителей наших учеников Ямал не является малой родиной, в то время как для самих учащихся наоборот – ЯМАЛ – малая родина. И изучение культурного наследия коренных жителей является неотъемлемой частью патриотического воспитания младшего школьника. Не надо забывать о судьбе коренных жителей Севера. Необходимо воспитывать бережное отношение к природе, интерес к изучению родного края.
Цели и задачи проекта: • пробудить чувство гордости к городу Ноябрьску, ЯНАО и России; • помочь каждому ребёнку осмыслить себя частью своей Родины; • способствовать формированию бережного отношения к природе; • изучить литературные произведения поэтов и писателей Ямала, имеющих воспитательное значение.
|
Слайд №22
Существует определенная технология разработки воспитательного проекта социальной направленности.
Технология разработки проекта: • Подготовка проекта. Объявление темы проекта. • Реализация проекта. • Итоги работы над проектом.
|
Слайд №23
Раздел 1
Подготовка проекта. Объявление темы проекта
Шаг 1. Сформировать команды. Составить график рабочих встреч.
Шаг 2. Дать задание ученикам изучить общественное мнение для того, чтобы выделить актуальную проблему.
Шаг 3. Предложить ребятам изучить собственные возможности команды.
Шаг 4. Попросить ребят начать определение целей и задач своего проекта, мероприятий и ожидаемых результатов.
Шаг 5. Попросить ребят совместно разработать систему оценки проекта и деятельности команды.
Раздел 2
Реализация проекта
Шаг 6. Проведение консультаций, переговоров. Взаиморецензирование.
Шаг 7. Защита проектов. Определение оптимального проекта.
Шаг 8. Проведение плановых мероприятий, обозначенных в оптимальном проекте.
Шаг 9. Корректировка хода реализации проекта.
Раздел 3
Итоги работы над проектом
Шаг 10. Анализ результатов работы над проектом учителем.
Шаг 11. Информирование общественности о результатах работы.
Шаг 12. Благодарность участникам проекта. Проведение рефлексии.
В любом случае, работа над проектом подразумевает основные этапы взаимосвязанных действий школьников и педагога. Работу над проектом «С чего начинается Родина?» я планирую проводить согласно этим этапам.
Слайд №24
Диагностический
На данном этапе использую метод « Забор мнений». На ватмане напишу слово ПАТРИОТ и попрошу ребят, в течение недели ответить на вопрос кто это? Проанализировав ответы детей, выявим проблему: с чего начинается Родина?
Поисковый
Спрошу у ребят, что нужно сделать, чтобы ответить на этот вопрос? То есть выделим цель.
Договорной
Метод « Мозговой штурм» выяснит способы реализации проекта, т.е. задачи.
Деятельностный
Этот этап будет зависеть от предложений ребят по реализации проекта.
Рефлексивный
Итогом работы над проектом планируется проведение классного часа-презентации.
До конца понять и почувствовать специфику работы над методом проектов можно, поработав над ним.