Модуль:
Тема занятия:
|
Новые подходы в преподавании и
обучении
Как активизировать саморегуляцию
учащихся на уроке посредством работы в группах.
|
Цель занятия:
|
раскрытие понятия «саморегуляция», определение
аспектов саморегуляции, обучение приёмам, способствующим развитию
саморегуляции;
|
Задачи
занятия:
|
-ознакомить с типами
саморегуляции;
-обучить действиям и подходам,
способствующим развитию детского
саморегулирования.
|
Результат обучения:
|
Учителя развивают саморегуляцию учеников, работая
в группах
|
Основные (ключевые)
идеи:
|
Эмоциональный, когнитивный, социальный и
мотивационный типы саморегуляции
|
Тренинг-разминка занятия
5мин
|
Цветная
импровизация
Тип: энерджайзер
Это упражнение-энерджайзер для тренинга
замечательно "размораживает" группу, развивает творческое мышление,
даёт простор фантазии, "провоцирует" улыбки и просто хорошее
расположение духа. Проводить её можно в кругу, переходя от
участника к участнику по часовой стрелке, а можно дать волю
спонтанности и творческому хаосу: пусть тот, у кого созрела идея,
представит её вне зависимости от очередности! Задание: "сыграть"
любой заранее выбранный тренером цвет (например "оранжевый") любым
способом, в любом жанре, не повторяя идеи товарищей по группе!
Попробовав провести в группе эту игру, вы будете приятно поражены
многообразием идей. Я видел, как цвет танцевали, пели его,
свистели, показывали через гримасу, через парное общение, через
"живую скульптуру", с помощью пантомимы.
|
Тимбилдинг:
|
5 смелых, 5
добрых, 5 умных, 5 скромных
|
Психологический
настрой
|
Мы
будем работать со смелыми,
добрыми, умными и скромными
|
Интерактивная
лекция.
|
Метапознание и саморегуляция
развиваются через концепцию
«Я». Концепции «Я» состоит из трех взаимосвязанных
частей:
v Аффективный компонент
«как ощущаю себя в качестве ученика»
v Когнитивный компонент
«что я знаю и умею»
v Социальный компонент
«как взаимодействую с обществом»
Направление, которое мы возьмем – это
«групповая работа».
-
Во
всех заданиях этого направления присутствует метапознание, исходя
из той роли, которую берет на себя ученик в
группе:
-
делать защиту проекта,
-
писать и искать
информацию,
-
дополнять и т.д.
-
Прием «найди себе группу» по картинке на
обобщающем уроке по разделу «раннее
средневековье».
-
Ученики вытягивают
картинку,
-
и
отвечают: что это и к какой теме раздела
относится.
Так формируются группы по отдельным
темам.
Наиболее часто используемые
приемы:
Эти приемы можно использовать в
дифференцированных группах. В зависимости от уровня группы
соответствующее задание (проще или сложнее).
Еще один прием: создание слайда по теме с опорой
на «семь смысловых шляп». Задания от простой шляпы – белой, к
сложной – синей на организацию мышления: «Что дало вам изучение
темы? Как и где эту информацию вы можете использовать в
дальнейшем?».
Все задания можно давать сначала для
индивидуального выполнения, затем в парах и в группах. Сообща
решить проблему легче, поэтому надо создавать «подмостки» в виде
помощи одноклассников либо дается алгоритм
действий.
В заключении хотелось бы сказать о том, что дает
развитие метапознания и саморегуляции
ученикам и учителю:
-
Возможность выявить собственные
барьеры
-
Учит учиться
-
Создает конструктивный диалог в
группе
-
Улучшает обратную
связь
-
Дает качественное оценивание результатов
успеваемости и уровня понимания
-
Позволяет использовать в полной мере опыт
учеников
-
Принимает во внимание мнение
учащихся
|
|
|
Вводное задание:
Мозговой штурм
|
Вопросы. Прошу быть честными – это ваш собственный процесс
развития.1.Каково на ваш взгляд процентное соотношение объёма
времени, когда говорите Вы, ко времени, когда говорят ученики в
ходе урока?____________________
2.Как часто ученикам предоставляется возможность
поговорить со своими одноклассниками во время
урока?____________________________________
3.Как часто ученики имеют возможность задавать
друг другу вопросы?_____________________________
4.Какой порядок установлен Вами в классе для
предоставления возможности ученикам задавать вопросы?
__________________________________
5.Какие методы вы
используете для этой
цели?______________________________________
6.На сколько, комфортно Вы себя будете
чувствовать, если Ваши ученики не будут сидеть строго на своих
местах в ходе урока?___________________________
|
5мин
|
Стратегия «Автобусная
остановка»
|
Группам раздаются ресурсные листы по данной теме
(сначала пустые), а потом при помощи ресурсов помочь сравнить и
определить, что значит «Активный и пассивный
класс»
|
10 мин
|
Задание 1.
Оформление постера «Я
иду на урок»
|
Создание постера «Я
иду на урок»
Нам знаком термин
«Саморегуляция»!
|
|
Рефлексия:
|
Раздаются стикеры.
Экспресс-опрос
Сегодня я узнал (а)
….
Мне было
интересно…
Меня
удивило…
Я научился (ась) …
Результаты применения модуля «развитие
метапознания и саморегуляции»:
-
Активность всех учеников на
уроке
-
Качество усвоения материала выше (нет оценки
«3»)
-
Высокий уровень самостоятельности, так как
уровень осознанности действий становится
выше.
« Школа – это кладовая сокровищ, за наличие их в
кладовой отвечает учитель. Ученик сам волен набивать свои карманы
сокровищами, учитель не должен насильно впихивать ему драгоценности
и выполнять роль таможенника. Сам ученик определяет, сколько
драгоценностей на уроке он наберет, сколько сможет их унести и сам
оценивает сколько богатства он приобрел» [из материалов Центра
Современной Педагогики «Обучение без границ», Монреаль,
Канада].
|
5мин
|
Ресурсы:
|
Презентация, видеоролик, раздаточный материал,
постеры, стикеры.
|
|